Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей»
Внушаемость и критичность
Специальный анализ, проведенный Н.Б. Березанской показал, что:
1) критичность и внушаемость являются важными личностными факторами, оказывающими влияние на мышление и целеполагание;
2) свойства критичности и внушаемости отражают функционирование единого контролирующего механизма;
3) в содержании, подлежащем усвоению в качестве цели, возможно выделение двух структур: актуальной и коннотативной, параллельно анализируемых субъектом в акте принятия цели;
4) смещение акцентов анализа на одну из структур ведет к феноменам либо внушаемого, либо критичного поведения;
5) необходимо отказаться от противопоставления внушаемости и критичности друг другу как абсолютно положительного и отрицательного свойств психики. Каждое из них вносит свой вклад в реальную деятельность субъекта и играет свою роль в процессе целеполагания;
6) экспериментально варьируя критичность и внушаемость субъекта, можно управлять процессом целеполагания.
Клиницисты дают яркие описания индивидуально-типических особенностей мышления.
Э. Кречмер
Связь между мышлением и конституциональным типом
Хрестоматия 381-398,Тихомиров О.К «Психология мышления» 194-210,
Кречмер, типы ученых:
Циклотимики: громадный экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность к популяризации (Дарвин).
Шизотимики: тяготение к теоретической работе, преобладание влечения к форме над влечением к содержанию, склонность к строгому логическому построению или наоборот логической раплывчатости (2 подтипа, примеры: Кант, Шеллинг).
П.Б. Ганнушкин:
Циклоиды:
а) конституционально-депрессивные: деятельность неприятна, безотносительно содержания, скоро утомляются.
б) конституционально-возбужденные (психопаты): «внешний блеск, одаренность соединяется с большой поверхностностью и неустойчивостью результатов»
Шизоиды: склонность к нежизненным, формальным построениям., к символике.
Параноики: образование сверхценных идей, мышление субъективно, резко аффективно окрашено.
Истерики: противоречивость, нелогичность и непоследовательность суждений, неспособность держать в узде воображение.
Конституционно-глупые: пограничное расстройство, неумные от рождения, справляются с жизнью в определенных, четко установленных рамках, внушаемость.
К. Юнг:
Экстравертированная установка: направленность на категории объективных данностей.
Интровертированная установка: ориентация на субъетивный фактор, углубление, а не расширение.
Э. Кречмер, считая что между мышлением и конституцией существует определенная связь, отмечал, что для ученых-циклотимиков характерны такие особенности, как громадный экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность к популяризации. Для ученых шизотимиков свойственно тяготение к теоретической работе, преобладание «влечения к формам» над «влечением к содержанию», любви к строгому построению, к чисто формальному, склонности к сверхчувственному, ирреальному.
П.Б. Ганнушкин дал описания особенностей интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии.
Конституционально-депрессивные представители группы циклоидов характеризуются тем, что деятельность, безотносительно к ее содержанию, «по большей части им неприятна, и они скоро от нее утомляются. Кроме того, в сделанном они замечают преимущественно ошибки, а в том, что предстоит – столько трудности, что в предвидении их невольно опускаются руки... Умственная работа окрашена для них неприятно, сопровождаясь чувством большого напряжения».
Напротив, конституционально-возбужденные представители группы психопатов характеризуются тем, что у них «внешний блеск иной раз соединяется с большой поверхностью и неустойчивостью интересов» (цит. по: [195, с. 385]). Для шизоидов характерна «склонность к нежизненным формальным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий».
П.Б. Ганнушкин особенно подчеркивал «любовь шизоидов к странным, по существу, часто несовместимым логическим комбинациям, к сближению понятий, в действительности ничего общего между собой не имеющих ... отпечаток вычурности и парадоксальности».
Для параноиков характерно образование сверхценных идей: «Самой важной сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Кто не согласен с параноиком, кто думает не так, как он, тот в лучшем случае — просто глупый человек, а в худшем — его личный враг». Мышление параноика строится по формуле: правильно только то, что хочется и нравится ему. В результате параноик не может иметь правильных суждений о собственной личности в ее отношении к другим людям.
Для представителей группы истерических характеров типично то, что «их суждения поражают своей противоречивостью, а место логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности занимают беспочвенные выдумки», у них выражена «неспособность держать в узде свое воображение».
«Конституционно-глупые», по П.Б. Ганнушкину испытывают трудности, когда нужно применять знания к действительности, проявлять известную инициативу, оригинальность. Это люди шаблона, банальности, моды.
К.Г. Юнг, характеризуя особенности мышления при экстравертированной установке, отмечал его направленность на категории объективных данностей (факты, идеи).
Экстравертированный мыслительный тип стремится «ставить все свои проявления жизни в зависимости от интеллектуальных выводов, которые в конце-концов всегда ориентируются на объективно данное, или на объективные факты, или на общепринятые идеи».
Мышление при интровертированной установке ориентируется прежде всего на субъективный фактор, для него «факты имеют второстепенное значение, а главную ценность для него имеют развитие и изложение субъективной идеи, первоначального символического образа, который более или менее неясно стоит перед его внутренним взором».
Интравертированный мыслительный тип стремится к углублению, а не к расширению, его суждения менее относятся к объекту, чем к субъекту.