Разработка программы исследования

Подготовка и защита курсовой работы

Методические рекомендации

для студентов факультета психологии КГПА, выполняющих курсовую работу на кафедре общей психологии

Петрозаводск

Издательство КГПА

Рецензенты:

В.Н.Колесников, зав. кафедрой общей психологии КГПА, канд. психол. наук, доцент

Н.В.Юдин, ст. преподаватель кафедры педагогической психологии, канд. психол. наук

В пособии представлена информация, необходимая студенту для выполнения курсовой работы. Даются рекомендации по выбору темы, составлению программы исследования и написанию текста работы. Рассматриваются вопросы технического оформления, приводятся правила оформления структурных частей работы (титульный лист, оглавление, список использованной литературы). Описывается процедура защиты курсовой работы. Адресуется студентам психологического факультета.

Содержание

  1. Особенности курсовой работы……………………………………… 4 2. Научный руководитель……………………………………..…………5 3. Выбор темы работы………………………………………..………….6 4. Структура и содержание работы………………………………..……6 5. Общие правила оформления курсовой работы………..…………. .25 6. Процедура защиты курсовой работы…………………..…....……..26 7. График работы над курсовой работой………………………………30 8. Приложение………………………………………………….……….31    
     
     
     
     
     
     
           

Особенности курсовой работы

Курсовая работа – самостоятельно проведённое научное исследование. Выполнение исследовательской работы требует наличия у студента умения самостоятельно подбирать литературу по изучаемой проблеме, её анализировать, соотнося идеи разных авторов, сравнивая представленные в литературе подходы, и умения сделать выводы. Курсовая работа – это не пересказ всего, что удалось прочитать по данной теме, а рассмотрение материала с критических позиций в контексте решаемой проблемы.

Исследовательская работа отличается от реферата тем, что студент не просто излагает идеи, представленные в литературе, а работает над определенной проблемой. Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. О наличии проблемы свидетельствуют «дефицит» информации для описания или объяснения реальности, а также противоречивость научных представлений. Например, в курсовой работе могут рассматриваться различия в агрессивности людей. Перед исследователем стоит вопрос о том, являются ли эти различия генетически детерминированным признаком, зависят ли они от семейного воспитания или других факторов.

Возможно, решение изучаемой проблемы необходимо из практических соображений. В таком случае проблемы конкретных людей рассматриваются как частный случай объективно существующих противоречий.

Так как курсовая работа – это исследование, она в обязательном порядке включает программу исследования. В программе должны быть представлены цель, задачи, объект и предмет, выдвинута гипотеза.

Научный руководитель

Научный руководитель - это преподаватель, который курирует Вас в ходе написания курсовой работы. Выбор научного руководителя осуществляется студентом из числа преподавателей кафедры общей психологии. Как правило, преподаватели предпочитают курировать курсовые по своему предмету или в рамках круга своих научных интересов. Однако строгих ограничений не существует - любой преподаватель кафедры может руководить Вашей курсовой работой.

Выбрав научного руководителя, необходимо записаться к нему на курсовую работу у методиста. Количество студентов, которых будет курировать каждый преподаватель, ограничено его нагрузкой.

Совместно с научным руководителем студент определяет тему и содержание курсовой работы. Научный руководитель консультирует студентов, при необходимости рекомендует основную литературу по проблеме, организует защиту, проверяет выполнение работы и выставляет за нее оценку в зачетную книжку.

Предполагаются 3 обязательных консультации у научного руководителя. В начале работы - сразу после того, как Вы определились со своим выбором. Второй раз - с разработанной Вами программой и списком литературы, которую Вы будете анализировать и затем с готовой работой.

Время консультаций назначается научным руководителем. Расписание консультаций преподавателей по курсовым работам вывешивается на информационном стенде.

Работу выполняете Вы, а не научный руководитель. Это значит, что искать и анализировать литературу по изучаемой Вами проблеме, разрабатывать программу исследования, анализировать результаты и делать выводы предстоит Вам. И ответственность за качественное выполнение работы лежит только на Вас. Если Вы не укладываетесь в график работы, то помните – научный руководитель не обязан Вас консультировать в личное время. За несоблюдение сроков выполнения работы руководитель снизит оценку на балл.

Выбор темы работы

Выбор темы исследования обусловлен, с одной стороны, её актуальностью, новизной, перспективностью, практической значимостью, с другой – опытом исследователя, его научным интересом и способностями. Поэтому список тем курсовых работ на кафедре общей психологии предлагает преподаватель. Хорошо сфор­мулированная тема облегчает работу на последующих этапах исследо­вания.

Общий перечень тем курсовых работ представлен в приложении 2 данного пособия. Студент выбирает из предложенного перечня одну или несколько тем, которые ему наиболее интересны, и обязательно обсуждает свой выбор с научным руководителем. Работа по неутверждённой теме не допускается к защите.

4. Структура и содержание работы

Обязательными разделами курсовой работы являются:

- Титульный лист (см. приложение)

- Содержание

- Введение

- Основная часть

- Выводы

- Заключение

- Список литературы

- Приложения (при необходимости)

Содержание

В содержании указываются все части и разделы курсовой работы, а так же страницы на которых они находятся. Например:

Содержание

Введение ..............................................................................................................3

Глава 1. Анализ психологической литературы по проблеме (указать какой)……………………………………………………………………............5

1.1. Наименование первого параграфа ............................................................5

1.2. Наименование второго параграфа. ..........................................................11

1.3. ...

Глава 2. Организация и результаты исследования (указать чего)…...........15

2.1. Наименование первого параграфа. ..........................................................16

2.2. Наименование второго параграфа.. .........................................................19

2.3. ...

3. ...

Выводы……………………………………………………………….……….24

Заключение .......................................................................................................25

Список использованной литературы ..............................................................26

Приложение ......................................................................................................30

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью (современностью), новизной, практической значимостью. Обсуждается степень разработанности проблемы. Необходимо кратко показать существующие противоречия или недостаточность освещения проблемы в литературе; упомянуть круг авторов, занимавшихся разработкой данного вопроса со ссылками на работы этих авторов в списке использованной Вами литературы. Заканчивается введение программой исследования.

Основная часть

Основная часть включает несколько глав и параграфов. Главы по содержанию и количеству соответствуют поставленным задачам. Каждый параграф отражает изучение какого-то аспекта проблемы.

Традиционно первая глава посвящена анализу психологической литературы по проблеме, вторая – проведенному исследованию.

Если работа теоретическая, то 1 глава посвящена описанию объекта, вторая – предмета.

Поиск литературы

Прежде всего, настройтесь на длительный и серьезный поиск информации. Если вы обладаете каким- либо материалом (лекции по теме, близкой к Вашей курсовой, книга, раздел в учебнике и т.п.) то просмотрите его и постарайтесь найти ссылки на фамилии тех психологов, которые занимаются интересующей Вас проблемой, а еще лучше - на их конкретные работы. Затем необходимо просмотреть в библиотечном каталоге раздел «Психология», а если Ваша тема находится на пересечении интересов других дисциплин, то и в разделах по другим дисциплинам.

Если Вам встречаются научно-популярные или развлекательные статьи (например, в глянцевых журналах) – от них лучше отказаться и продолжить поиски.

Вам предстоит поискать статьи по интересующей Вас проблеме в научной периодической печати. Для этого можно воспользоваться информацией, представленной в отделе периодики в библиотеке. Для начала познакомьтесь с перечнем психологических журналов и газет, выписываемых данной библиотекой. Выпишите для себя их названия. Затем начните их последовательно просматривать, начиная с наиболее свежих номеров - Вас ведь интересуют последние достижения науки относительно интересующей Вас проблемы. Кроме того, Вы сможете найти ссылки на ранее опубликованные материалы.

Вначале стоит просмотреть указатели статей журналов "Вопросы психологии" и "Психологический жур­нал" (эти указатели публикуются ежегодно в шестых номерах), а также "Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. " (указатели - в четвертых номерах).

В библиографическом отделе Национальной библиотеки РК есть компьютерная база данных, где можно найти названия и выходные данные нужных книг и статей по ключевым словам. Эта база доступна с домашних компьютеров, если выйти на сайт библиотеки http: // library.karelia.ru.

Журнальные статьи снабжены библиографией. Внимательно просмотрите библиографию полезной статьи, она может стать основой для дальнейшего поиска литературы по теме.

Сборники и монографии лучше искать, пользуясь каталогами. В ал­фавитном каталоге можно найти литературу, выписанную Вами из журнальных статей.

В систематическом каталоге ищите монографии в зависимости от темы работы в разделах:

88 Психология,

88.4 Прикладная психология и психодиагности­ка,

88.5 Социальная психология,

88.8 Психология развития.

Обратите внимание на каталог новых книг, индекс 88. Просмотрите оглавление книги, выберите полезные разделы и законс­пектируйте их.

Удобно пользоваться также литературой в электронном варианте, в том числе размещенной в интернете. Однако необходимо убедиться, что перед Вами книга или статья, а не чужой реферат, курсовая или дипломная работа. Использовать чужие работы допускается только для первоначальной ориентировки в изучаемой проблеме. Ссылаться на них нельзя, т.к. они не вызывают доверия и могут содержать недостоверную информацию. Нельзя также пользоваться материалами, не имеющими автора, материалами с форумов и т.п. Только электронными версиями научных работ.

Не пытайтесь включать разделы чужих работ в свою – Ваш научный руководитель сразу это заметит, т.к. требования к исследовательским работам и их оформлению в разных вузах различаются.

Обычно в тексте работы после цитаты даётся ссылка, представляющая собой две цифры в скобках. Первая цифра - это порядковый номер источника в списке литературы, через запятую вто­рая - номер страницы. Например: «М.И.Лисина отмечает, что "Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее" [44, с. 17].» Цитаты обязательно должны быть выверены по первоисточнику и слово в слово, буква в букву, знак препинания в знак препинания ему соответствовать.

Помните о том, что ссылка на книгу в работе должна содержать указания на автора, название, место и год издания, издательство, общее число страниц в книге, страницу, откуда взята цитата. Поэтому сразу делайте нужные выписки, чтобы не пришлось искать книгу снова.

Если Вы пересказываете идеи – достаточно после каждой не Вашей мысли сослаться на номер источника в списке Вашей литературы. Например: «В раннем детстве все психические и поведенческие качества ребенок приобретает преимущественно через общение: в общении со взрослыми формируется предметно-манипулятивная деятельность, психические процессы, а также потребность в общении, эмоциональное отношение к людям. (Выготский Л.С., Лисина М.И., Якобсон П.М.) [1; 7; 10].» Обратите внимание на то, что авторов принято перечислять в алфавитном порядке и обязательно указывать инициалы.

Цитирование по цитате, как правило, запрещается. В том случае, когда нет возможности воспользоваться первоисточником (например, он на иностранном языке), принято указывать ту работу, которой Вы пользовались. Например: «По мнению К.Лоренца агрессивное поведение – это поведение, направленное против представителей того же или других видов животных [Приводится по: 8].»

Обратите внимание на то, что Вам необходимо найти минимум 10 источников литературы по проблеме. Учебники в это количество не входят. Приветствуется использование монографий и статей из психологических журналов.

Анализ литературы

Первая глава обычно включает от 2 до 4 параграфов (в зависимости от поставленных задач). Мы в своей работе ставили такие задачи, как проанализировать подходы к пониманию агрессии и агрессивного поведения в психологии; выявить особенности подростковой агрессии; выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.

Очень важно правильно подобрать заголовки параграфов. Они должны отражать ваш подход к пониманию феномена. Не допускается, как в учебниках писать «Агрессия». Лучше «Подходы к пониманию феномена агрессии в психологической литературе». При чтении заголовков читателю должно быть очевидно, что это анализ литературных источников.

В нашем примере в первом параграфе нам нужно рассмотреть различные подходы к пониманию агрессивности и сделать их сравнительный анализ. Часто при этом пользуются историческим принципом. Заканчивается этот параграф краткими выводами о степени изученности феномена и определением базовых понятий.

Во втором параграфе необходимо кратко описать особенности подросткового возраста и особенности подростковой агрессивности. В конце параграфа в качестве результата работы нужно перечислить эти особенности.

В третьем параграфе вычленяем факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков. В конце параграфа – перечень выявленных факторов. Лучше, если получится их логично сгруппировать.

Обзор литературы должен носить аналитический характер. Это значит, что вам нужно представить не реферативную работу, а именно анализ. Постарайтесь не только логично выстроить блоки материала, но и выявить общепризнанные моменты, специфику различных подходов, сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в их доказательстве. Необходимо решить, какие описанные в литературе положения важны для понимания проблемы. Важно обдумать, в русле какого направления психологии выполнено большинство работ по Вашей проблеме; какие ее аспекты изучены довольно подробно, а какие явно недостаточно; что отсюда вытекает; что это значит для Вашего исследования.

Описывая и анализируя представленную в литературе информацию, придерживайтесь следующих правил:

• Используйте научный стиль. Не научно - популярный и не публицистический. Он предполагает использование безличных предложений типа «В психологии общепризнано...», «В рамках данного подхода ... рассматривается как ...», «В психологической литературе представлены следующие подходы к пониманию...».

Недопустимо включать в текст курсовой работы риторические вопросы («Можно ли так делать?»), житейские фразы, отражающие Ваши переживания («Бедны детки!», «Только представьте!» и т.п.).

В научной литературе местоимение "Я" не используется, вопросительные предложения встречаются крайне редко.

• Логика изложения - от более общих моментов (анализа основных понятий, сути изучаемого феномена, базовых подходов и т.п.) к частным, прикладным. От исторически первичным – к более современным.

Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу или разделу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому вы должны прийти. Сформулируйте примерные выводы, составьте план параграфа, а уже потом переходите к написанию самого текста.

На первых порах писать будет нелегко. Очень трудно переносить мысли на бумагу, подбирать слова. Не надо много времени тратить на формулировки, поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы ещё не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль вашего изложения.

Выбирайте знакомые всем слова. Старайтесь сделать фразы простыми и ясными, тем более что писать так значительно легче. Используйте общепринятые в науке языковые обороты.

Каждый раздел (глава) должен заканчиваться резюме– краткимивыводами, носящими принципиальное значение для достижения заявленной цели. В резюме должны быть отражены наиболее существенные моменты для понимания темы работы; они должны соответствовать логике анализа и поставленным задачам. Резюме обычно начинается оборотом «Итак, проведенный анализ показал, что…»

В выводах по теоретической части необходимо представить рабочее определение изучаемого феномена, его компоненты и моменты, важные для проведения Вашего исследования. Эти выводы должны соответствовать поставленным задачам.

В нашем примере мы могли бы так сформулировать выводы. Итак, анализ психологической литературы показал, что

1. Под агрессивным поведением понимают поведение, направленное против других людей; мотивированное деструктивное поведение, наносящее физический или психический вред объектам нападения.

2. Подростковая агрессия выступает способом удовлетворения потребности в самоутверждении.

3. На агрессивное поведение подростков влияют 2 группы факторов: биологические и социальные. Среди биологических факторов максимальное влияние оказывают наследственность и гормональный фон. Из социальных факторов наиболее значимы агрессивность окружающих взрослых и просмотр агрессивных фильмов.

Из формулировок должны быть исключены общие фразы и ничего не значащие слова.

Эти выводы позволяют сформулировать гипотезу исследования. Самоутверждаться подростку проще в группе, демонстрируя физическую силу, поэтому логично предположить, что для подростковой агрессии характерны частое использование именно физической агрессии и преобладание групповых форм агрессивного поведения. Влияние гормонального фона проявляется в скорости проявления агрессивной реакции, поэтому предполагается быстрая эскалация агрессии.

Чтобы себя проверить, нужно ответить на следующие вопросы:

- Выводы по главе соответствуют гипотезам и резюме по разделам?

- Они доказательны? Есть ли в тексте ссылки на источник данного вывода? Он научный?

- Они соответствуют материалу, представленному в тексте?

Организация исследования

При описании организации исследования указывают методы и методики исследования, которые используются в работе; процедуру сбора данных; описывают испытуемых, принявших участие в исследовании, и называют их количество.

Выбор методов исследования

Студенты чаще всего используют следующие методы сбора информации:наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью), тестирование, экспертная оценка, изучение продуктов деятельности и психодиагностический метод. Выполняя первую курсовую работу лучше отдать предпочтение методам наблюдения и опроса, т.к. вы знакомитесь с ними в рамках курса «Общепсихологический практикум». Блок «Наблюдение и беседа».

В примере, описанном в данном пособии, для изучения агрессивности можно использовать много разных методов. Можно опросить учеников, насколько они были агрессивны в ходе спортивных соревнований, по их собственному мнению, и в чём это проявлялось; пронаблюдать, фиксируя все проявления агрессивности в поведении; попросить экспертов (учителя или учеников) оценить агрессивность учеников и т.д.

Ясно, что каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Подбирая методы исследования, посоветуйтесь с научным руководителем.

Определившись с методами, которые будете использовать, переходите к поиску методик. Методикой, например, может быть составленный опросный лист (с вопросами, которые будут заданы) или схема наблюдения за проявлениями агрессивности.

Следует узнать, существуют ли готовые методики для измерения интересующих вас характеристик. Если Вы подобрали готовую методику, то обоснуйте свой выбор. При описании конкретных методик надо указать их название, автора методики (если методика создана за рубежом, то и автора адаптации). Если методика общеизвестна, то достаточно сослаться на источник, из которого Вы её взяли, и пояснить цель использования именно в данной работе. Если нет – то необходимо её подробно описать.

Самостоятельно обычно создаются методики при использовании методов наблюдения и интервью: вы продумываете схему наблюдения или план интервью, пользуясь знаниями, полученными при изучении курса «Общепсихологический практикум. Наблюдение и беседа». Новую методику надо вначале использовать для проверки её качества в пробном исследовании.

Следует оценить и этическую сторону проблемы. Так, не все опросы, в том числе и касающиеся агрессивности, воспринимаются респондентами безболезненно. Необходимо убедиться, что вы не навредите, проводя своё исследование.

Процедура сбора данных

После того как Вы определились с методами и методиками исследования, необходимо продумать и описать процедуру сбора данных. Если Вы выбрали опрос, то нужно продумать, где, когда и как он будет проводиться, будет ли он анонимным и добровольным и т.д.. Всё это нужно изложить в тексте работы настолько подробно, чтобы можно было повторить исследование. Проанализируйте также, что необходимо учесть, чтобы получить достоверные результаты.

Особое внимание нужно уделить оформлению протоколов исследования. Правила, которые необходимо при этом соблюдать, изучаются вами на занятиях по Общепсихологическому практикуму в блоках «Наблюдение и беседа» и «Психические познавательные процессы». Примеры оформления протоколов представлены в приложениях 3-5.

Таблица 1.

Рис. 1. Представленность разных типов риска у старшеклассников и взрослых

Загромождающие текст протоколы, таблицы и другие материалы располагают в приложении. Это могут быть также анкеты, рисунки испытуемых, фотографии хода эксперимента и т.п. Приложения нумеруются. Например: «Приложение № 1», «Приложение № 2» и т.д. В тексте курсовой работы обязательно должны быть ссылки на приложения.

Все данные, представленные в таблицах и на рисунках, должны быть обязательно описаны в тексте работы и проанализированы. Они обязательно связываются с текстом с помощью соответствующих ссылок, например "…как это видно на рис. 2".

Заключение

Заключение — это общая оценка проделанной работы. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования, кратко описать, что удалось сделать и каковы перспективы дальнейших исследований. Если ваша работа, кроме теоретического значения, имеет практический выход, в заключении могут быть изложены практические рекомендации. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

Оформление списка литературы

Список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. В список не включаются источники, на которые нет ссылок в тексте. И наоборот, работы всех авторов, которых Вы упоминали в своей работе, должны быть представлены в списке литературы. В библиографическом списке не должно быть учебников.

Библиографическое описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек); место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М и т.д.). Далее указывается год издания (2009), количество страниц в книге или страницы статьи в журнале или сборнике.

Примеры описаний:

Книга с автором:

Фамилия И.О. Название работы.- Город издания.: Издательство, год.- число страниц.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

Книга под редакцией:

Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: Академия, 1997. - 128 с.

Статья в журнале:

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. - №. - С. …-… .

Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. – 1997. - № 3. – С. 40-51.

Статья в сборнике:

Скитяева И.М. Рефлексивные стратегии в организации процессов принятия решения // Психологические проблемы принятия решения. Сборник научных трудов. Выпуск II. / Под ред. проф. А.В.Карпова. – Ярославль: Российское психологическое общество. Международная академия психологических наук, 2002. - С. 66-80.

Автореферат диссертации:

Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07.- М., 2006. - 228 с.

Источники из интернета оформляются после печатных с указанием фамилий авторов, названий работ и интернет – адресов так же в алфавитном порядке.

Если оформление Вашего списка литературы не соответствует данным требованиям, то это даёт повод преподавателю полагать, что работа заимствована из интернета.

Для самопроверки полезно ответить на следующие вопросы:

- Сколько источников в списке?

- Это научные работы?

- Это работы по психологии?

- Указаны ли издательство и число страниц?

- Фамилии авторов в алфавитном порядке?

- Встречаются ли в списке адреса из интернета без указания фамилии, имени и отчества автора и названия работы?

Приложения.

В приложении к работе размещается полный инструментарий исследования. Работы, опирающиеся на качественные методы сбора информации, должны содержать в приложении примеры полученных материалов: полных текстов интервью, дневников наблюдения и пр. Принцип отбора материалов, включенных в приложение, обосновывается и описывается в основном тексте работы. Приложения нумеруются.

5. Общие правила оформления курсовой работы

1. Общий объем курсовой работы должен быть в пределах 25-30 страниц печатного текста (без приложений).

2. Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа должна быть отпечатана на компьютере шрифтом № 14 с полуторным межстрочным интервалом на одной стороне листа формата А-4. Следует придерживаться следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, нижнее и верхнее 20 мм. Выравнивание – по ширине. Отступ первой («красной») строки абзаца – 1,25-1,27 см.

3. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию, т.е. содержание будет располагаться на странице 2. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу или посередине страницы цифрой без точки. Приложения не включаются в общую нумерацию.

4. Титульный лист и список литературы оформляются в соответствии с предъявляемыми требованиями.

5. Главы и параграфы должны иметь заголовки, выделенные жирным шрифтом. Эти заголовки четко и кратко должны отражать содержание разделов. Заголовки глав, а также слова «введение», «заключение», «список используемой литературы», «содержание» следует располагать в середине строки без точки в конце и отделять от основного текста. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава, введение, заключение, содержание, список литературы начинаются с новой страницы. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки выделяют жирным шрифтом, не подчеркивают.

6. Чистовой вариант курсовой работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия. Курсовая работа должна быть в обложке, страницы скреплены.

Научный руководитель имеет право не принять работу, оформленную с нарушением указанных правил.

Рецензент

Ваш научный руководитель может Вам предложить отдать работу рецензенту из числа студентов или взять для рецензирования чью – то работу. Это очень полезно, т.к. позволяет студентам познакомиться с работами своих однокурсников, сравнить их и научиться анализировать чужие (и свои!) ошибки.

Анализ курсовой работы рецензенту удобно проводить по следующему плану:

1). Просмотрите введение.Отражены ли там

- Актуальность именно данной проблемы; новизна, практическая значимость.

- Существующие противоречия или недостаточность освещения проблемы в литературе; круг авторов, занимающихся разработкой данного вопроса.

Анализ программы.

- Соответствуют ли друг другу тема, цель и предмет исследования?

- Объектом исследования заявлен базовый феномен?

- Основная гипотеза соответствует теме работы?

- Описана ли проблема исследования? Это научная проблема (нехватка информации или её противоречивость) или практическая?

3). Оцените, все ли необходимые стороны изучения проблемы представлены в обзоре литературы?

Во-первых, это информация об основных имеющихся подходах к изучаемому феномену (феноменах). Во-вторых, сведения непосредственно по теме.

4). Определены ли автором базовые понятия?

- Рассмотрел ли автор разные подходы к пониманию изучаемого феномена?

- Использует ли он именно эти понятия во всём тексте своей работы? Например, если заявлен феномен «взаимоотношения», то не путает ли его автор в тексте с представлениями, коммуникацией, взаимодействием, общением?

- Выявлены ли параметры, на основе которых изучают выбранный феномен? Например, при изучении установок традиционно рассматривают когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

5). Это именно анализ литературы?

- Логично выстроены блоки материала? (от более общих моментов (анализа основных понятий, сути изучаемого феномена, базовых подходов и т.п.) к частным, прикладным; от классиков к современникам…).

- Выявлены общепризнанные и противоречивые моменты и специфика различных подходов?

- Понял ли автор, в русле какого направления психологии (науки) выполнено большинство работ по проблеме?

- Выделено ли, какие аспекты изучены довольно подробно, а какие явно недостаточно?

6). Стиль является научным?

- Использованы безличные предложения типа «В психологии общепризнано...», «В рамках данного подхода ... рассматривается как ...», «В психологической литературе представлены следующие подходы к пониманию...»?

- В тексте курсовой работы нет житейских фраз и фраз, отражающих переживания или местоимения «Я»?

- Есть ссылки на все не свои мысли?

7). Есть ли резюме после разделов?

- В них отражены наиболее существенные моменты для понимания темы курсовой?

- Они соответствуют логике анализа? Цели? Гипотезам?

Выводы

- Соответствуют гипотезам? Соответствуют резюме по разделам?

- Доказательны? Есть ли в тексте ссылки на источник данного вывода? Он научный?

- Соответствуют материалу, представленному в тексте?

9). Список литературы соответствует требованиям?

- Сколько в нём источников?

- Это научные работы?

- Это работы по психологии?

- Соблюдён ли алфавитный порядок?

- Указаны ли издательство и число страниц?

- В списке отсутствуют ссылки на интернет-адреса без указания авторов и названий работ?

С результатами проведенного анализа рецензент знакомит автора и слушателей во время защиты курсовой работе.

Приложение

Приложение 1.

Оформление титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия»

Кафедра педагогической психологии

Курсовая работа

Подготовка и защита курсовой работы

Методические рекомендации

для студентов факультета психологии КГПА, выполняющих курсовую работу на кафедре общей психологии

Петрозаводск

Издательство КГПА

Рецензенты:

В.Н.Колесников, зав. кафедрой общей психологии КГПА, канд. психол. наук, доцент

Н.В.Юдин, ст. преподаватель кафедры педагогической психологии, канд. психол. наук

В пособии представлена информация, необходимая студенту для выполнения курсовой работы. Даются рекомендации по выбору темы, составлению программы исследования и написанию текста работы. Рассматриваются вопросы технического оформления, приводятся правила оформления структурных частей работы (титульный лист, оглавление, список использованной литературы). Описывается процедура защиты курсовой работы. Адресуется студентам психологического факультета.

Содержание

  1. Особенности курсовой работы……………………………………… 4 2. Научный руководитель……………………………………..…………5 3. Выбор темы работы………………………………………..………….6 4. Структура и содержание работы………………………………..……6 5. Общие правила оформления курсовой работы………..…………. .25 6. Процедура защиты курсовой работы…………………..…....……..26 7. График работы над курсовой работой………………………………30 8. Приложение………………………………………………….……….31    
     
     
     
     
     
     
           

Особенности курсовой работы

Курсовая работа – самостоятельно проведённое научное исследование. Выполнение исследовательской работы требует наличия у студента умения самостоятельно подбирать литературу по изучаемой проблеме, её анализировать, соотнося идеи разных авторов, сравнивая представленные в литературе подходы, и умения сделать выводы. Курсовая работа – это не пересказ всего, что удалось прочитать по данной теме, а рассмотрение материала с критических позиций в контексте решаемой проблемы.

Исследовательская работа отличается от реферата тем, что студент не просто излагает идеи, представленные в литературе, а работает над определенной проблемой. Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. О наличии проблемы свидетельствуют «дефицит» информации для описан

Наши рекомендации