Как систематизировать результаты детских учебных исследований
Мы уже отмечали, что исследовательское обучение всегда, и не без оснований, обвиняли в хаотичности, спонтанности, отсутствии систематичности. Чтобы частично избежать этого, нами был разработан специальный классификатор тематики детских исследований, изложенный выше.
Для повышения информативности детского исследования и обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, способны стать специфическими ключами к поиску.
Например, направление «Живая природа», область знаний - «Зоология»:
1. Где живет?
2. Чем питается?
3. Основные особенности:
• тип животного;
• класс;
• отряд;
• семейство;
• род;
• вид.
4. Поведение.
5. Кто главные враги.
Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут «открыть двери в неизвестное». С их помощью можно систематизировать полученные знания.
Практически так же с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из биологии растений и даже первые области знаний из соседнего направления «Человек»: «Происхождение человека» и «Развитие человеческого организма».
Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели». В этом случае можно воспользоваться примерно такой схемой:
1. Общая характеристика личности выдающегося человека.
2. Где и когда родился.
3. Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее
окружение и т.п.).
4. Где провел жизнь.
5. Первые серьезные работы.
6. Основные достижения и результаты деятельности.
7. Основные работы о нем.
8. Как к нему относились современники.
9. Как к нему относятся в наше время.
Теперь выберем личность (например, Леонардо да Винчи, Петр I, адмирал Нельсон, М.В. Ломоносов, Сальвадор Дали и др.), и эти вопросы, как и в предыдущем случае, станут «ключами, помогающими открыть дверь в неизвестное».
Еще один пример из общего направления «Земля», допустим, исследуем тему из раздела «География» - «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:
1. Название крупнейших озер.
2. Их географическое положение.
3. Климатические условия.
4. Основные характеристики:
• размеры (площадь, глубина и др.);
• форма;
• пресные или соленые.
5. Животный и растительный мир этих озер.
6. Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной дея
тельности.
7. Характеристика экологической ситуации.
Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная», возьмем для примера тему «Планеты Солнечной системы»:
1. Перечень планет.
2. Происхождение названия.
3. Общая характеристика каждой:
• размеры;
• удаленность от Земли;
• время обращения вокруг Солнца;
• удаленность от Солнца.
4. Исследования планеты людьми.
5. Условия на планете.
Хочется подчеркнуть, что с автором проекта необходимо обязательно обсудить и доработать сам список этих вопросов. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз дорабатывайте этот список.
О результате
На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками -доклад, макет, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важный, назовем его педагогическим.
Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги макет. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В этой связи «защита итогов» приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Защита итогов исследования
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Комен-ского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Подчеркну, что о выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Первоначально нами проводились одна-две защиты в течение учебного года, впоследствии мы пришли к выводу, что защиту следует проводить чаще, по мере готовности проектов. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
О работе жюри. В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей. У нас это были исследователи, участвовавшие в эксперименте (доктора и кандидаты наук), администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.
Каждый член жюри получает бланк для отметок. Пример такого бланка показан в таблице на с. 76.
Вариант бланка для оценок жюри
Название | Критерии | |||||
№ | темы, имена и фамилии авторов | Познавательная ценность темы | Оригинальность и ценность собранного материала | Исследовательское мастерство | Структура и логика работы | Язык и стиль изложения, ответы на вопросы |
Время представления работы, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: «За самый интересный эксперимент», «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т.п.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. Еланский П.П. Педология. - М., 2000.
Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. - М., 1979.
Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.
Вентцелъ К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов/Под ред. Л.Д. Филоненко. - М., 1993.
Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. - М., 1926.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрас-те//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 2.
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.
Де Бона Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997.
Дзикики А. Творчество в науке. - М., 2001.
Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1997. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. - М., 2001.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М., 2002.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.
Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. - М., 2001.
Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. - М., 1993.
Миллер С. Психология игры. - М. 1999.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2002. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника//Детский сад от А до Я. - 2003 - № 1 -С. 62-67.
Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978. Одаренные дети/Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1989.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1995. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.
Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейте -са. - М., 1996.
Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных де-тей//Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1997. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. -М., 1986. - С. 200-231.
Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. - М., 1989.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. - СПб., 2004. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1990.
Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников//0даренный ребенок. - 2002. - № 2. - С. 82-86.
Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М., 2001.
Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М., 1990.
Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 3
глава 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ .............................................. 5
Исследовательское обучение и образовательные традиции ............................. 5
Проектирование и исследование в современном образовании......................... 7
глава 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ........................................................................................... 10
Первый этап: «Тренировочные занятия» ............................................................ 10
Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования».............................. 22
глава 3
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....................................................................................... 27
«Мини-курсы» в практике исследовательского обучения.................................. 27
Экскурсии как способ стимулирования поисковой активности ........................ 29
Коллективные игры как средство развития
исследовательского поведения......................................................................... 30
Методика «Продолжи исследования».............................................................. 35
глава 4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................... 49
Какими могут быть темы детских исследований............................................ 50
Правила выбора темы........................................................................................ 52
Программа исследовательского обучения....................................................... 54
Проекты и проектирование................................................................................ 69
Экспресс-исследования ..................................................................................... 70
Как систематизировать результаты детских учебных
исследований ...................................................................................................... 72
Защита итогов исследования ............................................................................ 75
БИБЛИОГРАФИЯ ........................................................................................................ 77
Учебное издание
Савенков Александр Ильич