Потеме«Понятиеисущность исследованиякаквидадеятельности»

Исследование понимается преимущественно как процесс вы­работки новых знаний, вид познавательной деятельности челове­ка. Это один из четырех универсальных типов мыслительной де­ятельности человека, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Исследование — это тип деятельности, предполагающий извле­чение чего-то «из следа», т.е. восстановление некоторого поряд­ка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это есть принципиальная осо­бенность организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, анали­тических навыков. В отличие от проектирования, конструирова­ния и организации исследование — самый «деликатный» по отно­шению к объекту вид деятельности, главная цель которого — ус­тановление истины, наблюдение за объектом практически без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности и навыков исследовательской деятельности является важной зада­чей образования и воспитания как средства оценки своей дей­ствительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности — в свойствен­ном человеческой природе стремлении к познанию. Можно согла­ситься с утверждением философов, что наука развилась из свой­ственного человеку инстинкта исследования окружающей среды, инстинкта непрерывного поиска, инстинкта уменьшения неизве­стного, который заложен буквально в каждом человеке. Спонтан­ное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно все­гда сопровождает его, независимо от способностей и социально­го статуса, служит мощным средством освоения действительно­сти. Но оно остается спорадическим (от греч.зротсНЬбз — еди­ничный, отдельный), появляющимся от случая к случаю, неосоз­наваемым. Только с возникновением науки, через науку исследо­вание становится явлением культуры, обретает свою историю, ме­тодологию, социальные институты.

С появлением науки выделяется профессиональная группа людей — ученые, главным видом деятельности которых выступа ет исследование. В дальнейшем наука «приватизирует» исследо­вание, и в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование как способ деятельности ограничивается сферой науки. В настоящее время исследование как тип деятельности теряет свою исключительную принадлежность к научной отрасли, оставаясь прочно связанным с ней в сознании большинства лю­дей. В этих условиях значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления — одним из са­мых сложных и богатых его типов, что ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию «клипового восприятия», когда воспринимаются лишь ограниченные по объе­му информационные массивы, что ведет к атрофии способностей к анализу и выработке собственного мнения к содержанию ин­формации.

Примерами проникновения «клиновой» культуры в учебную деятельность являются распространение «кратких изложений» произведений классиков литературы, отсутствие хотя бы фраг­ментов документов в учебниках по истории и обществознанию.

Вместе с тем давно поставлена проблема развития в образо­вании новых подходов, которые могли бы дать возможность не просто осваивать суммы готовых знаний, а использовать методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека осваивать принципиально новые специаль­ности, инструменты деятельности и т.д. Исследование как инст­румент освоения действительности в ближайшее время может за­нять в образовании центральную роль, стать главным предметом обучения.

Очень скоро научное исследование может стать главной фор­мой организации обучения в сфере образования. Именно поэто­му в учебном исследовании мы постоянно должны возвращаться к науке, ее истории, методологии, чтобы «выстроить» культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности. Вместе с тем следует отличить и отграничить его от науки, что об­легчает его институциализацию в сфере образования как давно известного способа освоения действительности и средства орга­низации образовательной деятельности.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов вхождения исследования как типа деятельности в сфе­ру образования с целью конструирования и организации этого процесса путем разработки исследовательских образовательныхтехнологий и развития инновационных сетей по их распростране­нию в образовательных учреждениях.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процес­са движения к истине. Эта ценность непреходяща для исследова­тельского типа мышления. Существуют две особенности ценно­стной установки на истину в исследовательской деятельности. Первая особенность — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный, характер. Установку на истину нельзя вме­нить поучениями, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте. Иначе говоря, в иссле­довании должно быть что-то установлено (или не установлено), обнаружено (или не обнаружено). Соответственно и педагогиче­ская задача преподавателя, организующего исследование, — не пространные пояснения и поучения, а фиксация результатов, полученных в его ходе. Интересно в этой связи заметить, что само понятие истины, если провести небольшой этимологический анализ, тесно связано с понятием существования (бытия).

Вторая особенность — непосредственное влияние уста­новки на индивидуальный педагогический стиль. Составляющими ценностной установки на истину служат объективность, терпи­мость к иному мнению, последовательность в действиях. Каждый педагог, взяв на вооружение такую цель, неизбежно изменяет способы взаимодействия с обучающимися.

Ценностью исследования определенно является его неизменно деятельностный характер. Исследовательская деятельность требу­ет непрерывного созидания идей, мыследеятельности, практиче­ской деятельности, которая служит критерием проверки выдвига­емых гипотез на предмет их истинности. Такая деятельность — предметная основа для построения организованного процесса обучения. Необходимо отметить воспитательный аспект ценности деятельности: именно понимание, внутреннее чувствование чело­веком беспроигрышное™, постоянной целесообразной деятельно­сти в противовес пассивности, определяет активный склад лично­сти, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать задачи. Это определяет и личностный успех, и реальный вклад человека в развитие общества.

С предыдущей ценностью связана ценность творческого под­хода к решению проблем. Она предполагает готовность и способ­ность человека при решении возникающих проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями, не доволь­ствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рам­ки нормативных систем.

Ценностью можно определить и необходимость постоянной коммуникации: только при развитой коммуникации оказывается возможным увязать позиции всех участников процесса в единый деятельностный режим. Обретение этой ценности способствует пониманию человеком мышления как процесса коллективного, осознанию того, что новые идеи, решения, могут придти только при коллективном обсуждении в разнопозиционном сообществе.

Еще одна ценность исследования связана с продуктивностью. Каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результа­те — продукте, который выражен в культурных текстах, облада­ет завершенностью и культурно-исторической значимостью.

Данные ценности являются объективными предпосылками для применения исследования в сфере образования, поскольку отве­чают внутренним потребностям детско-юношеского возраста в познании окружающего мира, в активности, общении, через ко­торые происходит деятельностное освоение окружающей дей­ствительности. Исследование задает названным потребностям культурные рамки развития, что позволяет упорядочить спонтан­ные проявления, характерные для этого возраста и выстроить культурносообразный образовательный процесс.

Выстраивание ценностной основы личности на перечислен­ных выше ценностях создает реальную альтернативу активно навязываемым через средства массовой информации и ряд соци­альных институтов «образцов новой культуры», главными осно­ваниями которых на деле являются материальные ценности и стереотипы массового сознания. Такой подход обеспечивает ус­ловия для продвижения на рынок массовых товаров посред­ственного культурного уровня, имеющих наиболее значитель­ный спрос, поэтому такой процесс хорошо оплачивается произ­водителям.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятие исследовательская деятельность практи­чески не определяется и не всегда четко дифференцируется. Вы­яснение сути этого понятия представляется принципиально важ­ной задачей с точки зрения образовательной практики, ведь об исследовательской, проектной деятельности в последнее время много говорится, как о чем-то принципиально новом и россий­ской школе не свойственном. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традицион­ной образовательной практике, более выражена в таких терми­нах и понятиях как «исследовательское поведение», «исследова­тельское обучение», «исследовательские (продуктивные) методыобучения». По мнению В.М.Кларина, они давно используются в европейской и американской психолого-педагогической литера­туре.

В развитии педагогических и психологических аспектов изуче­ния исследовательской деятельности обучающихся в России так­же имеются давние традиции. В учении академика И. П. Павлова уделялось внимание ориентировочно-исследовательской деятель­ности. В 50-е гг. XX в. проявляется интерес к изучению исследо­вательского поведения (труды А. В. Запорожца, Д.Б.Годовиковой, М.И.Лисиной, Н.Н.Поддъякова, С.Л.Новоселовой).

В различное время вопросам организации управления иссле­довательским процессом уделяли внимание крупные ученые и общественные деятели России Г.Г.Воробьева, А.С.Макаренко, В.А.Сластенин, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, П.И.Пидкасистый, В.П.Симонов и другие. В работах В.П.Беспалько, В.И.Жу­равлева, П. И. Карташова, Т. И. Шамовой и других анализируют­ся методы научного исследования, рассматриваются вопросы мо­делирования и управления учебным процессом в средней и выс­шей школе. Вопросы исследовательской деятельности учителя и учащегося изучались В. И. Загвязинским, модели формирования учебно-исследовательской деятельности предлагают в своих ра­ботах В.И.Андреев, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, П.М.Эрдниев и др.

Исследовательская деятельность обучаемых как инновацион­ная образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме получила свое развитие в работах и программах Н.Г.Алексеева, А.В.Леонтовича, А.В.Обухова, Л.Ф.Фоминой.

Опорныйконспектлекции

Наши рекомендации