Мотивация мыслительной деятельности
Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность.
В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановойсравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:
а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);
б) решение задач в ситуации соревнования;
в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).
Эксперименты обнаружили закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Повышение продуктивности отмечалось как по общему количеству ответов (от 1,4 до 2 раз), так и по изменению их качественной, содержательной стороны (максимальное увеличение количества оригинальных ответов в 6 раз). В задачах, имеющих несколько решений, увеличивается число находимых решений, а в задачах, имеющих одно решение, увеличивается число испытуемых, находящих это решение.
В исследовании Т.В. Корниловой использовалась задача, взятая из книги Де Боно «Нешаблонное мышление»:
«Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, белый и черный, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а она станет нищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда, ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участьее отца...».
(Текст задачи на этом обрывался и продолжение долженбылпридумать сам испытуемый, т.е. задача заключалась в том, чтобы найти выход из создавшейся житейской ситуации). Действительное же продолжение истории (т. е. решение задачи) таково:
«Девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.
— «Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведьпоцвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне». А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщикне станет признаваться в собственном мошенничестве».
С целью актуализировать у испытуемых разные отношения (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьировались:
а) форма предъявления задачи испытуемому (текст, схема, рисунок);
б) инструкция, вводящая в ситуацию опыта («Я предложу Вам сейчас задачу, которую Вы должны будете решить», «Я предложу Вам задачу, с которой Вы, как мне кажется, легко справитесь», «Я предложу Вам сейчас задачу, попробуйте, пожалуйста, ее решить. До сих пор никто из испытуемых с ней не справлялся»);
в) формулировка вопроса (требования): «Найдите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девушки?», «Что бы Вы посоветовали сделать девушке?», «Что, по Вашему мнению, должен посоветовать сделать девушке ее отец?».
Отношение к задаче фиксировалось как до ее решения, так и после решения. Неприятие предложенной экспериментатором задачи выражалось в подмене ее другой, моральной проблемой («Можно или нет молодой девушке выйти замуж за старика?»). Актуальность отношения человека к предложенной задаче, характеризующая как бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращаемости испытуемого к эксперименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых.
Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Само отношение к задаче формируется под влиянием таких факторов, как форма предъявления задачи испытуемому, характер инструкций и вопросов. Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к задаче.
Специальное исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации было проведено
О.С. Копиной. Сравнивая три структуры деятельности:
1) с доминированием внешнего результативного мотива и постановки конкретных целей,
2) с доминированием внутреннего результативного мотива и постановки общих целей,
3) с доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива и образования целевых структур, включающих общие и конкретные цели
автор показала, что им свойственны разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся различным местом эмоциональных явлений в системе внутренней регуляции. Роль эмоциональных процессов в регуляции возрастает при переходе от первого к третьему варианту деятельности.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и определило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.
Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов. Для изучения процессов порождения промежуточных целей, процесса перехода невербализованных предвосхищений в вербально выраженные цели была применена методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых. Регистрация движений глаз производилась при помощи электромагнитного датчика, укрепленного на контактной линзе. Речевое рассуждение записывалось на магнитофоне.
В экспериментах приняли участие десять испытуемых: шесть человек решали задачу «Три квадрата», четыре человека — задачу «Четыре квадрата». Одной из особенностей этих задач является то, что они даются в зрительном плане, с помощью картинки, а обо всех преобразованиях ситуации испытуемый мог сообщить, называя номера элементов. Все свои мысли испытуемых просили проговаривать вслух и их рассуждения соотносились с глазодвигательной активностью. Инструкция к задаче «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки таким образом, чтобы осталось три квадрата», к задаче «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата». Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный характер.
Как показали эксперименты, в деятельности испытуемых, кроме поставленной перед ними общей цели имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи.
При решении задачи «Четыре квадрата» наблюдаются различия между сериями по количеству вербально сформулированных данных промежуточных целей: в ситуации «исследования умственной одаренности» (II серия) их было названо в два раза больше. В этой ситуации почти все элементы нашли отражение в речевом протоколе, причем по нескольку раз — от двух до шести на элемент, тогда как в I серии среднее количество повторных называний одних и тех же элементов не превышало двух на элемент. Тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежуточных целей — одно из существенных различий при решении задач в ситуациях с более и менее значимой мотивацией. Как следствие большей вербализованности протекания всего процесса решения возрастает количество самостоятельных правильных оценок выдвинутых на данном этапе промежуточных целей.
Для ситуации «исследования умственной одаренности» характерно наличие длительного этапа подготовки формулирования промежуточных целей зрительным анализом ситуации, что выражается в увеличении времени работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей, в увеличении количества многократно обследованных элементов и многократных проигрываний отдельных преобразований наличной ситуации, прослеживаний промежуточных целей, ведущих к нахождению решения. Причем подобная стратегия поиска наблюдается при решении обеих задач в ситуации с более значимой мотивацией.
14. Мышление и целеобразование
Проблема целеобразования в психологии
Джемс, Вундт – нет понятия цели, хотя встречается латентно в других понятиях.
По Скиннеру, не существует категории цели, существует только стимул, реакция и подкрепление.
Толмэн, Анохин – цель есть, но она одинакова для человека и животных.
В отечественной психологии цель рассматривается как образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом.
В зависимости от мотивов цель приобретает разный личностный смысл.
В процессе решения задачи может происходить взаимодействие между установкой и целью.
Целеобразование выступает как процесс, как действие и как деятельность.
Существует произвольное и непроизвольное целеобразование.
Целеобразование зависит от уровня притязаний.
При решении задачи противоречие выделяется посредством эмоциональной сигнализации. Эмоции сигнализируют о противоречии. Выделяется конфликтная зона – зона ориентировки. Затем запускается процесс целеобразования.
Механизмы целеобразования (по О.К. Тихомирову):
· Превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании
· Превращение побочных продуктов результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата
· Преобразование неосознаваемых результатов в осознанные
· Выделение промежуточных целей
Виды целеобразования (по И.А. Васильеву):
· превращение мотивов в мотивы-цели
· преобразование побочных результатов действия в цели через связь с мотивом
· преобразование неосознаваемых целей в осознаваемые
· смена цели
· выбор из альтернатив по ценности и вероятности
· превращение неосознанных предвосхищений в цели
· усвоение заданной извне цели
· выделение промежуточных целей как следствие вычленения препятствий, возникающих в деятельности
Мотивы и целеобразование
Существуют побуждающие и смыслообразующие мотивы.
Мотивы имеют структурирующую функцию.
Структурирующая функция мотива
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и определило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.
Основной вывод: при мотиве «проверка умственной одарённости» возникает больше рассуждений вслух и промежуточных целей, чем при мотиве обычного решения задачи.
См. 13 вопрос.
Эмоции и целеобразование
Эксперимент В.Е. Клочко
Вымышленный текст вымышленного автора. С противоречиям. Разным группам испытуемых давались разные инструкции:
· проверить грамотность текста
· пересказать текст
· запомнить текст
· найти противоречия
Противоречия замечались в основном только в последнем случае. Однако момент прочтения (или повторения) противоречий характеризовался изменением показателей КГР и ЭКГ.
Образование общих и конкретных целей
Эксперимент Р.Р. Бибриха
Виды целеобразования рассматривались как последовательные фазы некоторого целостного процесса целеобразования.
Игра в «Калах». Три группы испытуемых:
· ориентировка на максимальный выигрыш в каждой наличной игровой ситуации
· поощрение преобразования игровых ситуаций, построения эффектных комбинаций
· подчёркивалось значение крупных (многоходовых) комбинаций, построение которых существенно преобразует игровую ситуацию, а проведение обеспечивает крупный выигрыш.
Первая группа испытуемых демонстрирует форму целеобразования – постановку конкретных целей.
Вторая группа испытуемых – образование общих целей.
Третья группа испытуемых – целевые структуры, включающие общие и конкретные цели.