Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики
1. В целом ряде профессий психоэмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством. Поэтому диагностика психоэмоциональной устойчивости необходима в процессе профотбора и профподбора.
2. В системе общего и профессионального образования результаты диагностики психоэмоциональной устойчивости необходимо учитывать при организации учебного процесса и использовать для осуществления обратной связи при формировании этой устойчивости.
Следует учитывать, что низкая психоэмоциональная устойчивость может стать причиной серьезных психосоматических расстройств. Ибо при обследовании реакции учащихся начальных классов на учебную нагрузку в гимназиях выявлено состояние школьников, близкое к хроническому стрессу. Стрессовая ситуация и возрастающая учебная нагрузка, которая часто не соответствует функциональному состоянию организма первоклассника, вызывает перенапряжение механизмов адаптации, а в отдельных случаях и ее срыв.
3. При анализе результатов пилотажных психологических и медицинских исследований следует учитывать, что лица с низкой психоэмоциональной устойчивостью относятся к группе риска по психосоматическим заболеваниям, т.к. чаще подвержены стрессу. В теории острого и хронического стресса, убедительно доказано, что его длительное воздействие провоцирует процесс соматизации аффекта и приводит со временем к учащению ПСР и увеличению их продолжительности.
Тема 17. Использование методов психологического исследования в изучении индивидуальных психологических особенностей личности
ЦЕЛЬ: диагностика силы-слабости нервной системы
ОБОРУДОВАНИЕ: прибор «Активациометр»
Задание
Понятие о силе НС выдвинуто И.П.Павловым в 1922 г. Выявлено, что представители сильной НС отличаются большей психологической устойчивостью и выносливостью к сильным и продолжительным раздражителям. Поэтому люди с сильной нервной системой более стрессоустойчивы, более терпеливы (могут дольше терпеть неблагоприятные физиологические состояния: усталость, недостаток кислорода в крови и т. д.), более решительные и смелые в опасной ситуации, склонны к риску и экстремальным ситуациям. Предпочитают автократический стиль руководства. Однако они не монотоноустойчивы, т. е. не любят однообразную работу и обстановку, обладают невысокой чувствительностью и внушаемостью, у них хуже, чем у людей со слабой нервной системой, скоростные параметры (теппинг-тест, время простой реакции).
Люди со слабой НС по сравнению с предыдущими отличаются высокой абсолютной чувствительностью, большой быстротой реагирования на сигналы, высоким максимальным темпом движений, высокой монотоноустойчивостью, внушаемостью, нейротизмом, артистичностью и эмоциональностью. Не склонны к риску и экстремальным ситуациям, стараются избегать ответственности и конфликтов, предпочитают демократический стиль руководства, нерешительны, не могут долго терпеть неблагоприятные физиологические состояния (нетерпеливы).
Если силу-слабость НС образно сравнить с толщиной кожи, то представители сильной НС напоминают толстокожих животных, преимуществами которых является хорошая защищенность от таких негативных влияний как стрессы, длительные нервно-психические нагрузки, внезапные сильные воздействия на психику. Толстокожие не чувствуют булавочные уколы и комариные укусы.
Представители же слабой нервной системы напоминают животных с тонкой кожей, для которых даже булавочный укол является болезненным. Их слабой стороной является низкая защищенность от длительных нервно-психических нагрузок, стрессов и иных сильных воздействий на психику.
Однако, чем толще кожа, тем ниже ее чувствительность. Поэтому отрицательной стороной сильной нервной системы является низкая чувствительность, что проявляется в высоких абсолютных и дифференциальных порогах ощущений. Вместе с тем, преимуществом представителей слабой нервной системы является более высокая чувствительность, проявляющаяся, соответственно, в более низких абсолютных и дифференциальных порогах ощущений.
Общая характеристика
Методика «Теппинг-тест» Е.П.Ильина (1972) является одной из наиболее общепризнанных, апробированных и распространенных методик диагностики силы-слабости нервной системы. Многолетнее практическое использования этой методики подтвердило ее валидность и надежность [18].
Вместе с тем, руководствуясь принципами системной диагностики, изложенными нами ранее, мы сочли целесообразным модифицировать эту методику с целью расширения ее диагностического диапазона. Важную роль в достижении поставленной цели сыграли потенциальные возможности самой методики, а также диагностические возможности прибора «Активациометр АЦ-9К» [5].
Сущность нашей модификации «Теппинг-теста» заключается в следующем.
1. Испытуемый работает на специально созданном для этого устройстве, обеспечивающем техническую возможность адекватного выполнения инструкции, особенно в части максимальной частоты движений.
2. Процедура диагностики осуществляется в диалоговом режиме с персональным компьютером, что дает возможность точного подсчета движений (постукиваний). Подсчет начинается с момента первого постукивания.
3. Обработка результатов, их интерпретация и постановка диагнозов осуществляется автоматически, что исключает математические ошибки, экономит время психолога. Автоматизация обеспечивается соответствующими формулами статистической обработки результатов и программным обеспечением.
4. В результате модификации с помощью методики «Теппинг-тест» стало возможным диагностировать не только силу-слабость нервной системы, но и максимальный темп (частоту) движений.
Процедура диагностики
Осуществите подготовку к проведению теста. Для этого выньте из гнезда контейнер Фолля и на его место вставьте металлический диск для теппинг-теста. В правый разъём, находящийся на задней панели прибора вместо акупунктурных щупов подключите специализированный одинарный щуп для теппинг-теста.
Испытуемый садится за стол, на котором располагается прибор. Посадка испытуемого и расположение прибора такие же, как при диагностике подвижности-инертности НС. Указательным, средним и большим пальцами правой руки испытуемый удобно обхватывает ручку щупа.
Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осуществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Психофизиологическая диагностика» и далее – «силы-слабости нервной системы (теппинг-тест)». После этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика силы-слабости нервной системы».
Запуск процедуры диагностики осуществляет экспериментатор нажатием кнопки "Начать".
Компьютер предупреждает о начале процедуры диагностики тремя звуковыми и световыми сигналами с интервалом в 1 сек.
Инструкция испытуемому. «Сядьте поудобнее. Возьмите ручку щупа таким образом, чтобы, держа его перпендикулярно к плоскости панели прибора, им было удобно постукивать по диску. Предплечье руки, в которой Вы держите ручку щупа, удобно расположите на панели прибора.
Компьютер предупредит Вас о начале процедуры диагностики тремя звуковыми сигналами с интервалом в 1 сек. Звуковые сигналы дублируются вспышками красной лампочки в центре линейки.
Точно по третьему сигналу начинайте с максимальной частотой постукивать металлическим наконечником щупа по поверхности диска для теппинг-теста в течение 30 сек.
Все 30 секунд работайте на максимуме волевого усилия, даже если заметите, что темп движений будет уменьшаться. Чем большее число движений Вы успеете сделать за отведенное время, темсильнее нервная система[1]. Через 30 сек. компьютер подаст звуковой сигнал, по которому Вы прекращаете постукивания».
Запуск процедуры диагностики осуществляет экспериментатор нажатием кнопки «Начать». В процессе исследования на мониторе строится график количества постукиваний в пятисекундных отрезках.
Через 15 секунд (сразу после появления на мониторе 4-го пятисекундного отрезка) экспериментатор напоминает «Не забывайте о максимуме волевого усилия»
Полученные результаты можно сохранить с помощью кнопки «Сохранить».
Обработка результатов
1. Во время процедуры диагностики программа делит начальное тридцатисекундное время выполнения тестового задания на шесть равных отрезков по пять секунд.
2. В каждом пятисекундном отрезке подсчитывается количество постукиваний.
3. Программа представляет результаты на мониторе в виде графика (рис.1, 2, 3).
4. Сумму постукиваний за первый пятисекундный отрезок программа принимает за исходный уровень и обозначает горизонтальной чертой.
5. Программа подсчитывает коэффициент силы нервной системы по формуле:
(9),
где: КСНС - коэффициент силы нервной системы,
Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,
Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке
Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.
Интерпретация результатов
Диагностическим критерием является соотношение между «надводной» (выше черты) и «подводной» (ниже черты) частями графика:
· чем больше «надводная» часть, тем НС сильнее;
· чем больше «подводная» часть, тем НС слабее.
Интерпретация результатов осуществляется в два этапа. Это необходимо для повышения качества диагноза.
На первом этапе программа анализирует кривую, представленную на графике, и относит ее к одному из трех следующих типов:
1.Выпуклый тип: максимальный темп нарастает в первые 15 сек. работы (о чем испытуемый может не знать). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной НС (рис.12). Для отнесения кривой к выпуклому типу необходимы следующие признаки.
А) В сравнении с первым пятисекундным отрезком (исходным уровнем, обозначенным горизонтальной чертой), во втором пятисекундном отрезке должно быть хотя бы на 1 постукивание больше.
Б) В третьем пятисекундном отрезке количество постукиваний увеличивается еще хотя бы на 1 постукивание и превышает исходный уровень не менее чем на два постукивания.
В) Если во втором пятисекундном отрезке тем нарастает на 2 и более постукиваний, то в третьем пятисекундном отрезке темп может остаться на том же уровне или даже понизиться, но не ниже исходного уровня.
Г) В последующем к 25-30 сек. темп может снизиться ниже исходного уровня.
Д) Улиц с высокой выраженностью силы НС максимальный темп может нарастать более чем на 1 постукивание в двух-трех последующих пятисекундных отрезках.
35
1 2 3 4 5 6
Рис.3. Выпуклый тип кривой, свидетельствующий о сильной НС
По вертикальной оси – количество постукиваний за каждый пятисекундный отрезок. По горизонтальной оси – номера пятисекундных отрезков.
2. Ровный тип: максимальный темп удерживается приблизительно на одном уровне в течение всего времени работы. Свидетельствует о наличии у испытуемого среднесильной НС (рис.4).
35
1 2 3 4 5 6
Рис.4. Ровный тип кривой, свидетельствующий о средней по силе НС
По вертикальной оси – количество постукиваний за каждый пятисекундный отрезок. По горизонтальной оси – номера пятисекундных отрезков.
Для отнесения кривой к этому типу необходимы следующие признаки.
А) Если в сравнении с первым пятисекундным отрезком (исходным уровнем) во втором пятисекундном отрезке темп нарастает, то в третьем пятисекундном отрезке он снижается.
Б) Если во втором пятисекундном отрезке темп снижается, то в третьем пятисекундном отрезке он нарастает.
В) Если во втором пятисекундном отрезке темп нарастает только на 1 постукивание, то в третьем пятисекундном отрезке он может остаться на том же уровне.
Г) Если во втором пятисекундном отрезке темп снижается только на 1или 2 постукивания, то в третьем пятисекундном отрезке он может остаться на том же уровне или понизится еще на 1 постукивание. Если во втором пятисекундном отрезке темп снижается на 3 постукивания (но не более), то в третьем пятисекундном отрезке он может остаться на том же уровне.
Д) Максимальный темп удерживается на одном уровне в течение первых двух пятисекундных отрезков и более.
3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается ниже исходного уровня в течение всего времени работы. Это свидетельствует о наличии у испытуемого слабой НС (рис.5).
1 2 3 4 5 6
Рис.5. Нисходящий тип кривой, свидетельствующий о слабой НС
По вертикальной оси – количество постукиваний за каждый пятисекундный отрезок. По горизонтальной оси – номера пятисекундных отрезков.
Для отнесения кривой к этому типу необходимы следующие признаки.
А) Если максимальный темп во втором пятисекундном отрезке снижается от исходного уровня на 1, 2 или 3 постукивания, то в третьем пятисекундном отрезке он продолжает снижаться.
Б) Если максимальный темп снижается во втором пятисекундном отрезке на 4 постукивания и более, то в третьем пятисекундном отрезке он остается на том же уровне или продолжает снижаться.
На втором этапе программа осуществляет интерпретацию коэффициента силы НС (КСНС) по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы 6 (приложение 1). При этом интерпретация каждого из трех типов кривой (выпуклый, ровный и нисходящий) осуществляется отдельно, внутри того или иного типа.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Формы самостоятельной работы: чтение обязательной литературы; выполнение письменных домашних заданий (упражнений); подготовка презентаций домашних заданий; подготовка групповых презентаций.
Формы контроля: контроль посещаемости аудиторных, практических и контактных занятий; оценка активности участия в дискуссиях на аудиторных и контактных занятиях (работа в мини-группах и общей аудитории); оценка всех форм самостоятельной работы (тесты, упражнения и др.).