Потеме«Методыэмпирическогоисследования»

К методам эмпирического исследования относятся анкета и метод экспертных оценок.

Анкета— это объединенная исследовательским замыслом си­стема вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

Анкеты целесообразно использовать, когда необходимо:

· получить какие-либо фактические данные. Например, сведе­ния о преподавателе (возраст, образование, стаж работы, профессиональные интересы и пр.);

· выяснить отношение респондентов к какой-либо проблеме или явлению. Например, отношение к содержанию образо­вательной программы, модели выпускника, требованиям Государственного образовательного стандарта и т.д.;

· получить конкретные ответы на поставленные вопросы. На­пример, используются или нет инновационные технологии обучения;

· оценить какие-либо явления или назвать их в порядке пред­почтения. Например, отвечающий должен назвать наилуч­шее или наихудшее из перечисленных явлений или оценить какое-либо явление по балльной системе.

Требования к вопросам анкеты:

· отражение в перечне вопросов всех аспектов исследуемой проблемы;

· продуманность очередности вопросов (порядок их следова­ния должен помогать, а не затруднять процесс заполнения анкеты);

· доступность употребляемых терминов;

· соответствие сложности вопросов уровню развития и ком­петентности опрашиваемых;

· четкость, лаконичность формулировок;

· корректность и адекватность предлагаемых вариантов ответа;

· позитивная эмоциональная направленность, этичность анке­ты (вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций или задевать самолюбие).

Основные тематические блоки вопросов.

Вопросы, различающиеся по содержанию:

· вопросы о фактах сознания, направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов;

· вопросы о фактах поведения, направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения;

· вопросы о личности респондента («паспортичка»).

Вопросы, различающиеся по форме:

· закрытые вопросы (с перечнем вариантов ответа);

· открытые вопросы (ответ формулируется и вписывается респондентом);

· полуоткрытые вопросы (сочетающие возможности выбора предложенных вариантов ответа и его свободной формули­ровки);

· альтернативные закрытые вопросы (с возможностью выбо­ра только одного варианта ответа);

· альтернативные открытые вопросы (с возможностью выбо­ра одного или нескольких вариантов ответа);

· прямые вопросы (требующие однозначного ответа);

· косвенные вопросы (показывающие истинное отношение к теме опроса).

Вопросы, различающиеся по функциям:

· основные вопросы (с целью сбора информации об исследу­емом явлении);

· не основные вопросы (вопросы-фильтры и контрольныевопросы респонденту для проверки его ответов).

Структура анкеты.

1. Информация для обработки анкеты (дата, наименование организации, подразделения и т.п.).

2. Обращение к респонденту с изложением цели, задач опро­са и порядка заполнения анкеты.

3. Вопросы по теме анкеты (сначала простые, затем сложные и в конце анкеты — легкие).

4. «Паспортичка» и благодарность респонденту за ответы на вопросы

Метод экспертных оценок (МЭО)— комплекс логических и ма­тематических процедур, направленных на получение от специалис­тов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и вы­бора рациональных решений. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

С помощью МЭО осуществляются:

· анализ педагогических процессов, явлений, ситуаций, ха­рактеризующихся в основном качественными, неформали­зуемыми признаками;

• прогнозирование развития процессов обучения и воспита­ния и их взаимодействия с внешней средой;

· определение и ранжирование по заданному критерию наи­более существенных факторов, влияющих на функциониро­вание и развитие учебного заведения, педагогическую дея­тельность;

· оценка альтернативных решений и выбор предпочтитель­ных вариантов.

Метод экспертных оценок можно эффективно применять в том случае, когда количественным, точно измеряемым явлениям нужно дать качественные оценки.

Достоверность коллективной экспертной оценки зависит от:

· компетентности и эрудиции экспертов;

· степени их знакомства с той областью, по которой прово­дится экспертиза;

· стажа и результатов их работы в области данной проблемы;

· степени аргументированности своего мнения;

· объективного отношения к обсуждаемой проблеме;

· количества экспертов.

Рассмотрим разновидности МЭО.

1. Метод комиссии. Этот метод заключается в том, что на базе совокупности индивидуальных мнений экспертов стараются най­ти самое объективное, обоснованное мнение для решения како­го-то вопроса. Так как эксперты работают в группе, то они могут непосредственно обмениваться друг с другом мнениями. Каждый эксперт защищает свое мнение, но должен быть готовым при необходимости изменить его.

При изложении своего мнения эксперт должен аргументиро­вать и мотивировать свою позицию, привести доказательства и иллюстрирующие примеры и выдвинуть свое предложение по обсуждаемой проблеме.

2. Метод мозгового штурма (метод коллективной генеральной идеи). Решение принимается на основе группового мышления эк­спертов. При помощи этого метода стараются получить новые идеи, оценивают новые гипотезы о развитии исследуемого явле­ния.

Суть метода мозгового штурма заключается в решении двух задач: творческого генерирования новых идей и анализа и оцен­ки предложенной идеи. Для их решения образуются две группы экспертов. В первой группе (генераторы идей) от 4 до 15 человек. За несколько дней до начала обсуждения им предоставляется ин­формация о проблеме. В процессе работы этой группы не допускается критика какой-либо оценки высказываемых идей. Во вре­мя заседания экспертов их мысли и идеи должны подхватывать­ся, развиваться, комбинироваться; участники должны «раскачи­вать» друг друга, результат — лавина идей.

На втором этапе работы вторая группа (аналитики) критически рассматривает высказанные на первом этапе идеи и мысли и от­бирает наиболее ценные из них.

3. Метод Делъфи, Этот метод заключается в последовательном анкетировании экспертов и выявлении преобладающего сужде­ния специалистов по какому-либо вопросу.

На первом этапе при помощи ранжирования явлению дается количественная оценка. Затем экспертам для анализа предостав­ляются обоснованные анонимные выводы других экспертов по данному вопросу, и разрешается по желанию дополнить свою первоначальную анкету.

На втором этапе полученные средние и крайние мнения экспер­тов и аргументации сообщаются экспертам и проводится третий этап опроса. В его ходе эксперты снова пересматривают свои отве­ты и аргументируют новое решение. Обычно после этого этапа оп­роса ответы экспертов не изменяются, и опрос можно прекратить.

4. Метод обобщения независимых характеристик. Этот метод состоит в том, что о наблюдаемой личности дают независимые оценки различные люди. Под обобщением характеристик подра­зумевается подробный анализ и синтез различных характеристик, в ходе которых отбрасывается все несущественное, случайное и противоречивое. Этот метод считается одним из самых эффектив­ных при изучении личности в деятельности.

Опорныйконспектлекции

Наши рекомендации