Глава. Теоретические подходы к исследованию (указать чего, сообразно теме дипломной работы)

1.1. Теоретические предпосылки к изучению (чего, какого вопроса по теме работы)

1.2.Теоретическое обоснование (чего, какого вопроса по теме работы)

1.3.Теоретические аспекты решения проблемы/вопроса (указать какой проблемы, какого вопроса)

Выводы по первой главе

Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор перешел от теоретических знаний к анализу психологической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.

Во Второй главедается описание и проводится анализ состояния проблемы. С помощью выбранной методологии анализируется ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента. Здесь целесообразно представить предлагаемые автором работы методы, методики, адаптированные тренинги и т.п., которые он применял на практике для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования. Также возможен вариант представления своей модели работы по теме исследования.

Вторая часть дипломной работы так же, как и первая, должна быть завершена общими выводами.

В эмпирическую частьвключают конкретные разработки содержания и методов совершенствования конкретной деятельности. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явления, применив описание констатирующего, формирующего/психолого-педагогического и контрольного этапов исследования (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие возникали трудности и каким образом приходилось их преодолевать и т.д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа практического опыта. Именно в эмпирической части исследования представляют результаты психодиагностики участников контрольной и экспериментальной групп.

Задача констатирующего этапа эмпирического исследования – выявить наличиное состояние и уровень сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра у испытуемых.

Формирующий этап предполагает активное воздействие исследователя на условия выполнения деятельности испытуемых и изучение на базе этого динамики развития исследуемого психологического свойства или социально-педагогического явления. Формирующий этап тесно связан с инновациями в социально-педагогическом процессе.

Контрольный этап направлен на выявление окончательных результатов научного поиска. Он позволяет сравнить, что было на начальном этапе исследования и каковы его конечные результаты.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования следует отразить в таблицах, рисунках, диаграммах и т.д.

Определённую сложность для выпускника может представлять оформление рисунков, таблиц и другого наглядно-иллюстративного материала.

Все иллюстрации в дипломной работе должны иметь сквозную нумерацию, т.е. через всю работу (Рис. 1.; Рис. 2., Рис. 3. и т.д.. Если это таблицы, то Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3, Таблица 4 и т.д.). Автору необходимо владеть информацией о количестве рисунков, таблиц и других иллюстраций в тексте рукописи.

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая соответствовала бы основному тексту и иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет три основных элемента:

-наименование графического сюжета, обозначаемого сокращённым словом «Рис.»;

-порядковый номер иллюстрации, который указывается без номерного знака арабскими цифрами (например, Рис.4.);

-тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристиками изображаемого в наиболее краткой форме (например, Рис.4. Структура и информационные средства обеспечения модели процесса изучения предмета «Мировая литература» или Рис. 7. Система расположения элементов кассеты).

Таким образом, следует чётко знать, что сокращённое слово «Рис.» с соответствующим номерным знаком и названием самого рисунка помещается под рисунком и нигде в другом месте.

Например,

Глава. Теоретические подходы к исследованию (указать чего, сообразно теме дипломной работы) - student2.ru

Рис. 7. Схема расположения элементов кассеты

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при которой цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц (или перед ними) делается обобщение в тексте, которое даёт возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В тексте это может быть представлено словами : «Результаты, отражённые в таблице 5, позволяют сделать вывод, что…»; «Из таблицы 3 видно, что…»; «Представленная в таблице 9 информация позволяет заключить, что…» и т.п.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, вертикальных и горизонтальных граф. Тематические заголовки, помещённые в таблицу, должны быть предельно краткими, печататься с прописной буквы. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста (т.е. нумерация сквозная, как в случае с рисунками, и без номерного знака). Над правым верхним углом таблицы помещают надпись Таблица с указанием порядкового номера (например, Таблица 4) без значка № перед цифрой и точки после неё. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. При переносе таблицы на другую страницу (что нежелательно, лучше добиться её положения на одной странице, переместив, если возможно, текст) над продолжением следует поместить слова «Продолжение таблицы 5». Заголовок таблицы при этом не повторяют.

Например,

Таблица 1

Модель формирования исполнительской деятельности студента

Этапы Уровни Задачи Оценка сформированности стиля Критерии
         

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Не допускается помещать в текст дипломной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

Кроме рисунков и таблиц в качестве иллюстративного материала могут быть помещены диаграммы, графики, схемы и др.

Диаграмма – это один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляют для наглядного изображения и анализа массовых данных. Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. На столбиковых диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым им величинам. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделённый на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления. Нумерация диаграмм в тексте должна быть сквозной (через весь текст), как в случае с рисунками и таблицами. В верхнем правом углу располагается слово диаграмма, например, Диаграмма 7 без точки на конце и значка №, в центре следует название диаграммы

Например,

Диаграмма 7

Результаты социологического опроса по поводу …

(под заглавием помещается сама диаграмма)

Результаты обработки числовых данных можно представить и в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки, линии. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

-общий заголовок графика;

-словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

-оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

-числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесённых на график показателей.

Из вышеперечисленных вариантов оформления наглядности полученных результатов их целесообразнее отображать в виде таблиц или/и рисунков, представление которых не требует специальных математических знаний (как в случае с диаграммами и графиками).

Эмпирическое исследование предполагает в конце обстоятельные выводы и рекомендации.

Особое место в эмпирической части исследования занимают методы математической статистики, которые необходимо обозначить ещё во «Введении» к дипломной работе (см. вышеизложенный материал).

Методы математической статистики или статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных (измерений) практически во всех областях научного знания, в том числе в социальной педагогике. Они позволяют выявлять объективные закономерности при проверке научных гипотез.

Проверка гипотезы требует выбора статистического критерия, адекватного методике измерений и особенностям выборки испытуемых. Наибольшее распространение на практике получили t – критерий Стъюдента, Т – критерий Вилкоксона и др. Подробную информацию об использовании данных критериев можно найти в следующих литературных источниках:

1.Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер с англ. / Дж. Гласс, Дж. Стенли ; под ред. Ю.П. Афлера. – М., 1976.

2.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В Сидоренко. – СПб., 1996.

Таким образом, каждая глава дипломной работы должна заканчиваться выводами/обобщениями. Особое внимание необходимо обратить на обработку результатов исследования с помощью методов математической статистики в эмпирической части. Полученные данные должны быть отражены в выводах к эмпирической части.

2.6. Содержание заключения и правила оформления библиографического списка и приложений

В заключениивыпускной квалификационной работыдолжны быть представлены общие выводы по результатам проведенной исследовательской работы, которые раскрывают теоретические познания и позицию студента по теме работы; подытоживают выполненную практическую деятельность; исследователем также предлагаются краткие рекомендации по повышению эффективности работы социальных педагогов и намечаются возможные пути реализации данных рекомендаций. Рекомендации могут быть следующего характера:

­ предложения по совершенствованию систем психолого-педагогического регулирования;

­ рекомендации по совершенствованию механизмов управления социально-педагогическими процессами и т.д.;

­ методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

Если предполагается, что исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации социально-педагогического воздействия, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявляться в следующих формах:

­ научного обоснования направлений, способов совершенствования условий и эффективности социально-педагогического воздействия;

­ научное обоснование мероприятий по использованию научно-методических достижений в различных областях социальной педагогики,

­ обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности Вуза и школы,

­ использование результатов исследования в разработках и деятельности других организаций.

Библиографический списокв исследовательской работе – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при её написании. Именно по этому списку можно судить о степени осведомлённости выпускника в имеющейся литературе по теме исследования. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Расположение списка литературных источников должно быть представлено строго в алфавитном порядке.

Например,

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.

2.Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. – М.: ИП АН СССР, 1991. – С. 27 – 42.

3. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Московского университета, 1973. – 246 с.

4. Галлеев, Б.М. Проблема синестезии в искусстве (философско-эстетический анализ): дис. на соискание уч. ст. доктора филос. наук /Б.М. Галлеев. – Казань, 1985. – 384 с.

5.Климов, Е.А. Психология в ХХI веке / Е.А. Климов// Вопросы психологии, 2003, №5. – С. 135 – 141.

6. Междисциплинарные исследования в педагогике / под ред. В.М. Полонского. – М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. – 229 с.

7. Пономарёв, Я.А. Психология творения/ Я.А. Пономарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.

Полностью образцы оформления библиографического списка представлены в приложении к данным методическим рекомендациям.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в приложения. По содержанию приложения очень разнообразны. Это - например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа диссертации. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки, например: (см. приложение 5).

Каждое приложение должно иметь своё заглавие и номер, которые помещаются соответственно в верхнем правом углу – Приложение 1, и посередине листа заглавие, отражающее основное содержание этого приложения. Материалы данного приложения необходимо представить на следующем листе/листах. Если содержание приложения не связано с архивными документами или фотографиями, то они должны иметь сквозную нумерацию страниц. Например, если основная рукопись заканчивается на странице 80, то заглавие первого приложения следует разместить на странице 81, а на странице 82, 83, 84 и т.д. продемонстрировать содержание приложения.

3. Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы

1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа в соответствии с правилами машинописи технической и научной документации. Текст выпускной квалификационной работы должен быть выполнен на листах формата А4 (210Х297 мм по ГОСТ 8327-20) в режиме односторонней печати. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы без приложений – 60-90 страниц. Работа оформляется в твердом переплете. Текст набирается на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Суr № 14. Левое поле страницы – 30 мм, правое – 15 мм; верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм. Отступ первой строки равен пяти знакам (10 мм). Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содержать подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.

2. В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисунков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.

3. Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, документов, расчетов, поясняющих аналитическую и эмпирическую части работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

4. Графический материал должен быть выполнен на стандартных листах в соответствии с существующим ГОСТ.

5. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом ее раскрытия; работа завершается списком использованной литературы.

6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать, следующие требования:

­ структура работы обозначается четко: в соответствии с планом обозначаются ее основные разделы, дается глубокое и полное освещение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения;

­ библиографический список использованной литературы располагается после заключения и до приложения;

­ ссылки на источники (автор, название, место и год издания, страница) делаются в нижней части листа.

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа и служит источ­ником библиографической информации о документах - объектах ссылки.

Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов. При оформлении ссылки:

· Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.

· Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованных не из пред­писанного источника информации.

· Сокращение отдельных слов и словосочетаний применяют для всех элементов библиогра­фической записи, за исключением основного заглавия документа. Слова и словосочетания сокращают по ГОСТ 7.11 и ГОСТ 7.12.

· В области физической характеристики указывают либо общий объем документа (256 с.), либо сведения о местоположении объекта ссылки в документе (С. 35.).

· Заголовок описания (фамилия, и., о.) в библиографической ссылке на документ одного, двух или трех авторов является обязательным. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяют в сведениях об ответственности.

· ¹Андриенко Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. –М. : Академия, 2005. – 264 с.

· Если ссылку приводят на документ, созданный четырьмя и более авторами, а также, если авторы не указаны, то описание ссылки начинают с названия документа, и в сведениях об ответственности указывают фамилию и. о. первого автора с добавление слов [и др.]

¹ Психология и педагогика. /под ред. Николаенко В.М. Уч. пос.- М., Новосибирск, ИНФРА-М, НГАЭиУ, 2002.- 175с.

· Библиографические ссылки в стереотипных и переводных изданиях допускается приводить в том виде, как они даны в оригинале.

· Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки при­водят слова: «Цит. по: » (цитируется по), «Приводится по:», с указанием источника заимствования:

Цит. по: Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. - С. 23.

Окончательно оформленная дипломная работа подписывается автором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и предоставляется руководителю. Это необходимо выполнить не позднее, чем за три недели до начала государственных экзаменов.

В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения. Затем следует заключение о допуске студента к защите.

Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответствующую пометку в тексте дипломной работы.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» отмечается, что к итоговому государственному экзамену по направлению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные планом.

Кафедра допускает к защите всех студентов, представивших дипломные работы, которые удовлетворяют предъявляемым требованиям, в окончательном варианте. Если возникают сомнения по поводу качества выполненной работы и в связи с этим - вопрос о допуске к защите ее автора, то этот вопрос решается на заседании кафедры с участием научного руководителя.

В тех случаях, когда дипломная работа не подготовлена в срок или по решению кафедры не может быть представлена к защите из-за ее низкого качества, за студентом остается право сдачи государственного экзамена по соответствующему предмету.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензию. Состав рецензентов утверждается кафедрой, руководившей выполнением дипломной работы.

Следует по возможности направлять дипломные работы на внешнюю рецензию, привлекая в качестве рецензентов квалифицированных специалистов, профессоров и преподавателей других высших учебных заведений. Вместе с тем авторами таких рецензий могут быть профессора и преподаватели вуза, где непосредственно выполнялась дипломная работа, если они не работают на кафедре, которая будет принимать защиту.

В рецензии на дипломную работу необходимо:

1. Дать общую характеристику работы, в которой следует отметить:

­ актуальность темы и ее обоснование;

­ аргументированность социально-педагогических мотивов выбора темы;

­ правильность и логику постановки вопросов для рассмотрения в выпускной работе;

­ количественную и качественную оценку использованных литературных источников, освещающих тему;

­ наличие и качество анализа педагогической практики проведения экспериментов, уровень его теоретического осмысления;

­ соблюдение студентом основных требований к структуре, содержанию и оформлению работы.

2. Охарактеризовать содержание выпускной работы, оценить:

­ качество анализа литературы, всесторонность и глубину теоретического раскрытия сути проблемы;

­ полноту и глубину представления в работе студента практического опыта, экспериментального материала; анализ с точки зрения теории вопроса, умение выработать практические рекомендации;

­ стиль изложения темы и его соответствие логике теоретике)-практической направленности определенного автором круга вопросов;

­ отношение автора к рассматриваемым вопросам, новизну мыслей, выраженных в его оценочных суждениях по изученной им теме.

3. Оценить результаты и качество выпускной работы:

­ уровень и качество раскрытия темы.

Декан факультета знакомит с рецензией заведующего кафедрой, студента-дипломника и направляет работу с отзывом руководителя и рецензией для защиты в Государственную аттестационную комиссию.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с учетом не менее двух третей ее состава. На защите руководитель - рецензент пользуются правом совещательного голоса. Присутствие рецензента в заседании не обязательно.

Наши рекомендации