Потеме«Системныйподход внаучныхисследованиях»
Тенденции развития современной науки таковы, что деятельность ученого все чаще рассматривается в связи с исследованиями открытых естественных и социальных систем.
Проблема системного подхода в науке уже многие десятилетия не перестает быть актуальной. Нередко говорят, что ушедший XX в. — это не столько век атома или космических исследований, сколько эпоха систем.
К числу наиболее актуальных требований системного подхода можно отнести:
1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ееструктуры, наличием специфических интегративных отношений (связей);
3) изучение характера иерархичности, присущего данной системе (наличие преемственности в малых подсистемах, предполагающей целостность макросистемы);
4) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
5) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Исследование имеет определенную логическую структуру.
Студенческая исследовательская работа является своего рода квалификационной работой, в которой автором изложены научно обоснованные педагогические, технические, экономические или технологические решения поставленных в исследовании задач, систематизированы и обобщены теоретические положения, лежащие в основе решения избранной проблемы.
Проблема исследования есть первоначальная форма генезиса научного знания. В переводе с греческого языка слово «проблема» — преграда, трудность, задача, противоречие. Именно существование проблемы придает научному исследованию смысл. Проблема может быть определена также как «...осознанность недостаточности имеющегося знания для решения поставленных теоретических и практических задач, а следовательно, необходимости его расширения»1.
Критерии наличия проблемы:
· недостающее знание отсутствует у общества в целом и поэтому должно быть получено впервые (заново);
· неизвестен алгоритм, с помощью которого цель научного исследования может быть достигнута (если же алгоритм известен, то перед нами не проблема, а задача).
Проблемностъ, фиксированность в исследовании проблемной ситуации и попытки ее разрешения — важнейший критерий научности в любой отрасли знания.
Проблемы, как и научные направления, подразделяются нафундаментальные (чисто теоретические) и прикладные (технологические).
Однако деление это весьма условно, поскольку в современной науке все больше возрастает взаимопроникновение познавательного и прикладного аспектов.
Очень важна классификация проблем и по ряду других признаков (рис. 1).
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект в гносеологии (теории познания) — это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, т. е. это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое, методологическое), с которой исследователь имеет дело.
Нередко студенты не придают значения этой важнейшей категории научного исследования, так же как и предмету исследования, считая их пустыми формальностями, которые зачем-то требуются в каждой работе. Между тем это далеко не так. Легко показать, что неправильный выбор, к примеру, объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки, а впоследствии — ошибки, просчеты в массовой практике.
Например, процесс формирования знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) довольно долго был объектом многих дидактических и методических исследований, что стало крупнейшим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы говорим о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику.
Поэтому точному определению объекта исследования необходимо уделить пристальное внимание в самом начале работы над дипломным проектом.
Более того, поскольку объект наличествует в любом исследовании — определили вы его или нет, — начинающий исследователь, не установивший четко объект своей дипломной работы, легко может «соскользнуть» в объект какой-либо иной науки — экономики, информатики, социологии и т. д. и, особенно — психологии. Чтобы потом опять выбраться в русло педагогики, потребуются значительные затраты и времени, и усилий, если это вообще удастся.
Проблемы научных исследований
Научные Эмпирические Методологические Оценочные
Предметные Концептуальные Процедурные
Рис. 1. Классификацияпроблемнаучныхисследований
Нередко встречается также неправомерно расширительное определение объекта. Так, часто студенты пишут: «Объектом исследования являются учащиеся таких-то классов» или «студенты педагогических вузов». Но учащимися или студентами могут интересоваться и психологи, и социологи, и антропологи, и кто угодно еще. Учащиеся, студенты не могут быть объектом конкретного исследования. Более того, сами по себе они вообще не могут относиться к объектам педагогических исследований.
Объект педагогического исследования, очевидно, всегда лежит в области целенаправленного образовательного процесса: его теории и методики организации, содержания и принципов, традиционных и инновационных форм, методов и приемов учения и преподавания.
Приведем примеры некоторых, на наш взгляд, корректно определенных объектов исследования. Учитывая, что объект и предмет исследования необходимо рассматривать вместе, «в связке», в этих примерах одновременно приводятся и предметы исследования.
Тема: «Развитиетворчествамладшихшкольниковвобучениисприменениемкомпьютера». Объектисследования—учебно-воспитательный процессвначальнойшколе, ориентированныйнаразвитиетворчества учащихся. Предметисследования—путиисредстваразвитиятворчествамладшихшкольниковвобучениисприменениемкомпьютера.
Тема: «Развитиепознавательногоинтересаслабоуспевающихучащихсянаурокахпофизике». Объектисследования—процессформированияпознавательногоинтересаучащихсяприобучениифизике. Предметисследования—нетрадиционныеформыиметодыобучения физике, направленныенаформированиепознавательногоинтереса слабоуспевающихучащихся.
Опорныйконспектлекции