Возрастные особенности детей 11 – 14 лет
Физические
Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
Большинство обладает большим аппетитом.
Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).
Интеллектуальные
Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
Возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному восприятию времени и пространства. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
Способен прогнозировать последствия своих поступков.
Обладает развитым навыком чтения.
Эмоциональные
Подростковый кризис характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
Обладает энтузиазмом, чувством юмора.
Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
Социальные
Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи, поскорее стать взрослым. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Увлекает соревновательская деятельность. Их тянет к романтике.
Стремление к сплочённости. Детям этого возраста очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле «стадное» чувство, для них главное - «МЫ».
Взрослому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.
Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.
Духовные
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых.
У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В ровесниках и взрослых, прежде всего, ценит честность. Начинает оценивать религиозные взгляды и принимает те из них, которые кажутся ему разумными. Возникает интерес к проблеме вечности, жизни после смерти. Интересуют духовные вопросы других религий.
Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и способности делать то, что хорошо.