Потеме«Методыэмпирическогоисследования»
К методам эмпирического исследования относятся анкета и метод экспертных оценок.
Анкета— это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.
Анкеты целесообразно использовать, когда необходимо:
· получить какие-либо фактические данные. Например, сведения о преподавателе (возраст, образование, стаж работы, профессиональные интересы и пр.);
· выяснить отношение респондентов к какой-либо проблеме или явлению. Например, отношение к содержанию образовательной программы, модели выпускника, требованиям Государственного образовательного стандарта и т.д.;
· получить конкретные ответы на поставленные вопросы. Например, используются или нет инновационные технологии обучения;
· оценить какие-либо явления или назвать их в порядке предпочтения. Например, отвечающий должен назвать наилучшее или наихудшее из перечисленных явлений или оценить какое-либо явление по балльной системе.
Требования к вопросам анкеты:
· отражение в перечне вопросов всех аспектов исследуемой проблемы;
· продуманность очередности вопросов (порядок их следования должен помогать, а не затруднять процесс заполнения анкеты);
· доступность употребляемых терминов;
· соответствие сложности вопросов уровню развития и компетентности опрашиваемых;
· четкость, лаконичность формулировок;
· корректность и адекватность предлагаемых вариантов ответа;
· позитивная эмоциональная направленность, этичность анкеты (вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций или задевать самолюбие).
Основные тематические блоки вопросов.
Вопросы, различающиеся по содержанию:
· вопросы о фактах сознания, направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов;
· вопросы о фактах поведения, направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения;
· вопросы о личности респондента («паспортичка»).
Вопросы, различающиеся по форме:
· закрытые вопросы (с перечнем вариантов ответа);
· открытые вопросы (ответ формулируется и вписывается респондентом);
· полуоткрытые вопросы (сочетающие возможности выбора предложенных вариантов ответа и его свободной формулировки);
· альтернативные закрытые вопросы (с возможностью выбора только одного варианта ответа);
· альтернативные открытые вопросы (с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа);
· прямые вопросы (требующие однозначного ответа);
· косвенные вопросы (показывающие истинное отношение к теме опроса).
Вопросы, различающиеся по функциям:
· основные вопросы (с целью сбора информации об исследуемом явлении);
· не основные вопросы (вопросы-фильтры и контрольныевопросы респонденту для проверки его ответов).
Структура анкеты.
1. Информация для обработки анкеты (дата, наименование организации, подразделения и т.п.).
2. Обращение к респонденту с изложением цели, задач опроса и порядка заполнения анкеты.
3. Вопросы по теме анкеты (сначала простые, затем сложные и в конце анкеты — легкие).
4. «Паспортичка» и благодарность респонденту за ответы на вопросы
Метод экспертных оценок (МЭО)— комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
С помощью МЭО осуществляются:
· анализ педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками;
• прогнозирование развития процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой;
· определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие учебного заведения, педагогическую деятельность;
· оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.
Метод экспертных оценок можно эффективно применять в том случае, когда количественным, точно измеряемым явлениям нужно дать качественные оценки.
Достоверность коллективной экспертной оценки зависит от:
· компетентности и эрудиции экспертов;
· степени их знакомства с той областью, по которой проводится экспертиза;
· стажа и результатов их работы в области данной проблемы;
· степени аргументированности своего мнения;
· объективного отношения к обсуждаемой проблеме;
· количества экспертов.
Рассмотрим разновидности МЭО.
1. Метод комиссии. Этот метод заключается в том, что на базе совокупности индивидуальных мнений экспертов стараются найти самое объективное, обоснованное мнение для решения какого-то вопроса. Так как эксперты работают в группе, то они могут непосредственно обмениваться друг с другом мнениями. Каждый эксперт защищает свое мнение, но должен быть готовым при необходимости изменить его.
При изложении своего мнения эксперт должен аргументировать и мотивировать свою позицию, привести доказательства и иллюстрирующие примеры и выдвинуть свое предложение по обсуждаемой проблеме.
2. Метод мозгового штурма (метод коллективной генеральной идеи). Решение принимается на основе группового мышления экспертов. При помощи этого метода стараются получить новые идеи, оценивают новые гипотезы о развитии исследуемого явления.
Суть метода мозгового штурма заключается в решении двух задач: творческого генерирования новых идей и анализа и оценки предложенной идеи. Для их решения образуются две группы экспертов. В первой группе (генераторы идей) от 4 до 15 человек. За несколько дней до начала обсуждения им предоставляется информация о проблеме. В процессе работы этой группы не допускается критика какой-либо оценки высказываемых идей. Во время заседания экспертов их мысли и идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; участники должны «раскачивать» друг друга, результат — лавина идей.
На втором этапе работы вторая группа (аналитики) критически рассматривает высказанные на первом этапе идеи и мысли и отбирает наиболее ценные из них.
3. Метод Делъфи, Этот метод заключается в последовательном анкетировании экспертов и выявлении преобладающего суждения специалистов по какому-либо вопросу.
На первом этапе при помощи ранжирования явлению дается количественная оценка. Затем экспертам для анализа предоставляются обоснованные анонимные выводы других экспертов по данному вопросу, и разрешается по желанию дополнить свою первоначальную анкету.
На втором этапе полученные средние и крайние мнения экспертов и аргументации сообщаются экспертам и проводится третий этап опроса. В его ходе эксперты снова пересматривают свои ответы и аргументируют новое решение. Обычно после этого этапа опроса ответы экспертов не изменяются, и опрос можно прекратить.
4. Метод обобщения независимых характеристик. Этот метод состоит в том, что о наблюдаемой личности дают независимые оценки различные люди. Под обобщением характеристик подразумевается подробный анализ и синтез различных характеристик, в ходе которых отбрасывается все несущественное, случайное и противоречивое. Этот метод считается одним из самых эффективных при изучении личности в деятельности.
Опорныйконспектлекции