Потеме«Системныйподход внаучныхисследованиях»

Тенденции развития современной науки таковы, что деятель­ность ученого все чаще рассматривается в связи с исследовани­ями открытых естественных и социальных систем.

Проблема системного подхода в науке уже многие десятилетия не перестает быть актуальной. Нередко говорят, что ушедший XX в. — это не столько век атома или космических исследований, сколько эпоха систем.

К числу наиболее актуальных требований системного подхода можно отнести:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ееструктуры, наличием специфических интегративных отношений (связей);

3) изучение характера иерархичности, присущего данной си­стеме (наличие преемственности в малых подсистемах, предпола­гающей целостность макросистемы);

4) обеспечение всестороннего многоаспектного описания си­стемы;

5) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Исследование имеет определенную логическую структуру.

Студенческая исследовательская работа является своего рода квалификационной работой, в которой автором изложены научно обоснованные педагогические, технические, экономические или технологические решения поставленных в исследовании задач, систематизированы и обобщены теоретические положения, лежа­щие в основе решения избранной проблемы.

Проблема исследования есть первоначальная форма генезиса научного знания. В переводе с греческого языка слово «проблема» — преграда, трудность, задача, противоречие. Имен­но существование проблемы придает научному исследованию смысл. Проблема может быть определена также как «...осознан­ность недостаточности имеющегося знания для решения постав­ленных теоретических и практических задач, а следовательно, не­обходимости его расширения»1.

Критерии наличия проблемы:

· недостающее знание отсутствует у общества в целом и по­этому должно быть получено впервые (заново);

· неизвестен алгоритм, с помощью которого цель научного исследования может быть достигнута (если же алгоритм из­вестен, то перед нами не проблема, а задача).

Проблемностъ, фиксированность в исследовании проблемной ситуации и попытки ее разрешения — важнейший критерий на­учности в любой отрасли знания.

Проблемы, как и научные направления, подразделяются нафундаментальные (чисто теоретические) и прикладные (техноло­гические).

Однако деление это весьма условно, поскольку в современной науке все больше возрастает взаимопроникновение познаватель­ного и прикладного аспектов.

Очень важна классификация проблем и по ряду других при­знаков (рис. 1).

Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект в гносеологии (теории познания) — это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной дея­тельности, т. е. это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое, методологическое), с которой иссле­дователь имеет дело.

Нередко студенты не придают значения этой важнейшей кате­гории научного исследования, так же как и предмету исследова­ния, считая их пустыми формальностями, которые зачем-то тре­буются в каждой работе. Между тем это далеко не так. Легко показать, что неправильный выбор, к примеру, объекта исследо­вания может повлечь за собой грубые методологические ошибки, а впоследствии — ошибки, просчеты в массовой практике.

Например, процесс формирования знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) довольно долго был объектом многих ди­дактических и методических исследований, что стало крупней­шим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы го­ворим о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образова­тельную практику.

Поэтому точному определению объекта исследования необхо­димо уделить пристальное внимание в самом начале работы над дипломным проектом.

Более того, поскольку объект наличествует в любом исследова­нии — определили вы его или нет, — начинающий исследователь, не установивший четко объект своей дипломной работы, легко может «соскользнуть» в объект какой-либо иной науки — эконо­мики, информатики, социологии и т. д. и, особенно — психологии. Чтобы потом опять выбраться в русло педагогики, потребуются значительные затраты и времени, и усилий, если это вообще уда­стся.

Проблемы научных исследований

Научные Эмпирические Методологические Оценочные

Предметные Концептуальные Процедурные

Рис. 1. Классификацияпроблемнаучныхисследований

Нередко встречается также неправомерно расширительное определение объекта. Так, часто студенты пишут: «Объектом ис­следования являются учащиеся таких-то классов» или «студенты педагогических вузов». Но учащимися или студентами могут ин­тересоваться и психологи, и социологи, и антропологи, и кто угодно еще. Учащиеся, студенты не могут быть объектом конк­ретного исследования. Более того, сами по себе они вообще не могут относиться к объектам педагогических исследований.

Объект педагогического исследования, очевидно, всегда лежит в области целенаправленного образовательного процесса: его те­ории и методики организации, содержания и принципов, тради­ционных и инновационных форм, методов и приемов учения и преподавания.

Приведем примеры некоторых, на наш взгляд, корректно опре­деленных объектов исследования. Учитывая, что объект и пред­мет исследования необходимо рассматривать вместе, «в связке», в этих примерах одновременно приводятся и предметы исследо­вания.

Тема: «Развитиетворчествамладшихшкольниковвобученииспри­менениемкомпьютера». Объектисследования—учебно-воспитательный процессвначальнойшколе, ориентированныйнаразвитиетворчества учащихся. Предметисследования—путиисредстваразвитиятворче­ствамладшихшкольниковвобучениисприменениемкомпьютера.

Тема: «Развитиепознавательногоинтересаслабоуспевающихуча­щихсянаурокахпофизике». Объектисследования—процессформи­рованияпознавательногоинтересаучащихсяприобучениифизике. Предметисследования—нетрадиционныеформыиметодыобучения физике, направленныенаформированиепознавательногоинтереса слабоуспевающихучащихся.

Опорныйконспектлекции

Наши рекомендации