Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.
Коэффициент интеллекта и коэффициент креативности (творческой одаренности) различаются. В ходе экспериментов было выявлено, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов — творцов. Э. Торренс, опираясь на результаты длительных экспериментов, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность затрачивает зависимость от интеллекта. Креативные люди творчески разносторонне решают неоднозначные проблемы, находят принципально новые решения, но могут хуже решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи, могут показывать низкие результаты при выполнении учебных тестов, где требуется давать стереотипные шаблонные ответы, опираясь на фактические данные. С другой стороны, высокоинтеллектуальные люди могут эффективно выполнять привычные задания, решать логические задачи, но не могут придумать ни одной новой, неожиданной идеи, не могут найти нового, гибкого решения в изменившихся условиях, испытывают растерянность, когда сталкиваются с неожиданными, новыми для них проблемами. Е. Л. Григоренко экспериментально выявила, что количество гипотез, порождаемых человеком при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью, измеряемой по методике Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта, определяемого по методике Векслера. Обнаружилось, что уровень интеллекта в старших возрастах зависит от уровня творчества в младшем возрасте, но уровень творчества в старшем возрасте не зависит от уровня интеллекта в младшем (М. С. Егорова). То есть интеллект и креативность независимы друг от друга, они являются различными способностями человека, каждая из них определяет процесс решения мыслительной задачи, но играют разную роль на различных этапах этого процесса. Вспышкам творческого озарения предшествует повышенная активность правого полушария мозга, поэтому ряд ученых для активизации креативности предлагают использовать методы «отключения» левого полушария: во время сна, при усилении эмоций, при выполнении монотонной неинтеллектуальной работы происходит временное снижение функции левого полушария, которое обычно «подавляет, глушит разнообразие идей». Для активизации творческого мышления доктор Эю де Боно рекомендует использовать «латеральное мышление» (движение мысли «сбоку», в обход общепринятым или очевидным методам, используя приемы провокации, ухода от стереотипов, перестройку привычных представлений).
35. Изучение образования искусственных понятий.
В психологической науке в настоящее время твердо установлен следующий факт: за одним и тем же словом может скрываться разная система значений, предметная отнесенность и значение слова не совпадают. Значение слова «стол» для столяра, официанта и журналиста является разным. Речевое мышление обычно характеризуют в сравнении с мышлением наглядно-образным и наглядно-действенным, но оно само неоднородно. Типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, фиксируемых словом. Самое простое, примитивное обобщение заключается в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака. Например, «толпа зевак». Это — синкретические объединения. Более сложным является комплексное обобщение. Слово «кря» применяется для обозначения утки («крякает»), всех плавающих птиц (плавают, как и утка), любых жидкостей (сходство с водой, по поверхности которой плавает утка). Таким образом, группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям (одно основание «плавают», другое — «жидкости»). Наиболее сложным является такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий. Необходимо снова подчеркнуть, что комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности человека.
Если, например, анализировать структуру психологической науки и сопоставлять определения ее отраслей и разделов, то отчетливо бросается в глаза то обстоятельство, что они выделяются (а следовательно, и объединяются в единое целое) по разным основаниям. Наука классифицируется на отрасли не по понятийному типу, а по типу как бы промежуточному между синкретическим и комплексным обобщением. Это выражается, во-первых, в попытках превратить «отрасль» в «науку». Например, инженерная психология определяется как наука об информационном взаимодействии между человеком и техникой, психофизиология — как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Психология из науки, имеющей, как и все другие отрасли, превращается в коллекцию наук, слегка связанных между собой, например, таким признаком, как «разрабатываемые в одном учреждении». Элементы комплексности обобщений обнаруживаются в том, что изучение отдельных профессий из раздела отрас-ттм ппеипятают в самостоятельную науку, например, «психология
летного труда» иногда определяется как наука, а не раздел психологии труда. Одни отрасли психологической науки выделяют по предметной области, другие по типу решаемых психологами задач. В повседневной жизни каждого человека можно найти «зону», в которой он классифицирует предметы по типу комплексных обобщений. Наверное, большинство людей, быстро собираясь в дорогу и укладывая чемодан, объединяют вещи, составляющие его содержимое, не по понятийному признаку.
Эти виды обобщения специально изучались Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым с помощью методики образования искусственных понятий. Исследователи критически переосмыслили работу Н.Аха . Вместе с тем они сформулировали ряд теоретических положений, которые рассматривали как «несомненную заслугу» Н.Аха и которые сводятся к следующему: важен процесс образования новых понятий, нельзя ограничиваться только исследованием готовых понятий; в ходе эксперимента испытуемый должен постепенно приходить к построению нового понятия (генетико-синтетический метод исследования); необходимо исследовать процесс приобретения словом сигнификативного значения; в мышлении и действовании выработка понятий играет роль средства для достижения известных целей (выработка понятия как условие решения задачи). Главной и основной проблемой, связанной с процессом образования понятия и процессом целесообразной деятельности вообще, авторы считали (в отличие от Н.Аха) проблему средств, с помощью которых выполняется та или иная целесообразная деятельность.
Были подробно описаны виды обобщения, предшествующие формированию понятия и образующие как бы этапы его развития. Исследование касалось онтогенетического развития мышления ребенка, но, основываясь на современных представлениях о мышлении взрослого, мы можем интерпретировать их как типы обобщения, сосуществующие в мышлении взрослого.
Для Л. С. Выготского главным было выделение видов обобщений, но методика образования искусственных понятий может использоваться и для анализа процессуальной стороны обобщений. Так, в работах Брунера и его сотрудников мыслительная деятельность по классификации объектов рассматривается как серия решений или пробных предсказаний субъекта о свойствах объектов. Осуществление решений и их проверка выявляют информацию, изменяя число возможных гипотез об отыскиваемом классе. Последовательность решений испытуемого образует стратегию, воплощающую определенные цели: а) довести до максимума информацию, получаемую после каждого отдельного решения; б) удерживать познавательное напряжение в определенных границах; в) регулировать различные формы риска неполучения Информации. Стратегия может оцениваться по этим показателям независимо от того, осознает ее испытуемый или нет. Изменения в стратегиях описываются в связи с изменениями в требованиях задач. Все это позволяет проникнуть в сам процесс классификации, а не ограничиваться только констатацией ее успешности или неуспешности.
В исследованиях автора совместно с Н. X. Турченковой, Э. Д. Поз-нянской и Я. Я. Велик было показано, что при психологическом анализе мышления как процесса формирования обобщений необходимо учитывать объективную неопределенность условий задачи и неопределенность проверяемых признаков (а соответственно и информативность их проверки). Необходимо также выделять субъективную неопределенность условий задачи и субъективную информативность отдельных исследовательских актов. Взаимоотношения между объективной и субъективной неопределенностью, объективной и субъективной информативностью составляют важный аспект психологической характеристики мыслительной деятельности. Процесс решения мыслительной задачи состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе информации, которая поступает как результат собственных действий субъекта. Мыслительная деятельность характеризуется избирательностью, которая, в частности, выявляется в несовпадении объективной и субъективной информативности, объективной и субъективной неопределенности. Одно и то же обобщение формируется в результате различной организации исследовательских действий человека, на основе различной избирательной ориентировки не только в предметном, но и в статистическом поле. Эта «предыстория» самостоятельно сформированного обобщения входит в его психологическую характеристику (например, обобщение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных).
(Подробнее см. файл Выготский и Сахаров)