Уровневые показатели переключения внимания
Время переключения Т (в с.) | Ранг | Уровень переключения внимания |
менее 60 сек | высокий | |
60-90 | высокий | |
91-100 | средний | |
101-120 | средний | |
121-150 | средний | |
151-180 | средний | |
181-200 | средний | |
201-250 | низкий | |
251 и больше | низкий |
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, полученные в ходе аппаратного исследования, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.
На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.
Задание 4
ЦЕЛЬ: формирование навыков исследования саморегуляции аппаратными методами.
ОБОРУДОВАНИЕ: аппарат «Активациометр универсальный»
Задание 4. 1
Диагностика саморегуляции мышления.
Саморегуляция мышления – это способность регулировать мышление под влиянием самоуправляющих воздействий.Здесь билатеральная регуляция уступает место билатеральной саморегуляции.
На практике саморегуляция мышления проявляется как способность упорядочить и дисциплинировать умственную деятельность в экстремальной ситуации. Это следует учитывать при интерпретации коэффициента саморегуляции мышления КСМ и выдаче практических рекомендаций обследуемому.
Обработка результатов
Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме. Для определения коэффициента эффективности саморегуляция мышления сопоставляются показатели функциональной Асимметрии полушарий (ФАП) в экстремальных условиях и после саморегуляции по формуле:
КСМ = ФАПэ – ФАПср (6),
где: КСМ - коэффициент саморегуляции мышления,
ФАПэ - функциональная асимметрия полушарий в экстремальной ситуации,
ФАПср – функциональная асимметрия полушарий после саморегуляции.
Интерпретация результатов
Интерпретация коэффициента эффективности саморегуляции мышления (КСМ) осуществляется с помощью универсальной диагностической шкалы 3 приложения 1.
Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики
1. Показатель коэффициента эффективности саморегуляции мышления (КСМ) следует использовать для уточнения представлений об индивидуальной надежности испытуемого.
2. Систематическое исследование эффективности саморегуляции мышлениянеобходимо как средство обратной связи при обучении людей методам психической саморегуляции.
Задание 4.2
Диагностика стабильности.
Стабильность - это воспроизводимость результата. Стабильность деятельности проявляется как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях. При этом стабильность в экстремальной ситуации занимает более высокое иерархическое положение, чем фоновая стабильность. Последняя является основой и необходимым условием стабильности в экстремальной ситуации. Это означает, что недостаточность фоновой стабильности неминуемо обусловливает недостаточную стабильность деятельности в экстремальной ситуации.
Вместе с тем, высокий уровень фоновой стабильности еще не гарантирует высокий уровень стабильности в экстремальной ситуации. Ибо фоновая стабильность является необходимым, но не единственным условием стабильности деятельности в экстремальной ситуации. Дополнительными условиями последней являются: психоэмоциональная устойчивость, устойчивость психомоторной деятельности (при осуществлении движений), устойчивость мышления (при принятии решений).
Основой же фоновой стабильности, во-первых, является опыт в виде знаний, умений и навыков. Их отсутствие как отсутствие информационной основы деятельности обусловливает невозможность выполнения соответствующих действий, вообще, и воспроизводимости результата при их повторении, в частности. Чем сложнее деятельность, тем больше стабильность ее выполнения зависит от знаний, умений и навыков.
Во-вторых, основой фоновой стабильности являются такие индивидуально-психологические особенности как лабильность и сила НС [23], психомоторные способности [18].
Обработка результатов
Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме.
1.Для определения коэффициента стабильности в фоновых (спокойных) условиях (Кстаб.Ф) сопоставляются показатели глазомера и величины всех отдельных ошибок (в баллах) по формуле:
(7),
где: Кстаб.Ф – коэффициент фоновой стабильности,
n – количество показателей,
_
Х – показатель глазомера (в баллах),
Хi – величина каждой отдельной ошибки (в баллах).
Примечание. Для того чтобы величину ошибки в мм. (делениях) перевести в баллы следует используется диагностическая шкалу глазомер 4 приложения 1.
2. Аналогичным образом вычисляется коэффициент стабильности в экстремальной ситуации (Кстаб.Э).
3. Далее вычисляется устойчивость стабильности (Устаб.)которая представляет собой способность не ухудшать стабильности в экстремальной ситуации. Для определения устойчивости стабильности сопоставляются показатели стабильности в фоновой и экстремальной ситуации по формуле:
(8),
где: Устаб. – устойчивость стабильности,
Кстаб.Ф – коэффициент фоновой стабильности,
Кстаб.Э - коэффициент стабильности в экстремальной ситуации.