Обязанности научного руководителякурсовой и выпускной квалификационной работы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», «ПСИХОЛОГИЯ», «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»БФУ ИМ. И. КАНТА
Студенты, обучающиеся понаправлениям подготовки «Социальная работа», «Психология», «Клиническая психология»БФУ им. И. Канта пишут курсовые работы согласно нагрузке учебного плана. Затем на заключительном курсе (для направления подготовки «Социальная работа» и «Психология» очной формы обучения бакалавриат -4 курс, для направления подготовки «Социальная работа» и «Психология» заочной формы обучения бакалавриат – 5 курс, для направления подготовки «Социальная работа» и «Психология» очной формы обучения магистратура – 2 курс, для специальности «Клиническая психология» - 6 курс) защищают Выпускную квалификационную работу (как синонимы – ВКР и дипломная работа).
Курсовые работы и проекты проходят защиту перед педагогическим коллективом, по итогам защиты научный руководитель выставляет оценку или возвращаеттекст на доработку. Выпускная квалификационная работа проходит, какправило, две предварительных защиты. После последней предзащиты комиссия составляет список студентов, допущенных до защиты работы, документовед дирекции готовит приказ о допуске к защите ВКР, который затем подписывается ректором.
Курсовые и дипломные работы хранятся в Архиве ВУЗа в течение 5лет.
Студент выбирает научного руководителя и уточняет у него возможность руководства, до даты, указанной дирекцией. После этой даты научного руководителя назначает дирекция. Студент выбирает тему научно исследовательской работы и обсуждает ее с научным руководителем, до даты, указанной дирекцией. А также регистрирует ее через электронную систему подачи заявки «Заявка на утверждение темы курсовых и дипломных работ» (https://docs.google.com/forms/d/1Mi1vSMLOA5VTZWtOfdQsNyX5gXRFe8d-7EazqfXkVyA/edit?usp=drive_web). Формулировка тем обсуждается на заседании учебно-методического совета Института гуманитарных наук, согласно поданным заявкам студентов. После этой даты научный руководитель назначает тему работы. Прикрепление студентка к научному руководителю и выбранная тема закрепляются «Приказом о назначении научного руководителя и утверждением темы научно-исследовательской работы», подписанным ректором ВУЗа.Курсовая и выпускная квалификационная работы - самостоятельные творческие исследования определенных проблем, имеющих научно-прикладное значение, поэтому для выполнения указанных видов исследовательской работы студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении учебных теоретических курсов, выполнении лабораторно-практических работ, заданий учебных практик.Курсовая и выпускная работы являются важным средством контроля за научно-практической подготовкой будущих специалистов, способствуют более сознательному овладению профессиональными знаниями,умениями и навыками, прививают интерес к научным исследованиям, позволяют увязывать теоретические положения с практикой, обобщать исравнивать опыт успешных практиков со своим, самостоятельно разрабатывать отдельные вопросы изучаемого курса, осмысливать проблемныеситуации.Курсовая и выпускная работы показывают, насколько студент овладел умениями пользоваться научной литературой, анализировать ее,осуществлять исследование, и последовательно, грамотно, обоснованнооформлять и излагать результаты собственных научных исследований вдоступной литературной форме, при этом важнейшей чертой курсовых ивыпускных работ является их профессиональная направленность, проявляющаяся как в формулировке темы, так и в содержании.
Курсовая и выпускная работы в значительной мере сходны по своей структуре и оформлению. Но поскольку выпускная работа имеет цельюотразить уровень всей полученной студентом в ходе обучения подготовки,продемонстрировать сформированность умений исследовательской работы, данный вид НИРС отличается от курсовой работы более высокимуровнем сложности решаемых исследовательских задач и способов их достижения, глубиной их проработки, что отражается в содержании и объеме.
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)представляет собой самостоятельное законченное эмпирическоеисследование на заданную тему, написанное лично автором подруководством научного руководителя, свидетельствующее об уменииавтора работать с литературой, проводить эмпирическое исследование,обрабатывать и интерпретировать его результаты, используя теоретическиезнания и практические навыки, полученные при освоениипрофессиональной образовательной программы.
Курсовая работа – это научно-исследовательская работа студента, имеющая целью выявить глубинные психологические закономерности изучаемого феномена или взаимосвязи двух феноменов.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это также научно-исследовательская итоговая работа студента, показывающая многообразие его психологических компетенций. Допускается написание ВКР по проектному типу.
Подготовка и защита контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ - важный элемент учебного процесса, обязательныйдля студентов Института гуманитарных наук всех специальностей и направленийподготовки, обучающимся на дневном и заочном отделении.
Целью научной работы студентов является овладение компетенциями, рекомендуемыми государственными стандартами подготовки по направлениям «Психология»,«Клиническая психология»,«Социальная работа».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯК КУРСОВОЙ РАБОТЕ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Нормативы научной работы
Реферат представляет собой краткое письменное изложение научной проблемы, основанное на изучении и обзоре литературных источников.Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя той дисциплины, по которой пишется реферат. Она формулируется конкретно и составляет задачу исследования. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.
Реферат состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 6 источников).
Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.
В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.
В заключение формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная тоска зрения на представленные в работе проблемы.
Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.
Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.
Курсовая работа представляет собойзаконченное научное исследование, состоящее из титульного листа, оглавления, введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы, приложений.
Объем курсовой работы – 50-65 страниц (без учета приложений).
Выборка около 30 человек
Диагностических методик – 2-3,в зависимости от их уровня сложности.
Литературных источников – 40-45. В тексте работы должны быть ссылкина все источники, указанные в списке литературы.
Рекомендуется исследование сопоставительного характера. Корреляционная часть обязательна.
Требования к выпускной квалификационной работе:
Объем работы – 80-90 страниц (без учета приложений)
Рекомендуемая выборка – 60 человек.
Диагностических методик – 4-6,в зависимости от их уровня сложности.
Корреляционная часть обязательна.
Литературных источников – не менее 50, из них 3-5 на иностранном языке. В тексте работы должны быть ссылки навсе источники, указанные в списке литературы.Список литературы (библиография) должен быть оформлен по ГОСТ.
Требования к формулировке темы исследования
Темы курсовых и дипломных работ немогут выходить за рамки специальности. Даже при использовании интегрального подхода и при междисциплинарных исследованиях необходимо ставить акцент на психологии, клинической психологии или теории социальной работы в зависимости от специализации студента и направления подготовки.
Тема выпускной квалификационной работы и курсовой работы формулируется студентом совместно с научным руководителем, затем утверждается (или не утверждается) на заседании учебно-методического совета Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Изменение темы исследования возможно только в особых случаях.
Тема исследования, его цель, предмет, теоретическая часть и эмпирическая часть должны иметь общую направленность и соотносится друг с другом.
Тема научной работы должна быть:
1. Конкретной. Если тему невозможно полностью раскрыть в рамкахстуденческой работы, ее необходимо конкретизировать, сделать более узкой
2. Измеримой – все заявленные параметры можно померить с помощью психологического инструментария.
3. Достижимой – по итогам исследования студент должен дать четкий ответ на вопрос, заявленный в теме. К примеру, если тема «Взаимосвязь параметра Х с параметром У», то по итогам исследования можно заявить одной фразой, что Х и У связаны таким-то образом.
4. Связанной с нуждами Калининградской области, вносящей вклад в обеспечение психологического комфорта жителей Калининградской области. Тема должна отвечать социальному заказу предприятия Калининградской области. Регистрация социального заказа и тему соответствующей ему осуществляется дирекцией института, после утверждения тем.
2.3. Требования к содержанию научной работы студента
1. Психологичность исследования. Важно, чтобы даже при использовании системного и интеграционного подходов это была работа по психологии, без явного уклона в менеджмент, маркетинг, педагогику, юриспруденцию, филологию и т.п.
2. Уровень актуальности и практической значимости проблематики исследования, в частности для Калининградской области.
3. Уровень проработанности теоретического материала: обзор литературы, всесторонне отражающий наработки отечественных и зарубежных ученых по данной теме. Приветствуется не просто реферирование литературы, но и анализ, сравнение и сопоставление взглядов разных ученых,на основе которых студент формулирует свою авторскую позицию.
4. Взаимосвязь теоретического и эмпирического материала. Соответствие темы исследования его содержанию.
5. Подбор диагностического инструментария и выборки исследования.
6. Уровень обработки результатов исследования.
7. Уровень интерпретации результатов исследования (глубинаанализа).
8. Уровень рекомендаций, данных студентом целевой аудитории.
9. Качество оформления работы.
10. Уровень самостоятельности проведенного исследования. Исследование должно быть проведено студентом самостоятельно, с привлечением других лиц только в качестве испытуемых или экспертов. Дублирование и копирование исследований, проведенных другими авторами(плагиат) категорически запрещено. Ценится наличие элементов самостоятельного научного творчества, формулировка и обоснование собственногоподхода к решению дискуссионных проблем теории и практики психологии, клинической психологии, социальной работы (в зависимости от направления подготовки) самостоятельный характер изложения материала и формулировка выводов по результатам проведенного исследования.
11. Творческий подход. Ценятся интересная тема, подбор инновационных методик, авторские методики и любоедругое проявление креативности.Предпочтительно, если студент разрабатывает единую научнуюпроблематику, и темы его курсовых работ являются смысловым продолжением и усложнением от младших курсов к старшим.
Оценку за курсовую работу выставляет научный руководитель, заВКР – Государственная Аттестационная комиссия.Научный руководитель или комиссия на предварительной защите могут признать работу неудовлетворительной по следующим критериям:
1. Исследование непсихологично.
2. Тема исследования не соответствует его содержанию.
3.Исследование не проведено или проведено частично. Его результаты не обработаны или обработаны частично. Его результаты обработаны,но не проинтерпретированы, или проинтерпретированы частично. Теоретическая честь не соответствует эмпирической.
4. Текст работы не соответствует требованиям культуры оформления: имеется множество орфографических ошибок, текст не отредактирован, неряшливо оформлен.
5. Исследование представляет собой полный или частичный плагиат.
Если курсовая работа признана неудовлетворительной, она возвращается студенту на доработку.В случае, если студент не прошел предварительную защиту ВКРили комиссия сочла работу неудовлетворительной, студент не допускаетсядо защиты и отчисляется из ВУЗа. В остальных случаях работа допускаетсядо защиты. Если ВКР признана неудовлетворительной на защите, студентотчисляется из ВУЗа.
2.4. Порядок подготовки научной работы
Работа над курсовой или выпускной квалификационной работойне должна откладываться на последние дни. Относиться к ней надлежит совсей ответственностью и добросовестностью. Только систематический,правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку.Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы:
1. Определить для себя общее направление исследования, а затем тему исследования. Вместе с научным руководителем выбрать уточнить тему и составить примерный план.
2. Подобрать литературу – собрать весь массив литературы, пролистывая ее «по диагонали», улавливая научные тенденции. В ходе подбора литературы тема исследования может быть скорректирована.
3. Изучить литературу и сделать ее обзор - теперь внимательнопрочитать весь собранный массив литературных источников, начиная с самых главных и подробных, а не с тех, которые были первыми обнаружены.Это позволит составить целостную научную картину. Работу необходимосопровождать конспектированием этих источников. Ценится, когда в обзоре литературы присутствует, условно говоря, пересказ, а не огромные«куски» авторского текста. Ценятся только краткие цитаты, которые иллюстрируют глубину авторского мнения. Правила оформления ссылок наавторство см. ниже. Помните, что чем больше авторов Вы упомянули впервой главе, тем лучше. А включение в обзор литературы текста без упоминания его автора или ссылки на источник считается плагиатом.
4. Подобрать диагностический инструментарий, выборку и базуисследования. Выбрать методики исследования, опросники, составить анкету, план глубинных интервьюи т.п. Если Вы составили авторскую анкету или интервью, то провести«пилотный вариант» - апробировать методики на выборке из несколькихчеловек. Содержание всех методик должно быть идентично теме исследования и содержанию обзора литературы (первой главы). Одновременно сэтим необходимо определиться с выборкой и местом проведения исследования. Решите, каков будет главный критерий формирования выборки, какая это будет выборка по полу, возрасту, социальному положению и т.п.То, какая будет выборка, зависит от цели исследования. Запланируйте выборку на несколько человек больше, чем нужно, поскольку не все людивозвращают тесты, некоторые отвечают не на все вопросы.
5. Получить информированное согласие респондентов. После этого провести батарею методик на запланированной выборке и собрать результаты.
6. Провести «ручную» обработку результатов исследования.Обработайте каждый проведенный тест, опросник и т.п. Когда все результаты посчитаны, создаются сводные таблицы в удобной для студента форме. В сводных таблицах зафиксированы все цифры, полученные каждымиспытуемым по каждой методике. Затем, по необходимости, считаютсясредние баллы по методике и ее шкалам в отдельности, процентные значения и т.п. и на их основе создаются диаграммы. Желательно составлятьдиаграммы по каждой методике, отражающие общие результаты выборки.
7. Провести математико-статистическую обработку результатов исследования – провести, по необходимости, корреляционный анализ,кластерный анализ, факторный анализ.
8. Проинтерпретировать результаты исследования. Если обработка – это подсчет цифр по методикам, то интерпретация – это «расшифровка» этих цифр. Каждую цифру, полученную в выборке (но не отдельным испытуемым) необходимо интерпретировать, то есть описать, что онаозначает. Также необходимо увидеть и описать общие закономерности итонкие нюансы исследуемых феноменов.
8. Написать полный текст работы и аккуратно его оформить.
9. По необходимости познакомить респондентов с результатами исследования. В организацию, которая выступила эмпирической базой исследования, предоставить обобщенный отчет о выполнении исследования с результатами (не забывать про сохранение конфиденциальных данных респондентов, не указывать ФИО или другие персональные данные, если они нарушают конфиденциальность респондента).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Содержание
Научная работа студента (курсовая или дипломная работа)должна включать в себя следующие пункты:
Титульный лист (см. Приложение)
Оглавление
Введение
Глава 1 – теоретическая (литературный обзор, выводы)
Глава 2 – эмпирическая (описание процедуры исследование, результаты обработки и интерпретация проведенных методик, корреляционный анализ, рекомендации, выводы в которых представлены основные результаты без цифр;выводы должны соответствовать задачам исследования)
Заключение
Список литературы
Приложения – образцы проведенных методик, сводные таблицырезультатов, неосновные таблицы, графики, диаграммы, схемы.
Названия глав и параграфов должны быть конкретными и отражать их содержание. Названия не должны повторяться. Ни одна из глав неможет быть названа также как работа в целом.
3.2. Примерный план введения научной работы
Обычно объем введения ВКР 3-4 страницы, курсовой работы – 2-3страницы.
1. Проблема исследования. Проблема – это противоречие междужелаемым и действительным. Нет проблемы – значит и исследование неактуально. Ответьте на вопросы: «Что не делается?», «Что не так делается?» в рамках заявленной темы. Если один из терминов, указанных в названии, неочевиден, то желательно здесь дать его рабочее определение. Если же все титульные термины понятны, их здесь определить не нужно.
2. Актуальность темы исследования. Ответьте на вопросы: «Почему эту тему важно изучать? Что будет, если ее не изучать?» Ответьте наэтот вопрос применительно к обществу в целом, к изучаемому сообществув частности. Проведите параллели с изучением этого аспекта в других науках
3. Разработанность проблемы: укажите, какие ученые, пофамильно, изучали данную тему. К примеру, «изучением параметраХ занимались психологии (далее перечень 5-7 фамилий), параметра У -ученые (далее перечень фамилий). Наиболее интересно, если список авторов будет представлен еще и в соответствии с их базовым подходом.
4. Цель исследования. Цель – это ожидаемый результат! Онадолжна быть сформулирована конкретно, измеримо, достижимо.
5. Объект исследования – самое главное, фундаментальное понятие в исследовании. Объект – это психологический феномен, но не люди.
6. Предмет исследования – то «узкое место», которое Вы изучаете. По сути, предмет, цель и тема исследования должны быть сопоставимы.
7. Задачи исследования. Задачи – это способы достижения цели.Лучше, если задачи сформулированы как направления, а не как этапы исследования. Обычно первая задача – теоретическая: изучить наработкиотечественных и зарубежных ученых по теме исследования. Далее идутдиагностические задачи. Если тема сформулирована по принципу «взаимосвязь Х и У», то обычно вторая задача – выявить особенности параметра Х,третья – диагностировать особенности параметра У. Следующая задача -корреляционная – выявить взаимосвязь между Х и У. При необходимостиставят еще задачи выявить гендерные, возрастные или иные особенностиисследуемого параметра. Последней задачей обычно ставят дать свод рекомендаций для целевой аудитории. Задачи оформляются как глаголы:изучить...,описать...,уточнить и дополнить понимание...,выявить...,систематизировать...,разработать... и т.д.По итогам исследования поверьте, все ли задачи решены. Решениезада должно быть отражено в выводах.
8. Гипотеза исследования – (от греч. hypothesis - предположение) это предположение, которое выносится до начала исследования.Помните, гипотезу не доказывают, а подтверждают. Она может и не подтвердиться. При необходимости можно выдвинуть не одну гипотезу, а несколько. Допускаетсявыдвижение общей гипотезы и двух-трех частных гипотез, уточняющих.
9. Методы и методики исследования. Сначала описываются теоретические методы: анализ и синтез литературы по темам «…».Затем диагностические, к примеру анкетирование, тестирование,фокусированное групповое интервьюирование. Перечисляются методики.При перечислении тестов необходимо указывать автора теста, год разработки, приадаптации – автора адаптации методики. Если в исследовании используются авторские анкеты, то необходимо давать им название, или отмечать «анкета, направленная на изучение…». Затем отмечаются методы математической обработки: к примеру, корреляционныйанализ, с указанием конкретного коэффициента корреляции, кластерныйанализ, факторный анализ. Если студент создал авторскую модель илисхему (что не требуется, но допускается), то этот метод называется теоретическим моделированием.
10. База исследования и выборка исследования. Указывают количество участников выборки, их возраст (от – до), пол,при необходимости социальное, финансовое, семейное положение, профессию и должности. Если выборка сделана на одной базе (в одной школе,в одной фирме), то указывают и ее. Выборка должна репрезентативной (отангл., представительной) то есть соответствовать генеральной совокупности поосновным социальным параметрам, то есть, к примеру, при исследовании мотивации строителей в выборке должны быть строители разныхвозрастов, а не только молодые, и соотношение по полу должно быть строго таким, как в реальности. В противном случае в теме надо указать молодых строителей. Четко определите критерий формирования выборки.
11.Теоретические и методологические основы исследования -указывают тех авторов, на чьи концепции студент опирается. Обычно поодному-два ученых для каждого исследуемого явления.
12. Новизна исследования. Приветствуются элементы научной новизны.
13. Практическая значимость – это ответ на вопрос кому, где изачем на практике будут полезны результаты данного исследования. Именно результаты, а не тема, поэтому данный пункт введения обычно дописывают, когда исследование уже проведено.
14. Апробация работы – на каких конференциях, семинарах, собраниях были представлены результаты данного исследования. Если таковых не имеется, то данный пункт пропускается.
15. Структура работы: работа состоит из Х глав, введения и т.п.
3.3. Примерный план теоретической главы
Обычно объем первой главы – от 30 до 50 % от объема всей работы. Параграфы не делятся на пункты, а те – на подпункты.Первый параграф (1.1.) обычно посвящен самому главному титульному понятию и называется, к примеру, «теоретический анализ феномена Х в отечественной и зарубежной психологии». Второй параграф (1.2.) обычно посвящен второму, менее значимому титульному понятию. Третий – описанию известных в литературеособенностей взаимосвязи этих двух титульных понятий.Если одно из титульных понятий слишком широко, то оно представляется в двух параграфах. После первой главы делаются «Выводы по первой главе». По сути, это не выводы, а резюме, и пишется оно по алгоритму: (1) понятие Хисследовали следующие ученые… Вкачестве базовой мы выбрали концепцию психолога Иванова И.И. Приводится базовое определение первогопсихологического феномена. (2) понятие У исследовали следующие ученые… Мы придерживаемся взглядов ученого Петрова П.П. Приводится базовое определение второго исследуемого феномена. (3) Взаимосвязь исследуемых феноменов изучена недостаточно… (4) Теоретический анализпозволил нам сделать предположение, что…
3.4. Примерный план эмпирической главы
Вторая глава обычно называется «Эмпирическое исследованиевзаимосвязи Х и У». Особенно ценится, если объем второй главы большеобъема первой. Рекомендуемый объем – 50-65 % от объема всей работы.Первый параграф (2.1.) обычно посвящен описанию исследования. В него включают подробное описание выборки, хода исследования,всех методик.Второй параграф (2.2) обычно посвящен обработке и интерпретации результатов тех методик. Методики – этосредство достижения результата, а не сам результат, поэтому не надо смещать акценты и называть параграф «интерпретация методик на изучениемотивации» или «интерпретация теста Замфира». Называть параграф необходимо, исходя из того, что в нем описано, а не с помощью какого методаэто описано.Необходимо проинтерпретировать каждую цифру, полученнуюгруппой испытуемых в каждой методике. Если в исследовании принималиучастие две выборки, к примеру, контрольная и экспериментальная, тообычно сначала кратко интерпретируют свод данных в первой выборке,потом во второй, а потом подробно - попарно. По итогам каждого теста рекомендуется построить сводную диаграмму. Затем приводятся результаты статистической-математической обработки данных и их описание. Третий параграф посвящен рекомендациям психологам или клиентам, которые автор работы создает самостоятельно, на основе проведенного исследования. После второй главы делаются «Выводы по второй главе». Выводы по второй главе – это и есть выводы по исследованию: делают краткий, без цифр,вывод по каждой методике. Причем сначала по самой главной методике,соответствующей главному титульному понятию, потом по той, котораявторая по важности и т.п., затем по взаимосвязям (также без цифр). Проверкой правильности оформления выводов будет являться их полное соответствие задачам. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
3.5. Заключение, список литературы и приложение
Заключение – это «введение наоборот»: оно пишется в свободнойформе, по алгоритму введения. В нем еще раз указывается, что исследование действительно актуально, цель работы достигнута, задачи решены,гипотеза подтверждена (или не подтверждена), выводы обоснованы, поскольку соответствуют теоретическому материалу и подкреплены математически. Далее дают субъектную характеристику процесса и результатасвоего труда. В заключении не следует касаться вопросов, которые выходят за рамки того, что было реально рассмотрено в работе. Необходимодать оценку эффективности исследования, указать на уже имеющиесяформы внедрения (если они имеют место), на то, где и как обсуждалисьматериалы работы, какая им дана оценка. Объем заключения не долженпревышать 3 страниц.
Список использованной литературы оформляется по установленному порядку. Он включает и себя все источники, накоторые есть ссылки в тексте работы, а также те важнейшие источники,которые были так или иначе были использованы, хотя и не приведены вссылках и примечаниях.
Приложения содержат в себе математические расчеты, тексты разработанных студентами анкет, карт наблюдения и другого диагностического инструментария.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ ИВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТ
4.1. Основные требования к оформлению текста
Текст работы напечатан на одной стороне белой бумаги формата А4. Размеры полей: левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее по 2 см.
Шрифт Times New Roman. Кегль 14. Межстрочный интервал полуторный
Выравнивание по ширине. Не допускается кривой правый крайтекста!
В начале первой строки нового абзаца делается абзацный отступ 1, 1,25 или 1,5 сантиметра. Устанавливается автоматическая расстановка переносов.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается пастой или чернилами черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Допускаются закрашивание белой краской и нанесение исправлений в том же месте текста.
Нумерация страниц сквозная, верху страницы: поцентру. Первая страница (титульный лист) не нумеруются, но учитываются. Приложения также нумеруются как продолжение основного текста.
Каждая структурная часть (введение, заключение, главы и т.д.) начинается с отдельной страницы. Параграфы одной главы продолжают страницу.
Содержание (или оглавление) оформляется на отдельном листе.Названия глав и параграфов пишутся без кавычек.Введение и заключение не имеют каких-либо дополнительных названий.Указание страницы, с которой начинается соответствующая частьоглавления, является обязательным.Названия глав выполняется прописными (большими, заглавными) буквами, равнение по центру строки и оформляются так: ГЛАВА 1. (ДАЛЕЕ НАЗВАНИЕ), ГЛАВА 2(ДАЛЕЕ НАЗВАНИЕ).В конце заголовков точки не ставятся.Переносы в заголовках не допускаются.Подчеркивать заголовки не допускается.После заголовка делается дополнительный тройной межстрочный интервал.
Названия параграфов не сопровождаются знаком §, а оформляется через сочетание цифр, первая из которых обозначаетномер главы, а вторая - номер параграфа, например. 2.1 или 1.2.Названия параграфов оформляются строчными (маленькими) буквами, жирным шрифтом и выравниваются по центру. Переносы в заголовках не допускаются.Если заголовок не в начале страницы, то перед ним делается два межстрочных интервала. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста. Подчеркивать заголовки не допускается.
Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.
Не нумеруются следующие структурные элементы работы: оглавление, введение, заключение, список литературы. Приложениянумеруются отдельно (не 3.1, 3.2, а 1, 2, 3 и т.д.).Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.
Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком. Знак «тире» всегда отделяется с двух сторон пробелами, дефис – нет. После знака № делают пробел. Знак % пишется после цифры без пробела.
Оформление ссылок и литературные источники
Список литературы представляет собой перечень использованной в процессе подготовки курсовой или дипломной работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. Описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь некоторые названия: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М и т.д.). Далее указывается год издания (2002), количество страниц в книге или страницы статьи в журнале или сборнике. Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов конференций, авторефератов, диссертаций:
Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. – 296 с.
Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. – 135 с.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.- 256 с.
Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Вестник Самарского госуниверситета. 1996. № 1, С.57-80.
Самыкина Н.Ю. Факторы риска алкоголизации и наркотизации школьников // Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. С. 65-85.
Шапатина О.В. Развитие самооценки ребенка в системе семейных отношений // Тезисы докладов Международной конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». Самара, 1997. С.153-154.
Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. - 23 с.
Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999, - 136 с.
Ссылки в тексте на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, например [12] или в круглых скобках (Леонтьев А.Н., 1989).
При реферировании источника указывается фамилия автора и вквадратных скоках номер источника в прикрепленном списке литературы,или просто номер источника. Например, по мнению А. Маслоу [2], существуют следующие уровни потребностей: физиологические, в безопасности… . Или другой вариант, который допускается, но не слишком приветствуется: Существуют следующие уровни потребностей: физиологические, в безопасности… [2] Здесь ссылка сделана в конце предложения илиабзаца и без упоминания автора в тексте.При указании нескольких фамилий в предложении, ссылки на нихделаются после каждой фамилии: Иванов И.И. [5], Петров П.П. [14] и Сидоров С.С. [17] отмечают необходимость включить в список потребностей потребность в сети Интернет.При множестве фамилий и необходимости указать год авторскойидеи, ссылки оформляются по образцу: Иванов И.И. (1967), Петров П.П.(1989) и Сидоров С.С. (2012) выдвигают идею дополнить пирамиду А.Маслоу духовными потребностями [5, 14, 17]. Если Вы цитируете кого-то, то в квадратных скобках кроме номераисточника в прикрепленном списке литературы указывается и номер страницы: У. Шекспир [3, c. 15] отмечает, что «жизнь – игра, а люди в ней –актеры».Или так: У. Шекспир отмечает, что «жизнь – игра, а люди в ней –актеры». [3, c. 15] Разница между первым и вторым вариантом в том, чтов первом ссылка сделана после фамилии, а во втором – после цитаты.
Оформление таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем
Приветствуется наличие таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм как в практической, так и в теоретической главах. Желательно ихсоздавать такими, чтобы они были понятны «сами по себе»: информативны, легкочитаемы, с необходимыми подписями данных.Если таблица, схема, рисунок, график или диаграмма единственная в тексте, то она не нумеруется. Если они больше одной страницы, товыносятся в приложение. Их переносы, когда около половины рисунка илитаблицы на одном листе, другая половина на другом, запрещены (такие таблицы выносятся в приложение). Схемы в тексте называются рисунками.
При переноси части таблицы название помещают только над первой части таблицы. «Шапка» (заголовки столбцов) таблицы дублируется на каждой странице.
Все таблицы должны иметь название и номер. Таблицы нумеруются сквозной нумерацией (Таблица 1… Таблица 12). Знак № не ставится.Аналогично нумеруются и оформляются рисунки (Рисунок 1…Р