Подбор литературы по проблеме.
Работа над дипломным исследованием в обязательном порядке предполагает работу в библиотеках. В первую очередь, это библиотеки научные и специальные, т.е. предназначенные для обслуживания ученых, преподавателей, студентов и специалистов различного профиля. По своим возможностям они не равны, но, тем не менее, формы обслуживания читателей у них в основном одни и те же:
· справочно-библиографическая;
· читальный зал;
· абонемент;
· межбиблиотечный абонемент;
· заочный абонемент;
· изготовление фото и ксерокопий;
· микрофильмирование.
Для справочно-библиографического обслуживания каждая библиотека имеет специальный отдел (бюро), в котором в дополнение к системе каталогов (о них ниже) и карточек собраны все имеющиеся в библиотеке справочные издания, позволяющие ответить на вопросы, связанные с подбором литературы по определенной теме, уточнением фамилии автора, названия произведения и т.д. Задачей библиографического отдела является также обучение читателей правилам пользования библиотечными каталогами и библиографическими указателями.
Научная и специальная литература издается, как правило, сравнительно ограниченными тиражами, поэтому в большинстве научных и специальных библиотек основной формой обслуживания является не абонемент, а читальный зал.
Пользуясь им и абонементом, каждый обязан помнить, что в больших книгохранилищах, имеющих сотни тысяч томов, подбор книг – сложный и трудоемкий процесс. Он значительно облегчается и ускоряется, если в заявке на получение книги точно указаны все данные книги и ее шифр, особенно важен шифр, показывающий место ее хранения. В библиотеках, особенно в больших, существуют специальные бланки таких заявок. Читатель по каталогу находит карточку, содержащую сведения о необходимой книги, на основании представленной в карточке информации заполняет заявку, отдает ее библиотекарю и только тогда получает книгу, если она, конечно, есть в наличии.
Для ускоренного подбора литературы во многих библиотеках практикуется система открытого доступа к полкам, при этом экономится время, появляется возможность познакомиться с широким кругом литературы по интересующему вопросу. В некоторых библиотеках отдельные материалы находятся в виде микрофильмов или микроафиш, для чтения их используется специальная аппаратура.
Межбиблиотечный абонемент (МБА) представляет собой территориально-отраслевую систему взаимного использования фондов всех научных и специальных библиотек страны. Зная о существовании той или иной книги, но не найдя ее в доступной библиотеке, можно заказать ее по МБА. Присланные на определенный срок книги выдаются для работы в читальном зале.
Многие научные и специальные библиотеки практикуют и такую форму обслуживания как заочный абонемент. Иногородние читатели зачисляются на него по заполнении гарантийного обязательства, заверенного руководителем учреждения. По заявкам требуемые книги высылаются по почте.
Все большее развитие получает изготовление фото и ксерокопий материалов из книг, журналов и газет и их микрофильмов. Это дает огромную экономию времени и возможность иметь нужные для работы источники в их подлинном виде. В тех крупных библиотеках, где это налажено, заказы на все виды ксерокопирования могут быть сделаны при непосредственном обращении или по почте.
Подробнее остановимся на работе с каталогами, так как именно они ключ к успешному подбору литературы.
Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. Каждая карточка каталога посвящена одной книге и содержит следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.
Если студенту точно известны названия нужных книг или фамилии их авторов, то необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.
Карточки с названиями книг в алфавитном порядке расставлены по первому слову библиографического описания книги: фамилия автора или название (заглавие) книги, если автор не указан. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых – по третьему и т.д. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений. В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг.
Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются по системе отраслей знаний.
Все разделы связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс) обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли).
Для удобства пользования систематическим каталогом к нему имеется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов каталога. Каждое слово АПУ заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога. АПУ является своеобразным «ключом» к систематическому каталогу, т.к. он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.
В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает библиотечный фонд в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.
Следует отметить, что в каталогах можно найти только названия книг, тогда как для написания дипломной работы, необходимы также материалы журналов, газет и различного рода сборников. Чтобы найти эти материалы необходимо пользоваться библиографическими картотеками, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется систематическая картотека статей (СКС).
Систематическая картотека статей включает карточки на статьи из газет и журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам в соответствии с систематическим каталогом. Оформление такой картотеки аналогично систематическому каталогу, она имеет общий с ним алфавитно-предметный указатель.
В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы, в библиотеках, особенно в крупных, карточные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги. Они частично снимают неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращают время поиска литературы.
Поиск литературы по проблеме дипломного исследования целесообразно начинать с областной научной библиотеки.
Продуктивность дипломного исследования зависит от тщательности изучения опубликованных научных работ. Исследователь должен знать, что уже было сделано, какие попытки предпринимались для решения интересующей его проблемы. Вместе с тем надо учитывать, что информационный поток в настоящее время настолько велик, что новичок может легко в нем «утонуть», поэтому очень важным становится отбор источников информации. Основными источниками научной информации являются монографии, статьи из научных журналов и сборников, диссертации.
Монографии. К их числу относятся работы, в которых всесторонне рассматриваются проблемы. Объем монографии, как правило, выходит за сто печатных страниц. Необходимо отобрать четыре-пять работ, имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Методика работы состоит в тщательном анализе текста, в выписывании цитат, внимательном просмотре библиографии и предметного указателя. Как правило, в монографиях содержится список литературы по рассматриваемой проблеме, где студент может найти другие необходимые источники.
Статьи в журналах и сборниках. В них оперативно даются новинки научных исследований. Поэтому исследователю необходимо тщательно просматривать такие журналы, как «Педагогика», «Иностранные языки в школе» и другие научные и методические журналы. Важно систематически следить за публикацией новинок, где бы они ни выходили. При написании дипломной работы целесообразно ознакомиться с материалами, опубликованными в данных журналах за последние пять лет, так как там могут оказаться статьи, непосредственно отвечающие теме исследования. Нужно иметь в виду, что в последнем номере журнала за каждый год содержится перечень всех статей, опубликованных в данном издании за год с указанием автора (авторов) статьи, ее названия и номера, в котором она вышла. Поэтому поиск нужно начинать именно с просмотра перечня статей в последних номерах журналов за предыдущие 3- 5 лет.
Научные сборники. Обычно носят проблемный характер, являются результатом исследования проблемы. Ценность этих сборников состоит, во-первых, в том, что в них публикуются новейшие данные; во-вторых, проблема рассматривается углубленно и с разных позиций; в-третьих, определяются тенденции развития научной мысли.
Диссертации. Это научные работы, всесторонне освещающие результаты длительного исследования проблемы. В диссертации дается понятийный аппарат, раскрывается логика изучения проблемы, описывается содержание экспериментальной работы, даются критерии, на основании которых делаются научные выводы и заключения. Краткое изложение диссертации оформляется в виде автореферата. Знакомство с диссертациями позволяет исследователю осмыслить собственные подходы к изучению проблемы с позиции ее актуальности, определения объекта, цели и задач, гипотезы и этапов, методов исследования.
При подготовке дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов может быть использована справочная литература. К ней относятся энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т.д.
Энциклопедии, содержащие наиболее существенные сведения по всем отраслям знания, называются универсальными, а включающие научно-справочные материалы по одной какой-либо отрасли знания – отраслевыми. Структура энциклопедии может быть систематической, т.е. располагающей материал по отраслям знаний, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) расположены в энциклопедии в алфавитном порядке. Современной энциклопедией по педагогике является Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 1999.
Словарь – собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знания. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.
Справочниками называют книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материал в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и т.д.
Дипломное проектирование требует также обращения к основным учебникам по методике преподавания иностранных языков, это необходимо для уточнения основных понятий, терминов, логики рассмотрения отдельных вопросов. Ссылки на учебники в дипломной работе должны быть сведены к минимуму. В последние годы появилось много учебников по методике преподавания иностранных языков. Обратиться можно к следующим из них:
1. Бабинская П.К.Практический курс методики преподавания иностранных языков. Минск.2003.
2. Гальскова Н.Д. Современная Методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.М.,2000
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.,2005
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др.Методика обучения иностранным языкам в средней школе.М.,1992
5. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. М.,2000
6. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2003, 2005
7. Методика преподавания иностранных языков: общий курс/отв.ред. А.Н. Шамов М.,2008
8. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989
9. Пассов Е.И., Кузовлев В.П. и др. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. М.,2001
10. Рогова Г.В.и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.М.,1991
11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М., 2004
12. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. Учебное пособие. М., 2002
13. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам : Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 2007
14. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций. М.,2006
Всю работу над источниками необходимо сопровождать точными выписками, точными ссылками, составлением своей библиографии проблемы.
Работа с источниками.
Умение работать с печатным источником информации – это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным. Наиболее частные ошибки здесь – отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.
Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой, статьей и только после этого ее тщательная проработка.
Предварительное ознакомление с источником. Ценность каждого научного произведения, с точки зрения конкретного исследования, колеблется в самых широких пределах. Далеко не каждую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Поэтому для экономии времени рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с источником. При этом необходимо принимать во внимание все элементы книги (статьи), которые дают возможность оценить ее важность для проводимого исследования. Делать это лучше всего в следующей последовательности: заглавие; автор; издательство (или учреждение выпустившее книгу); время издания; аннотация; оглавление; авторское или издательское предисловие; заключение (если есть); справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т.д.).
Таким образом, просмотр оглавления, аннотации, предисловия (введения), заключения призван дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения источника, в каких отношениях он представляет интерес и какими должны быть способы его переработки, включая сюда и наиболее целесообразную для данного случая форму записей. В результате предварительного ознакомления устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.
Затем необходимо приступать к чтению отобранного материала. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания (поисковое чтение) и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей (сплошное чтение).
Беглый просмотр содержания книги, статьи (поисковое чтение) необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по определенному вопросу. Бывает и так, что при предварительном ознакомлении становится ясно – в работе могут содержаться те или иные нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы найти их.
Тщательная проработка текста (сплошное чтение) – это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст – еще не значит усвоить его. Текст надо не только прочитать, но обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Усвоить прочитанное – значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями читающего, превратились бы в единую систему знания по данному вопросу. И здесь возникают определенные трудности. Как показывает практика, они возникают чаще всего из-за того, что в процессе чтения не всегда обращается внимание на то, чтобы основательно разобраться в логической структуре материала книги (статьи). Это не всегда просто, т.к. она бывает различной не только в каждой работе, но может меняться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же работе. Сделать это, однако, совершенно необходимо, т.к. основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере понятна схема его построения.
Задача заключается в том, чтобы проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста.
И именно при таком подходе для студента становится возможным понять мысль ученого и показать в дипломном исследовании ее анализ, а не пересказ
Проведение анализа текста значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркиваний и выделений в тексте книги и нумерации отдельных положений. В данном случае речь идет только о книгах из домашней библиотеки.
При работе с однотипными текстами усвоению способствует использование заранее составленных перечней, содержащих вопросы, которые следует уяснить в процессе чтения. Часто непонимание текста обусловлено не структурой текста, а его терминологическими особенностями.
В процессе чтения могут попадаться непонятные слова, многие термины используются в различных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Поэтому необходимо обязательно уточнять все термины и понятия, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения.
При работе с литературой необходимо сразу отбирать весь нужный материал. Нерационально сначала искать, литературу по первому параграфу диплома, затем по второму и т.д. Набирать и обрабатывать литературу надо сразу по всей дипломной работе, и только после тщательного прочтения и анализа всех материалов приступать к написанию текста диплома.
Обработка научной литературы подразумевает не только чтение и уяснение текста, но и ведение записей. Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для дальнейшего использования виде.
Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.
Прежде всего, не следует откладывать записи «на потом», их необходимо делать непосредственно в процессе чтения. Это касается не только выписывания необходимого материала из книги, статьи, но и записи собственных мыслей относительно прочитанного, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результатом ассоциаций, которые в других условиях не возникнут, а, кроме того, именно они превращают дипломную работу из реферата в самостоятельное исследование.
В пределах целей, преследуемых при чтении того или иного материала, записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное возвращение к книге.
Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем легко было пользоваться. Для этого, прежде всего, нужно стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений. Большую экономию времени дает также применение условных знаков-символов (например, математических: равно =, больше >, меньше <, функция ƒ и т.д.). Однако здесь должна соблюдаться мера. Иногда бывает легче второй раз прочитать книгу, чем разобраться в небрежных записях.
Важными требованиями к записям являются их наглядность и обозримость, а также такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.
Сделать это возможно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, а также путем расчленения текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т.д.
Как показывает опыт, удобно вести записи на отдельных листах, причем писать только на одной стороне листа, так как это дает возможность быстро находить нужное, делать вставки в текст.