Организация и проведение экспериментального психологического

Эксперимент

Организация и проведение экспериментального психологического

Исследования

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Основные этапы экспериментального исследования:

1. Определение целей и задач исследования;

2. Знакомство с методикой и подготовка экспериментального материала;

3. Планирование исследования;

4. Проведение эксперимента и оформление его результатов;

5. Анализ полученных данных;

6. Выводы.

Методические указания к выполнению экспериментальных методик

1. Прежде чем выполнять задание лабораторного практикума, необходимо определить цель и задачи исследования; выявить основные закономерности проявления исследуемого качества, используя психологическую литературу и соответствующие разделы учебника.

2. Внимательно ознакомиться с описанием методики, подготовить экспериментальный материал и протоколы исследования, выучить инструкцию. Инструкция к заданию заучивается дословно и дается ребенку так, как это дано в описании методики. Изменять инструкцию, давать дополнительные объяснения, не предусмотренные в методике, нельзя.

3. Планирование исследования предполагает определение времени и места проведения эксперимента, качественного и количественного состава экспериментальной группы. Планируя время исследования, необходимо помнить, что лучше всего проводить его в первой половине дня. Не рекомендуется проводить исследование после прогулки, шумных подвижных игр, «открытых» занятий, утренников и т.д.

Место эксперимента выбирается так, чтобы влияние отвлекающих факторов было минимальным. Не следует проводить обследование в групповой комнате среди других детей, нельзя допускать посторонние комментарии и высказывания по поводу выполнения заданий.

4. Прежде чем дать ребенку задание, необходимо убедиться в том, что он хорошо себя чувствует, не испытывает отрицательных эмоций. Обязательным условием проведения психологического исследования является установление положительного эмоционального контакта с испытуемым. Страх, тревога, переживаемые ребенком, нежелание выполнять задание могут существенно исказить результаты эксперимента.

В протокол исследования обязательно вносится информация о поведении испытуемого в процессе выполнения задания. Вопросы и высказывания ребенка записываются дословно.

5. Полученные данные необходимо проанализировать с использованием теоретических знаний соответствующих разделов детской психологии и сопоставить с результатами экспериментальных исследований в этой области.

6. В выводах отмечается соответствие исследуемого качества возрастным закономерностям развития психики и индивидуальные особенности его проявления у испытуемого.

Протоколы экспериментальных работ оформляются в тетради, или на отдельных листах по единой форме:

1. Название и номер работы.

2. Сведения об испытуемом: фамилия, имя, возраст.

3. Дата, время и место проведения эксперимента.

4. Цель и задачи исследования.

5. Результаты исследования (в таблице).

6. Анализ результатов.

7. Выводы.

К работе прилагается используемый экспериментальный материал.

Изучение познавательных процессов у дошкольников

Восприятие

Работа 1. Изучение особенностей восприятия цвета

I серия. Выбор цвета по образцу.

Экспериментальный материал: два набора по 6 карточек разного цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Ход работы: перед ребенком выкладывают 2 карточки разного цвета из первого набора (например, синюю и красную), затем показывают карточку второго набора, соответствующую одному из предъявленных цветов (например, красную), и просят дать такую же. Цвет карточки не называется.

Инструкция: «Я даю тебе две бумажки разного цвета. У зайчика тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета».

Работу провести со всеми шестью образцами в различных сочетаниях. Необходимо менять расположение карточек, в противном случае может появиться «реакция на сторону». Каждый образец предъявляется два раза.

В норме ребенок к 3-м годам различает все цвета спектра.

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Цвет Поведение испытуемого
К Ор Ж З С Ф
1. Саша А. + + - + + + + + + + - -  
2. Оля Г. + + - - - + + + + - + -  

Протокол

Ф.И. ребенка, возраст Использование названий цветов Цвет Поведение испытуемого
К Ор Ж З С Ф
1. Саша А. Понимание + + - + - + + + + + - +  
Название + + - - + - + + + + - -

Выводы.

Работа 2. Изучение особенностей восприятия формы

Экспериментальный материал: 5 пар картонных геометрических фигур одного цвета (круг, овал, равнобедренный треугольник, квадрат, прямоугольник), два кубика и два кирпичика одного цвета.

Ход работы: процедура исследования и формы протоколов аналогичны методике изучения восприятия цвета:

1. Ребенку предъявляют по две карточки, затем каждая фигура используется как образец;

2. Предлагают построить башенку из кубика и кирпичика по образцу (с экраном и по прямому показу);

3. Просят ребенка показать названную экспериментатором фигуру, а затем назвать предъявляемые эталоны.

Обычно к 4-4,5 годам дети с нормальным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник, и знают их названия.

Работа 3. Изучение особенностей восприятия величины

Экспериментальный материал: три набора фигур – 5 кругов различной величины диаметром 1,5; 2,5; 3,5; 5,5; 9,5 см; четыре квадрата со стороной 3, 4, 5 и 7 см; три равнобедренных треугольника с основаниями 3,5; 4,5; 4,5 см и высотой 4,6 и 7,5 см соответственно.

Ход работы: ребенку предлагают разложить фигуры в порядке возрастания или убывания их величины, вначале – круги, затем треугольники и квадраты.

Инструкция: «Положи кружочки от маленького к большому. Положи квадраты от большого к маленькому».

Затем ребенка просят показать самый большой (маленький) кружок, одинаковые по величине треугольники и т.д. (для этого используется второй набор фигур, аналогичных по форме и величине).

В норме дети различают предметы по величине с 2,5-3 лет; к 4-5 годам они без особого труда раскладывают предметы с учетом их величины.

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Раскладывание по величине Различение понятий Поведение испытуемого
большой маленький одинаковый
Оля А. + + + - + + + - + + + +  
Саша А. + - + + - + + + + + - +  

Выводы.

Работа 4. Восприятие пространственных отношений

Экспериментальный материал: таблица с изображением пяти разных предметов размером 20х30 см. Порядок их расположения: вверху слева – самолет, вверху справа – месяц на фоне звездного неба; внизу слева – елочка, внизу справа – кораблик, посередине – звезда.

Ход работы: Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?», «Что изображено внизу справа?».

Дети с нарушенным восприятием пространственных отношений допускают ошибки при работе с этой таблицей. При обучении у этих детей иногда с трудом формируются зрительные образы букв, цифр. Эти дети не всегда соблюдают строку при письме и чтении.

В норме к 6 годам ребенок правильно ориентируется в пространстве («справа-слева», «сверху-снизу») относительно себя, к 7 годам свободно ориентируется в пространстве относительно других людей и предметов.

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Вверху Внизу Слева Справа Посередине
Саша А. + + - - +
Фамилия, имя ребенка, возраст Вверху справа Вверху слева Внизу справа Внизу слева Поведение испытуемого
Саша А. - - + +  
             

Работа 5. Избирательность восприятия

Экспериментальный материал: таблица с двойным изображением (заяц-утенок).

Ход работы: перед ребенком кладут таблицу с двойным изображением и спрашивают, что на ней нарисовано.

С помощью этого задания исследуется избирательность восприятия и определяется способность переключаться с одного объекта на другой.

Дети с нормальным развитием проявляют интерес к заданию и испытывают при его выполнении явное удовольствие. Они, как правило, воспринимают оба изображения. Некоторым детям необходима помощь: одним достаточно предложить вопрос: «А еще кто нарисован?»; другие нуждаются в том, чтобы им показали или назвали какую-либо часть второго объекта («Вот хвостик»).

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Восприятие изображения Помощь экспериментатора Эмоциональная реакция ребенка Поведение испытуемого
утенок заяц
Саша А. + + «Вот хвостик» Активный интерес  

Выводы.

Работа 6. Целостность восприятия

Экспериментальный материал: два набора таблиц с рисунками знакомых детям предметов размером 20х15 см. Перед началом эксперимента таблицы одного из наборов должны быть разрезаны на части.

Для детей 4-5 лет: пирамида, разрезанная на две части по горизонтальной линии; матрешка – на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям; дом (асимметричное изображение) – на четыре части по диагональным линиям; корова – на три части по вертикальным линиям.

Для детей 6-7 лет используются более сложные рисунки: белые медведи, львы, бегущая собака, слон.

Ход работы: ребенку предлагают из разложенных в беспорядке частей сложить картинку. Если исследуемый не может этого сделать, ему показывают образец (таблицу в сложенном виде), Если и в этом случае ребенок не справляется с заданием, ему оказывается помощь: обращают внимание на совпадающие части изображений, показывают способ складывания и т.д.

Таблицы предъявляются поочередно. В протоколе необходимо отметить способ выполнения ребенком задания (путем «проб и ошибок» или на основе целостного образа) и характер оказываемой помощи.

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Таблицы Способ выполнения задания Помощь экспериментатора
  Саша А. Пирамида    
Матрешка    
Дом    
Корова    

Выводы.

Внимание

Работа 7. Исследование устойчивости внимания

Экспериментальный материал: две таблицы с изображением перепутанных линий различной степени сложности. Размер таблиц 10х15 см.

Ход работы: ребенку показывают таблицы и предлагают «пройти» по лабиринту, найти окончание каждой линии. Задание выполняется без помощи рук в игровой форме.

Инструкция к лабиринтам: «Найди дорогу к кладу». Инструкция к перепутанным линиям: «Помоги поросятам найти их домики».

В протоколе отмечается время и успешность выполнения задания, количество отвлечений, поведение испытуемого.

Протокол

Ф. И. ребенка, возраст № таблицы Лабиринт Перепутанные линии Поведение испытуемого
Успешность выполнения задания Время (мин) Кол-во отвлечений Успешность выполнения задания Время (мин) Кол-во отвлечений
Саша А. № 1 + +  
№ 2 + -  

Выводы.

Работа 8. Изучение наблюдательности

Экспериментальный материал: одинаковые сюжетные картинки с некоторыми отличительными деталями, количество различий не менее 10.

Ход эксперимента: испытуемому предлагается определить, чем отличаются карточки. Методика позволяет сделать вывод не только о развитии наблюдательности ребенка, но и об устойчивости внимания при выполнении задания.

В протоколе фиксируется время выполнения задания, количество найденных различий, ошибки, повторения, количество отвлечений, поведение испытуемого во время работы.

Протокол

Ф. И. ребенка, возраст Время (мин) Количество различий Кол-во отвлечений Ошибки Повторы Поведение испытуемого
Найдено ребенком Всего Разница
Саша А.  

Выводы.

Память

Работа 9. Исследование вербальной механической памяти

Экспериментальный материал: набор из десяти несвязанных между собой по смыслу, знакомых ребенку слов: море, труд, спорт, осень, книга, хлеб, герой, дождь, звук, игра.

Ход работы: эксперимент проводится в условиях полной тишины. Ребенку предлагают запомнить слова, зачитывают весь список, а затем просят повторить те слова, которые он запомнил. После этого снова читают все слова и снова просят повторить. Всего проводят 5 проб. Слова зачитывают громко, четко, с небольшим интервалом.

Инструкция: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я кончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». Инструкция при повторном предъявлении: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз, и новые, какие запомнишь», При 3-м и 4-м предъявлениях достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся повторить побольше». Если ребенок воспроизвел все 10 слов после 3-го или 4-го предъявления, последующие пробы не проводятся. В протоколе фиксируются правильно названные слова, повторы и ошибки.

В промежутках между пробами, кроме инструкции, экспериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!».

Через 30 минут после 5-ой пробы ребенка просят вспомнить те слова, которые он заучивал (проба № 6, отсроченное воспроизведение). В тех случаях, когда ребенок ничего не может вспомнить, ему напоминают первое слово из предъявленного набора. При подсчете результатов оно не учитывается.

В среднем, при первом предъявлении дети старшего дошкольного возраста воспроизводят 4-5 слов, при пятом – 8-10, при отсроченном воспроизведении – 7-9 слов.

Протокол

Слова Пробы Поведение испытуемого
море + + + + ++ +  
труд ++ + + + + +  
спорт     + + + +  
осень   +     + +  
книга       + ++    
хлеб + ++ + + + +  
герой     + + + +  
дождь         + вода  
звук     + + + +  
игра + +   + + +  
Всего  
Повторы - - -  
Ошибки вода - - - -  
               

На основании данных протокола чертится график динамики запоминания 10 слов.

 
  Организация и проведение экспериментального психологического - student2.ru

Выводы.

Работа 10. Исследование образной зрительной памяти

Экспериментальный материал: две таблицы: таблица А и таблица Б. Для детей до 5 лет используют изображения знакомых ребенку предметов. Таблица А: две сливы, черная смородина, груша, вишни, яблоко, ветка земляники. Таблица Б: виноград, черная смородина, ветка клубники, яблоко, белая смородина, две сливы, апельсин, крыжовник, вишни, лимон, груша, белая черешня, ветка земляники.

Для детей 6-7 лет используют таблицы с геометрическими фигурами.

Ход работы: ребенку предлагают запомнить изображенные на таблице А объекты (время рассматривания – 10 секунд), а затем отыскать их в таблице Б.

Инструкция: «Здесь на этой таблице нарисованы фигуры (картинки), не одна, их много. Сейчас я покажу их тебе, а ты постарайся как можно лучше запомнить, а потом на другой табличке покажешь мне те фигуры (картинки), которые ты запомнил».

Во время объяснения задания ребенок не видит, что нарисовано на таблицах. Только после того, как экспериментатор убедится, что инструкция понята правильно, открывают таблицу А, включают секундомер.

В протоколе отмечают количество фигур (картинок), указанных ребенком в таблице Б, количество правильных и ошибочных ответов.

Протокол

Фамилия, имя ребенка Количество объектов, отмеченных в таблице Б Поведение испытуемого
Правильные ответы Ошибки Общее количество ответов
Саша А.  

Выводы.

Работа 11. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольника

Экспериментальный материал: 3 набора картинок, изображающих знакомые ребенку предметы, размером 5х7 см.

Первый набор: гриб, самолет, жук, ветка земляники, заяц, подсолнух, петух, мяч, ворона, варежка, лошадь, огурцы, собака, курица, яблоко, очки.

Второй набор: стол, шапка, лук, кастрюля, белка, морковь, кровать, сапоги, пальто, чашка, слон, тарелка, стул, помидор, репа, корова.

Третий набор: утка, автобус, стакан, василек, береза, тигр, сова, грузовик, чайник, ромашка, елочка, медведь, цыпленок, автомобиль, кувшин, цапля.

Эксперимент проводят в три серии с интервалом между сериями 1-2 дня.

Протокол

Фамилия, имя ребенка I серия II серия III серия Помощь экспериментатора Действия испытуемого
     

 
  Организация и проведение экспериментального психологического - student2.ru

Выводы.

Мышление

Работа 12. Исследование способности обобщения с помощью методики «четвертый – лишний»

Экспериментальный материал: 4 карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета:

1) будильник, кружка, тарелка, чашка;

2) кепка, фуражка, шляпа, сапоги;

3) индюк, гусь, курица, яйца;

4) часы настенные, будильник, календарь, весы.

Ход работы: перед ребенком кладут первую таблицу, затем дают инструкцию: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три предмета сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (или покажи) неподходящий предмет».

После того, как ребенок укажет «лишний» предмет, его спрашивают: «Почему он не подходит? Как можно назвать одним словом остальные предметы?» Если ребенок не дает никаких объяснений, считается, что выбор был случайным.

Последовательно предъявляют все четыре таблицы, при этом инструкцию полностью не повторяют, задают лишь вопрос: «А здесь что не подходит?»

Объяснения ребенка подробно записываются.

С помощью этой методики исследуется способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Уровни обобщения:

0 уровень – нет обобщений.

1 уровень – ребенок правильно объединяет схожие предметы, но при этом не использует обобщающее слово, ограничивается перечислением предметов или указанием их количества.

2 уровень – предметы объединяются в группу на основе внешних, ситуационных признаков.

3 уровень – предметы объединяются на основе выделения существенных признаков, ребенок использует обобщающие слова-понятия.

Протокол

Фамилия, имя ребенка № таблицы Ответы и объяснения ребенка Уровень обобщений Поведение испытуемого
Саша А.      

Выводы.

Работа 13. Классификация предметов

Экспериментальный материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по одному предмету: метла, вилка, собака, кружка, машина, свинья, мак, кровать, книга, ребенок, лиса, белый медведь, тетрадь, ботинки, лук, ложка, пароход, кастрюля, лыжник, доктор.

Ход работы: ребенку дают все карточки и предлагают разложить их на группы.

Инструкция: «Разложи карточки по группам – подходящее к подходящему». Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения и каким словом он обозначает ту или иную группу предметов.

Ответы и пояснения испытуемого подробно записываются.

Затем дается следующая инструкция: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения – существенные, случайные, внешние и т.д.

Эта методика используется с целью исследования способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, позволяет также обнаружить истощаемость внимания и пониженную работоспособность.

В норме при небольшой помощи со стороны взрослого дети сравнительно легко переходят от ситуационных объединений к объединениям на основе существенных признаков.

Протокол

Фамилия, имя ребенка Название группы Предметы, включенные в группу Объяснения ребенка Помощь экспериментатора
         

Выводы.

Работа 14. Классификация геометрических фигур (Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой)

Методика позволяет исследовать способность ребенка к овладению новыми знаниями в сотрудничестве со взрослым, основана на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.

Эксперимент проводится в два этапа.

I серия. Основное задание.

Задание подбирается таким образом, чтобы сложность его несколько превышала актуальные возможности детей данной возрастной группы. Экспериментатор оказывает помощь ребенку в выполнении задания в виде «уроков-подсказок», которые проводятся в определенной последовательности. Ко второй серии эксперимента можно переходить только тогда, когда ребенок (с той или иной помощью) выполнит основное задание.

Экспериментальный материал: набор из 24 карточек размером 6х8 см с изображением геометрических фигур и таблица размером 32х36 см, на которой наклеены все эти карточки (порядок размещения фигур в таблице – случайный).

Используют три цвета – красный, зеленый, желтый; четыре формы – квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера – большой и маленький. Диаметр большого круга – 45 мм, малого – 30 мм; сторона большого квадрата – 42 мм, малого – 28 мм; сторона большого треугольника – 42 мм, малого - 28 мм; сторона большого ромба – 42 мм, малого – 25 мм.

Ход работы: ребенку показывают карточки, сложенные в колоду, и говорят: «Эти карточки тебе надо разложить на группы – подходящее к подходящему. Но сначала посмотри на эту таблицу – тут они все нарисованы – и подумай, как будешь делать». С этими словами ребенку предъявляют таблицу в течение 30 сек. для свободной ориентировки. За это время экспериментатор больше никаких пояснений не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка. После 30 сек. таблицу убирают и больше никак в эксперименте не используют.

После этого ребенку дают в руки карточки в перемешанном виде и повторяют инструкцию.

Инструкция: «Разложи эти карточки подходящее к подходящему, можешь сделать 3-4 группы». Если ребенок пассивен и не приступает к работе, то экспериментатор может оказать ему помощь: стимулирующую («Подумай! На какие группы можно разложить?»), организующую («Выложи несколько карточек на стол. Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной»). Если ребенок в течение 30 сек. не начал группировать карточки, ему оказывается обучающая помощь.

Последовательность оказания обучающей помощи.

1-й «урок» состоит в указании различий двух карточек по одному признаку. Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, цветом – большой зеленый квадрат и большой красный квадрат), и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?». Если ребенок сам не начинает раскладывать карточки, ему дают второй «урок-подсказку».

2-й «урок» - указать на сходство двух карточек по одному признаку. Из лежащих на столе карточек выбирают третью, сходную с одной из двух первых по одному признаку (например, красный ромб), и говорят: «Куда мы положим эту карточку: сюда или сюда, к какой карточке она подходит? Мы положим ее сюда, к красной, потому что она тоже красная».

Если ребенок по-прежнему не может уловить способ группировки, то следует третий «урок».

3-й «урок» – наглядный показ и объяснение способа действий. Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку – желтого цвета и, начав, таким образом, все три группы, говорит: «Сюда будем класть все красные, сюда зеленые, а сюда – желтые».

После того, как ребенок разложит все карточки на три группы по цвету, экспериментатор собирает карточки, перемешивает их и предъявляет ребенку с инструкцией: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими». В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В процессе работы ребенок должен разложить самостоятельно или с помощью экспериментатора карточки, вычленяя тир признака группировки (цвет, форму и размер), и объяснить, почему он положил вместе эти, а не другие карточки, т.е. дать словесную формулировку выделенного признака. Если ребенок затрудняется это сделать, экспериментатор сам называет признак группировки. Например, говорит: «Мы разложим карточки по цвету: красные, зеленые, желтые».

В протоколе подробно фиксируются действия и высказывания ребенка, помощь экспериментатора и время выполнения задания.

Протокол

Признак группировки Действия и высказывания ребенка Помощь экспериментатора
Цвет Форма Размер    
Время выполнения задания    

II серия. Аналогичное задание.

Оно подбирается как сходное с основным по способу выполнения. Выполняется ребенком самостоятельно. Экспериментатор никакой помощи не оказывает, фиксирует способ и время выполнения.

Экспериментальный материал: набор из 24 карточек размером 6х6 см. Представлены: три формы – квадрат, круг, и пятиугольник; четыре цвета – красный, желтый, зеленый, синий; два размера – большой и малый.

Ход работы: ребенку предъявляют второй набор карточек и предлагают разложить их на группы.

Инструкция: «Ты уже научился складывать карточки. Эти – другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Допускается лишь стимулирующая помощь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать вопрос: «А еще как можно собрать?», стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируется общее время выполнения задания и результат самостоятельных действий ребенка.

На основании данных второй серии эксперимента делается вывод о способности ребенка к логическому переносу знаний, усвоенных в сотрудничестве со взрослым.

1. Полный логический перенос в словесной форме (свободное перечисление всех трех признаков группировки).

2. Частичный перенос в словесной форме (выделение только двух признаков).

3. Полный перенос в наглядно-действенной форме (осуществляет правильно все три группировки, но не может сформулировать принцип классификации на словах).

4. Частичный перенос в наглядно-действенной форме (две правильные группировки без соответствующего словесного оформления).

5. Отсутствие логического переноса (выделение ребенком менее двух признаков классификации).

Протокол

Фамилия, имя ребенка I серия II серия
Виды мотивации Виды мотивации
Личная Общественная Устойчивость обществ. мотивации Броски Вычитание очков
Личная Общественная Личная Общественная
               

Выводы.

Работа 17. Изучение особенностей волевых действий в дошкольном возрасте

Эксперимент проводят таким образом, чтобы основная цель восприятия блокировалась побочным более интенсивным раздражителем.

Экспериментальный материал: альбом, на четных страницах которого наклеены цветные, интересные по содержанию картинки (например, персонажи сказок, изображения животных и т.п.), а на нечетных – малоинтересные для дошкольников изображения квадратов, треугольников различного цвета и величины, всего по десять картинок на каждой странице.

Ход эксперимента: Ребенок получает инструкцию: «В альбоме есть разные картинки, но ты будешь рассматривать только те, на которые я укажу. Альбом раскрывается по сигналу. Дошкольнику предлагают рассмотреть первый рисунок, расположенный на нечетной странице (например, четыре кружочка: синего, зеленого, голубого и желтого цвета), и ответить на вопросы, связанные с содержанием изображенного материала (назвать количество кружочков, их цвет и т.п.). После этого ребенку разрешают рассмотреть картинку на четной странице альбома.

В процессе выполнения задания следует внимательно наблюдать за движением глаз испытуемого и тщательно фиксировать все его реакции и действия, даже взгляд мельком на изображение слева надо регистрировать в протоколе как показатель отсутствия целенаправленности восприятия. Важно проследить, делает ли ребенок какие-либо усилия, чтобы не отвлекаться от поставленной цели.

Количественный анализ материалов исследования состоит в вычислении данных свидетельствующих о наличии или отсутствии у дошкольника целенаправленного восприятия. Подсчитывают средние показатели в каждой возрастной группе. Определяют их динамику в дошкольном возрасте.

Качественный анализ направлен на выявление уровня, способов самоконтроля при восприятии. Он позволит установить:

а) отключаются ли дети от основного задания без колебаний (самоконтроль наименее развит);

б) применяют ли элементы самоконтроля (отворачиваются от четных страниц, закрывают их рукой и т.д.) – (средний уровень самоконтроля);

в) не отвлекаются от поставленной цели (самоконтроль наиболее развит).

Протокол

Фамилия, имя, возраст ребенка Нечетные страницы альбома Количество отвлечений внимания Наличие элементов самоконтроля
Саша А. 5 л. 6 мес. + + + - +

Выводы.

Эксперимент

Организация и проведение экспериментального психологического

Исследования

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Основные этапы экспериментального исследования:

1. Определение целей и задач исследования;

2. Знакомство с методикой и подготовка экспериментального материала;

3. Планирование исследования;

4. Проведение эксперимента и оформление его результатов;

5. Анализ полученных данных;

6. Выводы.

Наши рекомендации