Перечень тем курсовой работы по методике профессионального обучения
(темы конкретизируются по заявке учебных заведений СПО)
1. Разработка методики организации и проведения лабораторно-практических работ по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
2. Разработка методики организации и проведения лабораторно-практических работ по дисциплине, профессиональному модулю, МДК на примере темы «…».
3. Разработка методики организации и проведения практических работ по профессии на примере темы «…».
4. Разработка методики модульного обучения по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
5. Разработка методики модульного обучения профессии, специальности на примере темы «…».
6. Разработка контрольно-измерительных материалов по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
7. Разработка методики организации и проведения бинарного урока для подготовки рабочей профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
8. Разработка методики организации и проведения урока производственного обучения для подготовки профессии (на примере профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии»).
9. Разработка методики организации и проведения урока по дисциплине (ПМ, МДК).
10. Разработка методики проблемного обучения (на примере темы по дисциплине, профессиональному модулю, МДК).
11. Разработка методики проблемного обучения профессии на примере темы «…».
12. Разработки методики организации и проведения игровых уроков по производственному обучению профессии.
13. Разработки методики организации и проведения игровых уроков по дисциплине (профессиональному модулю).
14. Разработка опорных конспектов по дисциплине (ПМ, МДК).
15. Разработка опорных конспектов для подготовки профессии (на примере профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии»).
16. Методика преподавания темы по дисциплине (ПМ, МДК).
17. Методика преподавания темы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии».
18. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания дисциплины (ПМ, МДК).
19. Календарно-тематическое планирование дисциплины (ПМ, МДК) на примере темы «…».
20. Календарно-тематическое планирование по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии» на примере темы «…».
21. Методика проведения вводного занятия по дисциплине (ПМ, МДК).
22. Разработка рабочей тетради по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
23. Проектирование системы учебных задач по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
24. Проектирование системы учебных задач по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии».
25. Учебно-методический комплекс по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
26. Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии» на примере темы «…».
27. Применение «метода проектов» при изучении дисциплины (ПМ, МДК) на примере темы «…».
28. Применение «метода проектов» при изучении профессионального модуля «Выполнение работ по рабочей профессии» на примере темы «…».
29. Разработка заданий для самостоятельной работы по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
30. Разработка заданий для самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии» на примере темы «…».
31. Разработка учебно-методического обеспечения преподавания темы по дисциплине (ПМ, МДК) на примере темы «…».
32. Разработка учебно-методического обеспечения в процессе преподавания профессионального модуля ««Выполнение работ по рабочей профессии» на примере темы «…».
33. Разработка контрольно-оценочных средств для проведения итогового контроля по дисциплине (ПМ, МДК)
Приложение 3
П О Л О Ж Е Н И Е
О КУРСОВОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА ЧГПУ
Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Типовым положением о высшем учебном заведении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 71 от 14.02.2008 г., и Уставом университета.
Общие положения
1.1. Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех студентов.
Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинам.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы состоят в:
систематизации научных знаний;
углублении уровня и расширении объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
формировании умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
1.2. Перечень дисциплин, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ, календарные сроки их выполнения предусмотрены в учебных планах каждой специальности и могут быть изменены только решением Ученого совета университета.
1.3. Общее число курсовых работ по дисциплинам учебного плана не может превышать четырех за весь период обучения (не более одной курсовой работы в семестр).
1.4. Студент определяет тему курсовой работы в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных на кафедрах, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем.
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения данной дисциплины и подготовки специалистов по данному профилю, предусмотренным в государственном образовательном стандарте; соответствовать современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической (производственной) деятельности.
Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который поможет определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даст советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы.
1.5. По каждой работе заведующим кафедрой назначается руководитель, который обеспечивает разработку задания по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации по составленному совместно со студентом графику.
Руководителем курсовой работы является, как правило, лектор, ведущий данную дисциплину. Заведующий кафедрой может назначить руководителем курсовой работы по дисциплине учебного плана преподавателя, ведущего практические занятия, или иного преподавателя кафедры. Руководителем курсовой работы может быть назначен приглашенный специалист, выполняющий соответствующие обязанности на условиях почасовой оплаты или на общественных началах.
1.6. Процесс выполнения работ должен быть обеспечен учебниками, учебными пособиями, справочной и иной литературой, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.
1.7. Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка проставляется на титульном листе с подписью научного руководителя.
Оценка вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не вносится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. №65, запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки, зачета.
1.8. Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.
Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку тому же преподавателю.
Итоги выполнения курсовых работ анализируются на соответствующих кафедрах, а по мере необходимости – на заседаниях Ученых советов факультетов (институтов).
1.9. Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах.
2. Требования к выполнению курсовой работы
2.1. Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;
основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;
иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключении работы;
иметь необходимый объем;
быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.
2.2. При выборе темы студент должен учитывать:
ее актуальность;
познавательный интерес к ней;
возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание дипломной работы).
2.3. Работа над темой состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.
На подготовительном этапе студент:
определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;
осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария социологического исследования) и определяет ее объем;
тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;
составляет план курсовой работы.
На рабочем этапе студент:
пишет черновой вариант работы и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам;
работает над выводами по параграфам и главам;
оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список литературы).
На заключительном этапе студент:
исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя;
пишет окончательный вариант работы с учетом требований научного оформления;
представляет работу научному руководителю на отзыв;
сдает курсовую работу на защиту.
2.4. Процесс работы выстраивается в соответствии с календарным планом:
последний месяц семестра, предшествующего по учебному плану курсовой работе, – выбор темы курсовой работы и ее предварительное обсуждение с руководителем;
первый месяц семестра – поиск, подбор, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы, составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем;
второй месяц семестра – написание чернового варианта курсовой работы;
третий месяц семестра – написание окончательного варианта курсовой работы;
четвертый месяц семестра – представление курсовой работы на отзыв научному руководителю и ее защита.
В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.
2.5. Структура курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру: титульный лист; оглавление; введение; основной текст (главы, параграфы); заключение; список литературы; приложения.
2.5.1. Титульный лист должен нести следующую информацию:
наименование: Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», кафедра; обозначение характера работы (курсовая); наименование темы курсовой работы; фамилию, имя, отчество студента; название факультета и номер учебной группы; фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя; дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя; название города, в котором находится учебное заведение; год написания работы.
2.5.2. Оглавление
После титульного листа следует оглавление (лист не нумеруется). В нем содержится название глав и параграфов с указанием страниц. Оно размещается на первой странице и печатается через 1,5 интервала.
2.5.3. Введение
Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Оно включает в себя краткий обзор литературы и эмпирических данных, оценку степени теоретической разработанности проблемы и анализ противоречий практики, обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения.
Во введении определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи.
2.5.4. Основной текст (главы, параграфы)
Основной текст разбивается, как правило, на две главы – теоретическую и практическую. Они дробятся на параграфы. Каждый параграф и глава должны заканчиваться выводами автора.
Объем основного текста не должен превышать сорок машинописных страниц.
2.5.5.Заключение
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в дипломной работе.
2.5.6. Критериями оценки курсовой работы являются:
актуальность и степень разработанности темы;
творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
уровень овладения методикой исследования;
научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
научный стиль изложения;
соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
3. Оформление курсовой работы
3. 1. Оформление курсовой работы должно соответствовать ГОСТам (ГОСТ 7.1. – 2003; 7.12 - 93). Работа должна быть отпечатана и переплетена.
3.2. Курсовая работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А 4 с соблюдением следующих требований:
поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;
шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;
межстрочный интервал – полуторный;
отступ красной строки – 1,25;
выравнивание текста – по ширине.
3.3. Каждый структурный элемент содержания работы начинается с новой страницы. Наименование структурных элементов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчеркивания, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами.
3.4. Иллюстрированный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы.
3.5. Таблицы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.
3.6. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Уравнения и формулы нумеруются в круглых скобках справа от формулы. Нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы.
3.7. Цитирование различных источников в курсовой работе оформляется ссылкой на данный источник указанием его порядкового номера в библиографическом списке в круглых скобках после цитаты. В необходимых случаях в скобках указываются страницы. Возможны и постраничные ссылки.
3.8. При сокращении слов и выражений, выполняются следующие правила: так в словах «век», «год» оставляют лишь первые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращенно. Например, «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы).
При ссылках на источники обычно употребляют такие сокращения, как «ст. ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.т.» (тома).
Так же следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).
При использовании аббревиатуры, условных географических сокращений, следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «конкретные социологические исследования» (КСИ), «средства массовой информации» (СМИ). После этого вы можете свободно оперировать своей аббревиатурой без расшифровки.
3.9. Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).
3.10. Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку и переплетаются. Страницы курсовой работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру верхнего поля страницы.
3.11. Обязательным элементом курсовой работы является титульный лист. На титульном листе указывается наименование вуза и кафедры, тема курсовой работы, фамилия и инициалы студента, факультет и группа, фамилия и инициалы научного руководителя, ученая степень и звание. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится.
4. Порядок проведения защиты курсовой работы
4.1. Курсовая работа допускается к защите при условии законченного оформления, допуска научного руководителя, и наличия рецензии. В случае недопуска курсовой работы к защите, руководитель курсовой работы проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.
4.2. Защита курсовых работ должна быть проведена до начала экзаменационной сессии.
4.3. Защита курсовых работ проводится в установленное время в виде публичного выступления студента: защиты перед комиссией кафедры с участием руководителя работы, выступления на научно-практической конференции, педагогическом совете школы и т.д. В отсутствие руководителя курсовой работы защита может быть проведена при условии представления им письменного отзыва на курсовую работу.
Приложение 4
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Кафедра автомобильного транспорта, информационных технологий и методик преподавания технических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
(тема без кавычек)
Выполнил(а) студент(ка) (ФИО)
Факультет, группа
Научный руководитель:
ФИО, ученая степень и звание
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Челябинск
(год)
Приложение 5
Речевые шаблоны, применяемые в процессе подготовки курсовой работы
1. Автор рассматривает следующие аспекты изучения проблемы…
2. Проблема … приобретает особую актуальность в связи с …
3. Ее решение возможно, если…
4. Переходя к анализу публикаций, непосредственно связанных с …, следует отметить …
1. Изучение теоретической и методической литературы показало, что обозначенную проблему исследовали многие авторы, а именно: …..
2. Наиболее распространенный подход отмечается в работе …
3. Весьма, важной с нашей точки зрения, представляется идея…На основе этого автор создает …
4. Отдельные вопросы данной темы рассматривались такими авторами, как….
5. Изучая результаты исследования данной проблемы, мы выявили целый ряд нерешенных вопросов, среди которых выделяются…
6. Данные вопросы подробно описаны в таких работах, как
7. Изучая опыт деятельности педагогов мы выявили, что
8. Под …мы, вслед за автором, понимаем…….
9. В настоящее время в арсенале методики профессионального обучения имеются эффективные средства и методы, позволяющие…
10. Определенные теоретические предпосылки широкого применения (чего-то) имеются, однако на практике внедряются медленно по причине…
11. В нашем исследовании ставилась задача …
12. Если иметь в виду нашу задачу, то непосредственное значение в данном случае имеет ..
13. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что…
14. Данные выводы сделаны на анализе следующих положений…
15. Полученные материалы использовались нами в процессе …
16. Нам представляется интересной точка зрения …, в которой автор предлагает ….
17. Можно согласиться с утверждением, что данное положение может выступать в качестве условия….
18. Вызывает сомнение тот факт, что автор в качестве данных показателей применяет…
19. Из данного определения следует, что ……………….
20. Для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений
21. Автор выделяет данное средство как фактор формирования и развития у учащихся ….
22. Авторы считают целесообразным в данных условиях разработку и применение…..
23. В целом ряде публикаций отмечается необходимость…
24. Ряд исследований свидетельствует о том, что ……..
25. В словаре отмечается, что…
26. Этапы формирования умений базируются на …
27. На выделенных нами этапах обозначены …..
28. Многие авторы связывают это положение с необходимостью разработки и применения …
29. Данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке ..
Приложение 6