Период сенсо-моторного интеллекта.
Формирование сенсо-моторных структур (0-2 года)
Стадия 1 – Центрация на собственном теле
Развитие действия с предметами, возникновение инвариантности. Обратимость во внешнем предметном действии.
Упражнение рефлексом (0-1 мес.)
Первые навыки и круговые реакции (1-4;5 мес.)
Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции (4;5-8-9 мес.)
Стадия 2 – Объективация практического интеллекта
Дифференциация цели и средства. Возникновение практического интеллекта (8-9 – 11-12 мес.)
Третичные круговые реакции – дифференциация схем действия.
Поиск новых средств (11-12 – 18 мес.)
Начало интериоризации схем действия и решение некоторых задач путём дедукции – момент «инсайта» (18-24 мес.)
Период подготовки и функционирования конкретных операций. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 11-12 лет)
Дооперациональный – от 2 до 7 лет
Операциональный – от 7 до 11-12 лет
Стадия 1 – символическое мышление (2-4 года)
Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия.
Действия внутренние, но не обратимые.
Стадия 2 – интуитивное, наглядное мышление (4-7 лет)
Координация и регуляция путём последовательных интеграций. Сочленённая интуиция.
Конкретные операции (7-8 – 11-12 лет)
Формирование понятия сохранения
Период формальных операций (от 11-12 лет)
В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения.
1. Сенсо-моторный, довербальный (0 -1,5-2 г): координация зрения и действия, организация внутренних схем (но конкретных, а не целостных), понимание инвариантности, направленность только практическая, не познавательная.
2. Наглядное, интуитивное, дооперациональное (1,5-2 - 7-8): овладение знаковой речью, создающей возможность интереоризации практического действия, возникает символическая функция, мысленное осуществление действия, конкретный объект можно представить в отрыве от практической ситуации, но объекты не сгруппированы.
3. Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12): группировка наглядных представлений, координация последовательных действий, обратимость схемы действия, разные пути достижения цели, возврат к началу, привязанность к конкретному материалу.
4. Стадия формальных операций (с 11-12): переход к операциям абстрактного уровня, гипотеко-дедуктивные рассуждения.
Культурно-историческая теория развития высших психических функций и психология мышления
Функциональное употребление слова или другого знака в качестве средства активного направления внимания – основная и необходимая часть процесса в целом.
Образование понятия или приобретение словом значения является результатом сложной активной деятельности, в которой участвуют все основные психические функции, опосредованные с помощью знака и в своеобразном сочетании.
Центральным для этого процесса является функциональное употребление слова или знака в качестве средства, с помощью которого подросток подчиняет своей власти собственные психические операции и направляет их на решение стоящей перед ним задачи. Понятие невозможно без слов. Мышление в понятиях невозможно без речевого мышления. Производящей причиной созревания понятия является специфическое употребление слова как знака в качестве средства образования понятия.
Социальная среда с помощью постановки перед человеком определенных задач и целей побуждает его к развитию понятийного мышления, т.е. причина развития мышления является не внутренней, а внешней. Образование понятий генетически связано с переходным возрастом как функция социально-культурного развития.
Процесс образования понятий предполагает в качестве основной и центральной части овладение течением собственных психических процессов с помощью функционального употребления слова или знака.
Мышление и общение
Общение – это процесс взаимодействия людей, опосредствованный использованием знаковых систем.
В процессе общения происходит установление отношений между людьми.
Исследовательская задача – раскрыть межличностные отношения с помощью анализа речевых взаимодействий.
В исследованиях Бахтина ставилась задача выявить диалогические отношения между речевыми высказываниями, которые принадлежать собеседникам. Эти диалогические отношения несводимы к лингвистическим, логическим и предметно-смысловым отношениям.
Два понимания диалога:
· в широком смысле любое высказывание или слово является репликой какого-то диалога;
· в узком смысле диалог связан только двухголосным[1] словом.
Существуют монологическое слово и двухголосное слово.
В двухголосном слове учитывается чужое слово, но это реакция даётся реакция, такое слово предвосхищается и переосмысливается.
Диалог определяется наличием двух или нескольких голосов (позиций). Диалогическое отношение возникает только при неполном понимании, т.к. равно как при отсутствии понимания, так и при полном понимании диалог не может существовать. Внутренние диалоги перекликаются с внешними диалогами. Нет жёсткой границы между диалогом и монологом. Гипотеза о процессе монологизации и диалогизации речевого общения.
Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи)
Выделяются содержательные характеристики (предметно-смысловые и логические) и формальные (функциональные) характеристики.
Содержание речевого общения раскрывается в понятиях «тема» и «точка зрения». Тема речи – это то, о чём идёт разговор. Точка зрения – то, что говорится о теме. В процессе диалога определённая тема получает развитие, оформляясь в определённых точках зрения говорящих людей.
В речевом общении происходит чередование во времени вербальных воздействий партнёров друг на друга. Чтобы анализировать взаимодействие партнёров, надо рассматривать два взаимодействующих сопряжённых речевых акта.
Единица языка речи – взаимодействие двух высказываний.
Три вида обращений в процессе диалога:
1. обращение-сообщение (передача информации по собственной инициативе)
2. обращение-вопрос (запрос информации; предполагает ответ)
3. обращение-побуждение к действию
· предложение действовать
· команда
· просьба
В процессе совместного решения задач выделяются:
· предметный аспект (выбор объекта, условия и цели)
· процедурный аспект (предметные действия и вербальные акты)
· личностный аспект (взаимодействие)
При решении задач и проблем могут быть следующие отношения:
· содействие и противодействие
(противодействие подразумевает отсутствие реакции на высказывание партнёра; игнорирование партнёром направленного на него побуждения)
· согласие и противоречие
(согласие имеет место, когда точки зрения собеседников на одну и ту же тему совпадают или, по крайней мере, совместимы между собой)
Когда присутствуют отношения содействия и согласия, партнёры осуществляют положительное преобразование темы разговоры. Монологизация.
Может быть так, что есть отношение содействия, но нет отношения согласия.
Кроме того, люди часто действуют в ситуации неопределённости. Уровень взаимодействия недостаточно определённых точек зрения.
Иногда отрицание точки зрения другого приводит к положительному развитию своей точки зрения.
Диалог может прекращаться в следующих случаях:
· достигается полное согласие (положительная монологизация)
· полная несовместимость точек зрения (отрицательная монологизация)
Прекращение диалога не обязательно сопровождается прекращением взаимодействия.
В процессе коммуникации возникают специальные цели установления и поддержания контакта с партнером (фатическая функция речи), цель подготовить слушателя к восприятию и пониманию сообщений (фасцинация). Они являются промежуточными по отношению к конечной — воздействия на партнера; порождение этих целей также является результатом определенной мыслительной работы. Считается, что фатическое общение в наименьшей степени зависит от интеллектуального уровня собеседников. Фасцинативные сигналы – это своего рода уступки интересам слушающего.
В исследовании А.Е. Войскунского создалась ситуация соревнования двух говорящих, каждый из которых должен был составить более интересный рассказ, чем его партнер. За основу для рассказа предлагалось использовать реферат на историческую тему («неинтересный» по оценкам испытуемых). Разрешалось добавлять к реферату «все, что угодно» (включая и ложные сведения), а также произвольно опускать фрагменты реферата. Эксперименты А. Е. Войскунского показали, что испытуемые для привлечения внимания слушателей, установления с ними контакта использовали не только распространенные, но и оригинальные, т.е. придуманные ими средства: вводились ссылки на авторитеты, которые не упоминались в исходном тексте, риторические восклицания, разрушение установок слушающих, ввод нового персонажа, построение ситуации, аналогичной эпизодам из известных литературных произведений.