Культурно-сопоставительные исследования мышления
См. предыдущий вопрос
Джером Брунер, Патриция Гринфилд
Рассматриваются способы классификации предметов окружающего мира, характерные для той или иной культурной группы. На основе кросскультурных исследований характеризуется мышление непромышленных обществ. Это мышление конкретное и недостаточно абстрактное.
Патриция Гринфилд (1971) изучала детей из сельских районов Сенегала. Дети не посещали школу. Она использовала методику сортировки предметов. На столе располагается 10 знакомых предметов: 4 предмета одежды, 4 круглых предмета, 4 красных предмета – с наложением признаком для 2 предметов. Ребёнка просят показать те предметы, которые подходят друг другу. Если подобранные предметы соответствуют только одному классу, ребёнок применяет одно определённое правило классификации. Предпочтение только одного класса возрастает с возрастом. Большинство детей используют классификацию по цвету. Причём, умение систематически проводить группировку по цвету возрастает к 15 годам.
Испытуемым предъявляются картинки на карточках. Карточки составлены так, что в любом наборе можно объединить объекты в пару по цвету, по форме или по функциям. Испытуемых просят показать, какие две карточки в наборе больше всего похожи друг на друга, и объяснить, почему. Испытуемые: традиционные сельские жители, не посещавшие школу (6-7, 8-10, 11-13, взрослые); школьники той же деревни; школьники из столицы Сенегала [Дакар]. Оказывается, что школьное образование оказывает сильное влияние на способ классификации и обоснование. Результаты как деревенских, так и городских детей, посещавших школы, сходны между собой и сходны с результатами американских детей. Предпочтение цвета резко падает в старших классах, а предпочтение формы и функций значимо возрастает. Дети всё чаще сами обосновывают классификацию через вышестоящую функцию. Дети, которые не посещали школу, по-другому обосновывали свою классификацию. У этих детей предпочтение цвета с возрастом увеличивается, они редко объясняют свои ответы ссылкой на вышестоящую категорию. Вывод: школа прививает детям европейские навыки анализа.
В раннем детстве познавательные процессы первобытных людей развиваются в быстром темпе. Это развитие без обучения в школе заканчивается гораздо раньше, чем развитие европейских детей. В европейской культуре развитие начинается медленнее, но продолжается в юности (и в течение всей жизни). Это подтверждает тот факт, что дети, не посещавшие школы, остаются на стадии классификации по цвету. Они не способны к категориальному обоснованию выбора объекта, понятийному мышлению. Приостановка в познавательном развитии происходит в результате отсутствия опыта, который даёт школа. Школа предъявляет к ребёнку сложные требования, тем самым заставляя его вырабатывать новые интеллектуальные средства и структуры.
Исследование А.Р. Лурия в 30-е годы XX века. Экспедиция в сельские районы Узбекистана. Изучение населения, не посещавшего школы. «У узбеков нет иллюзий».
Онтогенез мышления
По Выготскому
Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию.
Бюлер – шимпанзеподобный возраст.
Крик, лепет и даже первые слова ребенка являются совершенно явными стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.
В.Штерн лучше и раньше других описал это важнейшее в психологическом развитии ребенка событие. Он показал, как у ребенка «пробуждается темное сознание значения языка и воля к его завоеванию». Ребенок в эту пору, - как говорит Штерн, - делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что «каждая вещь имеет свое имя».
Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление - речевым, характеризуется двумя совершенно несомненными и объективными признаками, по которым мы можем с достоверностью судить о том, произошел ли этот перелом в развитии речи или нет еще, а также - в случаях ненормального и задержанного развития речи - насколько этот момент сдвинулся во времени по сравнению с развитием нормального ребенка. Оба эти момента тесно связаны между собой.
1. В онтогенетическом развитии мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.
2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью можем констатировать «доинтеллектуальную стадию», так же как и в развитии мышления - «доречевую стадию»
3. До известного момента то и другое развитие идет по различным линиям, независимо одно от другого.
4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной.
О.К. Тихомиров: Мышление формируется прижизненно, в ходе предметной деятельности и общения, присвоения общественного опыта.
Ступени:
l наглядно-образное
l наглядно-действенное
l словесно-логическое
А.В. Запорожец: необходимо пройти все три ступени, иначе что-то пропустишь – не надо форсировать обучение ребенка. Мышление развивается в ходе предметных действий – новые способы применения, в игре.
Теория интеллекта Ж. Пиаже
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.
Операция – это единица анализа интеллекта по Пиаже.
Понятие – это единица анализа интеллекта по Выготскому, это результат мыслительного процесса.
Концепция позднего Пиаже не является факторной.
Созревание мозговых структур ограничивает возможности развития, созревание – это необходимое условие развития.
Адаптивная природа интеллекта
Основная функция интеллекта – адаптация. Принцип равновесия.
Адаптация – уравновешивание субъекта с окружающей средой на основе равновесия ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция – включение субъектом объекта (новой проблемной ситуации) в свою активность путём наложения схем действия. Обеспечивает сохранность структур.
Аккомодация – изменение субъектом схем действия в соответствии со свойствами объекта. Обеспечивает развитие структур.
Действие – источник познаний.
Действие – взаимосвязь субъекта и объекта, в диалектическом взаимодействии которых в ходе децентрации раскрывается объект и его свойства.
Развитие структур интеллекта
· Интеллект как система операций
· Операции – интериоризованные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающими свойством обратимости.
· Обратимость обеспечивает сохранение основных свойств объекта. Обратимость обеспечивается системностью действий, координацией прямого и обратного действия.
Операция – в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Стадии развития интеллекта в концепции Ж. Пиаже