Исследование объема внимания
ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ
Цель. Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.
Инструкция. Процедура исследования включает в себя четыре текста. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест 1 — 40 секунд, тест 2 — 40 секунд, тест 3 — 10 секунд, тест 4 — 1 минута) запомнить соответствующий материал, соответственно для первого теста слова с их цифровыми обозначениями, для второго — цифры с их цифровыми обозначениями, для третьего — фигуры, для четвертого нужно запомнить выделенные жирным шрифтом и пронумерованные мысли и воспроизвести их, соблюдая также указанную в тексте последовательность. После выполнения каждого из четырех текстов важно делать небольшую паузу.
Материал.
Тест 1.
1. украинец 11. масло
2. экономика 12. бумага
3. каша 13. пирожное
4. татуировка 14. логика
5. нейрон 15. стандарт
6. любовь 16. глагол
7. ножницы 17. прорыв
8. совесть 18. дезертир
9. глина 19. свеча
10. словарь 20. вишня
Тест 2.
1. 43 6.72 11.37 16.6
2.57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 17. 8. 44 13. 86 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5.81 10. 7 15. 47 20. 73
Тест 3.
Тест 4.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой — айсбергом /1/, получил большую пробоину и стал тонуть /2/. "Спустить шлюпки!" — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно /З/.Их хватило только на половину пассажиров. "Женщины и дети -~ к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!" /4/ — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду /5/. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.
И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой — то толстяк с перекошенным от страха лицом/7/. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку /6/. Послышался негромкий сухой щелчок — это капитан выстрелил из пистолета /9/. Трус упал на палубу мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.
Анализ результатов.
Продуктивность запоминания отдельных слов =
количество правильно воспроизведенных слов х 100 ;
Продуктивность запоминания отдельных =
количество правильно воспроизведенных цифр х 100
Продуктивность запоминания фигур =
количество правильно воспроизведенных фигур х 100
Продуктивность запоминания мыслей =
количество правильно воспроизведенных мыслей х 100
Интегральный показатель продуктивности памяти =
сумма результатов по четырем тестам
Шкала оценок.
90 - 100 — отлично 30-50 — удовлетворительно
70-90 — очень хорошо 10 - 30 — плохо
50-70 — хорошо 0-10 — очень плохо
Примечание. Долговременная память проверяется через неделю без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов. Если результат "хороший" — значит долговременная память хорошая.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Как более простая указанная методика может быть использована для изучения переключения внимания у школьников подростковою возраста.
Инструкция:Испытуемому предъявляют таблицу с черными и красными цифрами:
4 | 6 | 12 | ||||
13 | 19 | 16 | ||||
15 | 23 | |||||
9 | 17 | 5 | 24 | |||
14 | 20 | 1 | 7 | |||
21 | 3 | 8 | 18 |
(Подчеркнутые цифры красного цвета).
В первой серии исследования испытуемый показывает и называет черные цифры и возрастающем порядке от 1 до 25. По секундомеру фиксируется затраченное время. Во второй серии он показывает и называет красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. В третьей серии он показывает и называет попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные — в убывающем. Время фиксируется.
Анализ результатов:
Время переключения внимании определяется но формуле:
П = Серия 3 - (Серия 1 + Серия 2), т.е.
разность между временем третей серии и суммой времени мерных двух серий. Уровни переключения внимания:
I — разница во времени до 60 сек.
ІІ — 61 - 90 сек.
III — 91 - 100 сек.
IV — 101 - 120 сек.
V — 121 - и выше сек.
Поскольку под переключением понимают возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, данная методика может быть использована для диагностики работоспособности к условиях частой смены видов деятельности.
Оценка в баллах 9 3 7 6 5 4 3 2 1
Количество правильных 15 14 12-13 10-11 8-9 6-7 5 4 3
ответов из 4О
Количество правильных 18 17 15-16 13-14 10-12 8-9 6-7 5 4
ответов из 70
Время работы с бланком 1 - 40 - 1 ,5 мин.; бланком 1-70-4 мин
14 5 31 27 37 16 19 42 14 56 27 43
4О 34 23 1 20 69 26 57 49 68 7 13
19 16 32 13 33 31 1 40 21 59 64 70
2 6 8 25 9 65 35 45 66 8 34 22
12 26 36 28 39 46 18 32 12 63 2 50
4 39 23 60 28 55 36
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество воспро- 31 29-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11-14 7-10 6
изведенных
смысловых единиц
и чисел.
Примечание: Цифры в скобках указывают смысловые единицы и, естественно не читаются, а используются при обработке.
ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ
Цель. Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.
Инструкция. Процедура исследования включает в себя четыре текста. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест 1 — 40 секунд, тест 2 — 40 секунд, тест 3 — 10 секунд, тест 4 — 1 минута) запомнить соответствующий материал, соответственно для первого теста слова с их цифровыми обозначениями, для второго — цифры с их цифровыми обозначениями, для третьего — фигуры, для четвертого нужно запомнить выделенные жирным шрифтом и пронумерованные мысли и воспроизвести их, соблюдая также указанную в тексте последовательность. После выполнения каждого из четырех текстов важно делать небольшую паузу.
Материал.
Тест 1.
1. украинец 11. масло
2. экономика 12. бумага
3. каша 13. пирожное
4. татуировка 14. логика
5. нейрон 15. стандарт
6. любовь 16. глагол
7. ножницы 17. прорыв
8. совесть 18. дезертир
9. глина 19. свеча
10. словарь 20. вишня
Тест 2.
1. 43 6.72 11.37 16.6
2.57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 17. 8. 44 13. 86 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5.81 10. 7 15. 47 20. 73
Тест 3.
Тест 4.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой — айсбергом /1/, получил большую пробоину и стал тонуть /2/. "Спустить шлюпки!" — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно /З/.Их хватило только на половину пассажиров. "Женщины и дети -~ к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!" /4/ — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду /5/. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.
И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой — то толстяк с перекошенным от страха лицом/7/. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку /6/. Послышался негромкий сухой щелчок — это капитан выстрелил из пистолета /9/. Трус упал на палубу мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.
Анализ результатов.
Продуктивность запоминания отдельных слов =
количество правильно воспроизведенных слов х 100 ;
Продуктивность запоминания отдельных =
количество правильно воспроизведенных цифр х 100
Продуктивность запоминания фигур =
количество правильно воспроизведенных фигур х 100
Продуктивность запоминания мыслей =
количество правильно воспроизведенных мыслей х 100
Интегральный показатель продуктивности памяти =
сумма результатов по четырем тестам
Шкала оценок.
90 - 100 — отлично 30-50 — удовлетворительно
70-90 — очень хорошо 10 - 30 — плохо
50-70 — хорошо 0-10 — очень плохо
Примечание. Долговременная память проверяется через неделю без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов. Если результат "хороший" — значит долговременная память хорошая.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ
Цель. Выявление объема внимания.
Инструкция. Испытуемому кратковременно, обычно в течение до I секунды, предъявляют последовательно 8 карточек с изображением 2-9 точек. Каждая карточка экспонируется дважды, после этого испытуемый в течение 10-15 секунд на бланке отмечает расположение точек.
Анализ результатов. Учитывается количество правильно отмеченных точек.
I. 3 точки на двух карточках
II. 4 точки на двух карточках
III. 6 точек на двух карточках
IV. 9 точек на двух карточках
IV. 10 точек на двух карточках
V. 10 точек на двух карточках
VII. 13 точек на двух карточках
VIII. 15 точек на двух карточках
IX. 16 точек на двух карточках
Ранговые места I и II свидетельствуют о милом объеме внимания, VIII, IX — о большом объеме, промежуточные — о среднем.
Примечание. Объем внимания — это количество элементов, одновременно воспринимаемых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течение до 1 секунды человек может воспринять 5-9 отдельных элементов.