По специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «кадровый консалтинг и аудит»
Деятельность специалиста, в отличие от всех других категорий работников, носит экспертный характер. Целью этой деятельности является оказание помощи руководителю в принятии управленческих решений. Так как принятие управленческих решений связано с высоким разнообразием работ и при этом не предполагает их повторяемости, деятельность специалиста имеет выраженный проектный[1] характер. Таким образом, подготовку выпускной аттестационной работы по специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «кадровый консалтинг и аудит» целесообразно в форме дипломного проекта.
Поскольку процесс подготовки и защиты дипломного проекта по специальности 080505 «Управление персоналом» специализация «Кадровый консалтинг и аудит» моделирует реальную ситуацию выполнения специалистом исследований и разработок для заказчика, что позволяет студенту продемонстрировать свою компетентность[2] в избранной специальности.
Учитывая тот факт, что обращение за помощью к эксперту, свидетельствует о том, что руководитель в данный момент не обладает достаточными для принятия решения ресурсами — квалификацией, информацией и/или временем на их получение, следует выделить две составляющих компетентности специалиста:
- специалист должен быть способен предложить руководителю опыт решения аналогичных проблем в других организациях;
- специалист должен обладать специальными, т.е. неизвестными и неочевидными для неспециалистов, методами выявления и решения проблем.
Раскроем эти требования в форме компетентностной модели (см. рис.1). При этом следует обратить внимание на то, что компетенция представляет собой способность достичь полезного результата, решая профессиональные задачи определенного класса, а не владение какими-либо конкретными умениями и навыками или знание определенных фактов. Таким образом, данная компетентностная модель задает требования к результату работы, который должен быть максимально полезным для заказчика, а не к конкретному способу его достижения, который автор проекта может и должен выбирать самостоятельно. Кроме того, если проблема может быть решена несколькими способами, автору следует выбрать наиболее простой из них.
Для того, чтобы предложить руководителю опыт решения аналогичных проблем, специалист:
- демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания;
- способен систематизировать и представить информацию в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде.
Обладание специальными знаниями предполагает, что специалист:
- способен выявить причины возникновения проблем;
- способен предложить способы устранения проблем, в результате организация решает свои задачи быстрее, проще и/или дешевле;
- способен представить информацию о причинах и способах устранения проблем в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде.
В структуре дипломного проекта традиционно принято выделять 3 главы, условно именуемые «теоретическая», «аналитическая» и «проектная часть». Таким образом, каждый раздел пояснительной записки позволяет студенту продемонстрировать обладание соответствующей компетенцией (см. табл 1).
Табл. 1.
Соответствие компетенций
И разделов пояснительной записки
Компетенция | Раздел пояснительной записки |
демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания | «теоретическая часть», Глава 1 |
способен выявить причины возникновения проблем | «аналитическая часть», Глава 2 |
способен предложить способы устранения проблем, в результате организация решает свои задачи быстрее, проще и/или дешевле | «проектная часть», Глава 3 |
Индикаторы для оценки степени выраженности каждой из компетенций приведены в табл. 2-6.
Табл. 2.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания»
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
При описании опыта решения проблем цитирует главы из учебников/ учебных пособий. Содержание теоретического раздела не связано с другими разделами пояснительной записки и/или с темой работы. | При описании опыта решения проблем цитирует работы классиков научной мысли в своей предметной области | При описании опыта решения проблем цитирует современные монографии, статьи в периодических изданиях и интернете | |
Проводит анализ статей в периодических изданиях и интернете |
Табл. 3.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «способен представить информацию о достижениях в своей области знания