Мотивация мыслительной деятельности

Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продук­тивность.

В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановойсравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:

а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);

б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование умственной одарен­ности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).

Эксперименты обнаружили закономерное повышение про­дуктивности решения задач как результат включения их в дея­тельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Повышение продуктивности отмечалось как по общему коли­честву ответов (от 1,4 до 2 раз), так и по изменению их качест­венной, содержательной стороны (максимальное увеличение количества оригинальных ответов в 6 раз). В задачах, имеющих не­сколько решений, увеличивается число находимых решений, а в задачах, имеющих одно решение, увеличивается число испытуе­мых, находящих это решение.

В исследовании Т.В. Корниловой использовалась задача, взятая из книги Де Боно «Не­шаблонное мышление»:

«Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда ковар­ный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, белый и черный, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вы­тащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда, ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участьее отца...».

(Текст задачи на этом обрывался и продолжение долженбылпридумать сам испытуемый, т.е. задача заключалась в том, что­бы найти выход из создавшейся житейской ситуации). Действи­тельное же продолжение истории (т. е. решение задачи) таково:

«Девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

— «Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведьпоцвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне». А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщикне станет признаваться в собственном мошенничестве».

С целью актуализировать у испытуемых разные отношения (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьирова­лись:

а) форма предъявления задачи испытуемому (текст, схема, рисунок);

б) инструкция, вводящая в ситуацию опыта («Я пред­ложу Вам сейчас задачу, которую Вы должны будете решить», «Я предложу Вам задачу, с которой Вы, как мне кажется, лег­ко справитесь», «Я предложу Вам сейчас задачу, попробуйте, пожалуйста, ее решить. До сих пор никто из испытуемых с ней не справлялся»);

в) формулировка вопроса (требования): «Най­дите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девушки?», «Что бы Вы посоветовали сделать девушке?», «Что, по Вашему мнению, должен посоветовать сделать девушке ее отец?».

Отношение к задаче фиксировалось как до ее решения, так и после решения. Неприятие предложенной экспериментатором за­дачи выражалось в подмене ее другой, моральной проблемой («Можно или нет молодой девушке выйти замуж за старика?»). Актуальность отношения человека к предложенной задаче, харак­теризующая как бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращаемости испытуемого к экс­перименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых.

Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как инте­ресной положительно влияет на ее последующее решение и нао­борот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отноше­ние к задаче, активность этого отношения. Само отношение к задаче формируется под влиянием таких факторов, как форма предъявления задачи испытуемому, характер инструкций и во­просов. Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к зада­че.

Специальное исследование эмоциональной регуляции мысли­тельной деятельности в условиях различной мотивации было проведено
О.С. Копиной. Сравнивая три структуры дея­тельности:

1) с доминированием внешнего результативного мо­тива и постановки конкретных целей,

2) с доминированием внут­реннего результативного мотива и постановки общих целей,

3) с доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива и образования целевых структур, включающих общие и конкрет­ные цели

автор показала, что им свойственны разные типы эмо­циональной регуляции, характеризующиеся различным местом эмоциональных явлений в системе внутренней регуляции. Роль эмоциональных процессов в регуляции возрастает при переходе от первого к третьему варианту деятельности.

В деятельности че­ловека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и оп­ределило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспери­ментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов. Для изучения процессов порождения промежуточных целей, процесса перехода невербализованных предвосхищений в вербально выраженные цели была применена методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербаль­ной активности испытуемых. Регистрация движений глаз произ­водилась при помощи электромагнитного датчика, укрепленного на контактной линзе. Речевое рассуждение запи­сывалось на магнитофоне.

Мотивация мыслительной деятельности - student2.ru

Мотивация мыслительной деятельности - student2.ru

В экспериментах приняли участие де­сять испытуемых: шесть человек решали задачу «Три квадрата», четыре человека — задачу «Четыре квадрата». Одной из особен­ностей этих задач является то, что они даются в зрительном пла­не, с помощью картинки, а обо всех преобразованиях ситуации испытуемый мог сообщить, называя номера элементов. Все свои мысли испытуемых просили проговаривать вслух и их рассуж­дения соотносились с глазодвигательной активностью. Инструк­ция к задаче «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки та­ким образом, чтобы осталось три квадрата», к задаче «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата». Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный ха­рактер.

Как показали эксперименты, в деятельности испытуемых, кроме поставленной перед ними общей цели имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи.

При решении задачи «Четыре квадрата» наблю­даются различия между сериями по количеству вербально сфор­мулированных данных промежуточных целей: в ситуации «иссле­дования умственной одаренности» (II серия) их было названо в два раза больше. В этой ситуации почти все элементы нашли отражение в речевом протоколе, причем по нескольку раз — от двух до шести на элемент, тогда как в I серии среднее количество повторных называний одних и тех же элементов не превышало двух на элемент. Тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежу­точных целей — одно из существенных различий при решении задач в ситуациях с более и менее значимой мотивацией. Как следствие большей вербализованности протекания всего процесса решения возрастает количество самостоятельных правильных оце­нок выдвинутых на данном этапе промежуточных целей.

Для ситуации «исследования умственной ода­ренности» характерно наличие длительного этапа подготовки фор­мулирования промежуточных целей зрительным анализом ситуа­ции, что выражается в увеличении времени работы глаза с эле­ментами, вошедшими в состав промежуточных целей, в увеличе­нии количества многократно обследованных элементов и многократных проигрываний отдельных преобразований наличной ситуации, прослеживаний промежуточных целей, ведущих к на­хождению решения. Причем подобная стратегия поиска наблю­дается при решении обеих задач в ситуации с более значимой мотивацией.

14. Мышление и целеобразование

Проблема целеобразования в психологии

Джемс, Вундт – нет понятия цели, хотя встречается латентно в других понятиях.

По Скиннеру, не существует категории цели, существует только стимул, реакция и подкрепление.

Толмэн, Анохин – цель есть, но она одинакова для человека и животных.

В отечественной психологии цель рассматривается как образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом.

В зависимости от мотивов цель приобретает разный личностный смысл.

В процессе решения задачи может происходить взаимодействие между установкой и целью.

Целеобразование выступает как процесс, как действие и как деятельность.

Существует произвольное и непроизвольное целеобразование.

Целеобразование зависит от уровня притязаний.

При решении задачи противоречие выделяется посредством эмоциональной сигнализации. Эмоции сигнализируют о противоречии. Выделяется конфликтная зона – зона ориентировки. Затем запускается процесс целеобразования.

Механизмы целеобразования (по О.К. Тихомирову):

· Превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании

· Превращение побочных продуктов результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата

· Преобразование неосознаваемых результатов в осознанные

· Выделение промежуточных целей

Виды целеобразования (по И.А. Васильеву):

· превращение мотивов в мотивы-цели

· преобразование побочных результатов действия в цели через связь с мотивом

· преобразование неосознаваемых целей в осознаваемые

· смена цели

· выбор из альтернатив по ценности и вероятности

· превращение неосознанных предвосхищений в цели

· усвоение заданной извне цели

· выделение промежуточных целей как следствие вычленения препятствий, возникающих в деятельности

Мотивы и целеобразование

Существуют побуждающие и смыслообразующие мотивы.

Мотивы имеют структурирующую функцию.

Структурирующая функция мотива

В деятельности че­ловека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и оп­ределило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Основной вывод: при мотиве «проверка умственной одарённости» возникает больше рассуждений вслух и промежуточных целей, чем при мотиве обычного решения задачи.

См. 13 вопрос.

Эмоции и целеобразование

Эксперимент В.Е. Клочко

Вымышленный текст вымышленного автора. С противоречиям. Разным группам испытуемых давались разные инструкции:

· проверить грамотность текста

· пересказать текст

· запомнить текст

· найти противоречия

Противоречия замечались в основном только в последнем случае. Однако момент прочтения (или повторения) противоречий характеризовался изменением показателей КГР и ЭКГ.

Образование общих и конкретных целей

Эксперимент Р.Р. Бибриха

Виды целеобразования рассматривались как последовательные фазы некоторого целостного процесса целеобразования.

Игра в «Калах». Три группы испытуемых:

· ориентировка на максимальный выигрыш в каждой наличной игровой ситуации

· поощрение преобразования игровых ситуаций, построения эффектных комбинаций

· подчёркивалось значение крупных (многоходовых) комбинаций, построение которых существенно преобразует игровую ситуацию, а проведение обеспечивает крупный выигрыш.

Первая группа испытуемых демонстрирует форму целеобразования – постановку конкретных целей.

Вторая группа испытуемых – образование общих целей.

Третья группа испытуемых – целевые структуры, включающие общие и конкретные цели.

Наши рекомендации