Образецзаполнениятитульноголиста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Название учебного заведения
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
студентки .... курса (НЗЗА)
очного отделения
Юшиной Ольги Александровны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Михайлова Ирина Петровна
Москва 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНАЯСТРУКТУРАВЫПУСКНОЙАТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структуру любой исследовательской работы, в том числе и аттестационной, отражает оглавление. Ниже приводится пример оглавления одной из выпускной аттестационной работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
1.1. Суть и критерии сформированности учебнойдеятельности
1.2. Психологические особенности учебной деятельности студентов
1.3. Условия формирования учебной деятельности студентов
Глава 2. Использование проблемно-поисковых методовв формировании учебной деятельности студентов
2.1. Место и значение активных методов в современнойпрактике обучения
2.2. Применение проблемного, исследовательского методов обучения в опытно-экспериментальной работе
2.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальнойработы
Заключение
Приложение
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТРЕБОВАНИЯКВЫПУСКНОЙАТТЕСТАЦИОННОЙРАБОТЕ
ИКРИТЕРИИЕЕОЦЕНКИ
Итоговая аттестационная работа — это результат исследовательской деятельности студента, преподавателя, проводимой им в течение всего периода обучения в учебном заведении профессионального или дополнительного образования. Следовательно, тема аттестационной работы «вызревает» в процессе различных видов предшествующей самостоятельной работы, начиная от конспектирования первоисточников, подготовки и др., развиваясь в ходе прохождения стажировки и педагогической деятельности. С одной стороны, потенциал названия итоговой работы предполагает последовательное расширение и углубление теории, а с другой стороны, — конкретизацию, четкое определение критериев и содержания эксперимента.
Важнейшее требование к выбору темы — ее актуальность. Одновременно она должна максимально соответствовать интересам студента-исследователя, так как аттестационная работа — не самоцель, а незаменимое средство развития профессионального сознания и творческих способностей будущего специалиста.
Во введении точно в соответствии с избранной темой формулируются исходные научные позиции: объект, предмет, проблема, цель, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования, характеризуется теоретическая и практическая значимость квалификационной работы.
Успешному решению задач аттестационной работы больше всего способствует структура. В первой главе раскрываются теоретические основы избранной проблемы; вторая глава посвящается реализации теоретической концепции в опытно-экспериментальной работе с последующим анализом ее эффективности. Выводы и рекомендации излагаются в заключении. Исследовательско-практический материал, полученный в ходе эксперимента, оформляется как приложение.
Примерный объем основного текста (включая приложения) рассчитан на 50—60 машинописных страниц.
Критерии оценки квалификационной работы:
а) раскрытие научных основ темы: слушатель рассматривает суть понятий, историю их развития по вертикали и горизонтали, при этом демонстрирует начитанность и широкий кругозор, умение работать с научной литературой. Анализируя публикации, учащийся сопоставляет точки зрения разных авторов, подчеркивает сходство и различие мнений, пытается выработать собственную позицию и грамотно выразить ее в письменной речи;
б) адекватность и обоснованность критериев эффективности опытно-экспериментальной работы и методов измерения ее результатов: на основе анализа научных источников и педагогического опыта четко и обоснованно формулируются критерии и показатели эффективности опытно-экспериментальной работы по выбранной теме, рассматриваются соответствующие методики измерения ее результатов;
в) качество проведенной опытно-экспериментальной работы: в соответствии с целью и рабочей гипотезой раскрываются содержание и организация опытно-экспериментальной работы. При этом важно продемонстрировать творческий подход, новизну в выборе средств педагогической деятельности, полноту и глубину рассмотрения всех направлений эксперимента;
г) убедительность и достоверность полученных результатов: анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, слушатель проявляет умение сравнивать показатели предварительного и итогового срезов, экспериментального и контрольного объектов, убедительно и наглядно предъявлять Государственной аттестационной комиссии данные об изменениях в предмете исследования;
д) завершенность аттестационной работы:
• аттестационная работа заканчивается общими выводами и рекомендациями, логично и последовательно вытекающими из каждого этапа исследования. Умения обобщать, выделять главное, видеть перспективы подтверждают зрелость и ответственность выпускника учебного учреждения;
• оформление выпускной работы должно соответствовать эстетическим и техническим нормам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯПОКУРСУ«ОСНОВЫУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ»
1. Заполните пропуски.
Методология педагогики — это система... об отправных положениях педагогической...о принципах, подходах и способах добывания знаний, а также путях внедрения добытых знаний в практику ....
2. Расставьте в логическом порядке уровни методологического звания:
а) общенаучный уровень;
б) технологический уровень;
в) философский уровень;
г) конкретно-научный уровень.
3. Выберите правильный ответ. Функциями методологии педагогики являются:
а) нормативная, регулятивная;
б) теоретическая, прикладная;
в) теоретико-аналитическая, нормативно-прикладная.
4. Какая из форм отражения педагогической действительности обладает следующими характерными чертами: обобщенный опыт выражен в понятиях, теориях, гипотезах; разработаны критерии научного знания; используются специальные методы и средства познания; используется понятийно-категориальный аппарат:
а) художественно-образное отражение;
6} стихийно-эмпирическое познание;
в) научное познание?
5. Одной из характерных черт фундаментального исследования является:
а) открытие закономерностей педагогического процесса;
б) решение отдельных теоретических и практических задач;
в) разработка программ, методические рекомендации, учебных пособий и т.п.
6. Одной из характерных черт прикладного исследования является:
а) открытие закономерностей педагогического процесса;
б) решение отдельных теоретических и практических задач;
в) разработка программ, методических рекомендаций, учебных пособий и т.п.
7. Одной из характерных черт разработок является:
а) открытие закономерностей педагогического процесса;
б) решение отдельных теоретических и практических задач;
в) разработка программ, методические рекомендации, учебных пособий и т.п.
8. Основанием для классификации фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок является:
а) метод;
б) цель;
в) процесс;
г) результат.
9. Основанием для классификации теоретических в эмпирических исследований является:
а) метод;
б) цель;
в) процесс;
г) результат.
10. Принципами организации научного исследования выступают:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) выбор необходимого количества респондентов;
в) продумывание вариации вопросов;
г) переход от эмпирического уровня познания к теоретическому.
11. Характеристиками теоретических методов научного исследования являются:
а) непосредственное изучение наблюдаемых явлений;
б) обнаружение скрытых закономерностей;
в) установление первичных фактов;
г) объяснение первичных фактов.
12. Характеристиками эмпирических методов научного исследования являются:
а) непосредственное изучение наблюдаемых явлений;
б) обнаружение скрытых закономерностей;
в) установление первичных фактов;
г) объяснение первичных фактов.
13. Эксперимент как метод научного исследования включает:
а) один метод;
б) несколькометодов;
в) систему методов.
14. Основными чертами наблюдения как метода научного исследования являются:
а) определение объекта наблюдения;
б) составление протокола наблюдения;
в) продумывание вариации вопросов;
г) определение необходимых дополнительных аудио-визуальных средств;
д) проведение включенного наблюдения.
15. Методами опроса являются:
а) наблюдение, эксперимент, беседа;
б) беседа, интервьюирование, эксперимент;
в) интервьюирование, анкетирование, беседа.
16. В логике и организации научного исследования:
а) эмпирический уровень исследования следует за теоретическим;
б) теоретический уровень исследования следует за эмпирическим; а) порядок определения уровней исследования особого значения не имеет.
17. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования:
а) социометрические измерения; анализ; синтез; индукция; дедукция; эксперимент;
б) изложение нового материала; беседы;
в) наблюдение; эксперимент; беседы; изучение ученических работ и документов; математические методы;
г) обобщение опыта; тесты; лабораторные работы; экскурсии; упражнения; анкеты; соотношение алгоритмов; моделирование;
д) правильного ответа нет.
18. Какую из указанных бесед можно отнести к методу научно-педагогического исследования:
а) беседа с учащимися на уроке, преследующая цель выяснить знания некоторых математических понятий;
б) беседа с учащимися о принципах гуманистической морали;
в) беседа с учителем, в процессе которой выявляются используемые им приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
г) беседа директора школы с учеником, нарушившим дисциплину;
д) беседа с родителями о воспитании детей в семье.
19. Назовите не менее четырех методов теоретического исследования.
20. Назовите не менее четырех методов эмпирического исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5