Как систематизировать результаты детских учебных исследований

Мы уже отмечали, что исследовательское обучение всегда, и не без оснований, обвиняли в хаотичности, спонтанности, отсутствии систематичности. Чтобы частично избежать этого, нами был разрабо­тан специальный классификатор тематики детских исследований, из­ложенный выше.

Для повышения информативности детского исследования и обуче­ния ребенка умению систематизировать информацию можно предло­жить определенный алгоритм систематизации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, способны стать специфически­ми ключами к поиску.

Например, направление «Живая природа», область знаний - «Зоо­логия»:

1. Где живет?

2. Чем питается?

3. Основные особенности:

• тип животного;

• класс;

• отряд;

• семейство;

• род;

• вид.

4. Поведение.

5. Кто главные враги.

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут «открыть двери в неизвестное». С их помощью можно систематизи­ровать полученные знания.

Практически так же с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из биологии растений и даже первые области знаний из соседнего направления «Человек»: «Про­исхождение человека» и «Развитие человеческого организма».

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели». В этом случае можно воспользоваться примерно такой схемой:

1. Общая характеристика личности выдающегося человека.

2. Где и когда родился.

3. Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее
окружение и т.п.).

4. Где провел жизнь.

5. Первые серьезные работы.

6. Основные достижения и результаты деятельности.

7. Основные работы о нем.

8. Как к нему относились современники.

9. Как к нему относятся в наше время.

Теперь выберем личность (например, Леонардо да Винчи, Петр I, адмирал Нельсон, М.В. Ломоносов, Сальвадор Дали и др.), и эти во­просы, как и в предыдущем случае, станут «ключами, помогающими открыть дверь в неизвестное».

Еще один пример из общего направления «Земля», допустим, ис­следуем тему из раздела «География» - «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:

1. Название крупнейших озер.

2. Их географическое положение.

3. Климатические условия.

4. Основные характеристики:

• размеры (площадь, глубина и др.);

• форма;

• пресные или соленые.

5. Животный и растительный мир этих озер.







6. Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной дея­
тельности.

7. Характеристика экологической ситуации.

Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная», возь­мем для примера тему «Планеты Солнечной системы»:

1. Перечень планет.

2. Происхождение названия.

3. Общая характеристика каждой:

• размеры;

• удаленность от Земли;

• время обращения вокруг Солнца;

• удаленность от Солнца.

4. Исследования планеты людьми.

5. Условия на планете.

Хочется подчеркнуть, что с автором проекта необходимо обяза­тельно обсудить и доработать сам список этих вопросов. Каждая но­вая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнитель­ных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз дорабатывайте этот список.

О результате

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что ос­новной ожидаемый нами результат - развитие творческих способнос­тей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точ­нее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками -доклад, макет, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важ­ный, назовем его педагогическим.

Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги макет. Педаго­гический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психи­ческих новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В этой связи «защита итогов» приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Защита итогов исследования

«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Комен-ского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту за­кономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рас­сказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не столько то­му, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завер­шенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Подчеркну, что о выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естествен­но, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а так­же учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Пер­воначально нами проводились одна-две защиты в течение учебного года, впоследствии мы пришли к выводу, что защиту следует прово­дить чаще, по мере готовности проектов. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.

О работе жюри. В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей. У нас это были исследователи, участвовавшие в экспери­менте (доктора и кандидаты наук), администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как по­казывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.

Каждый член жюри получает бланк для отметок. Пример такого бланка показан в таблице на с. 76.





Вариант бланка для оценок жюри


  Название     Критерии    
темы, имена и фамилии авторов Познава­тельная ценность темы Оригиналь­ность и ценность собранного материала Исследова­тельское мастерство Структура и логика работы Язык и стиль изложения, ответы на вопросы
           
           
             
             
           

Время представления работы, как показал наш опыт, целесообраз­но ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повто­ряющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возла­гается на педагога, ведущего защиту.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хо­рошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Мы опробовали два варианта оценивания детских исследователь­ских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впослед­ствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить под­ведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: «За самый интересный эксперимент», «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т.п.



БИБЛИОГРАФИЯ

Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. Еланский П.П. Педология. - М., 2000.

Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологи­ческий анализ. - М., 1979.

Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психоло­га. - М., 2002.

Вентцелъ К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов/Под ред. Л.Д. Филоненко. - М., 1993.

Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жиз­ни. - М., 1926.

Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрас-те//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 2.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.

Де Бона Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997.

Дзикики А. Творчество в науке. - М., 2001.

Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1997. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения за­дач. - М., 2001.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педаго­гических поисках. - М., 1994.

Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.

Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопро­вождение одаренного ребенка. - М., 2002.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.

Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. - М., 2001.





Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической ди­агностики. - М., 1993.

Миллер С. Психология игры. - М. 1999.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2002. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника//Детский сад от А до Я. - 2003 - № 1 -С. 62-67.

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978. Одаренные дети/Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1989.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1995. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.

Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейте -са. - М., 1996.

Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обуче­ния: практическая программа стимулирования одаренных де-тей//Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1997. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. -М., 1986. - С. 200-231.

Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. - М., 1989.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. - СПб., 2004. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1990.

Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников//0даренный ребенок. - 2002. - № 2. - С. 82-86.

Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М., 2001.

Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М., 1990.

Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 3

глава 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ .............................................. 5

Исследовательское обучение и образовательные традиции ............................. 5

Проектирование и исследование в современном образовании......................... 7

глава 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ........................................................................................... 10

Первый этап: «Тренировочные занятия» ............................................................ 10

Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования».............................. 22

глава 3

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....................................................................................... 27

«Мини-курсы» в практике исследовательского обучения.................................. 27

Экскурсии как способ стимулирования поисковой активности ........................ 29

Коллективные игры как средство развития

исследовательского поведения......................................................................... 30

Методика «Продолжи исследования».............................................................. 35

глава 4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................... 49

Какими могут быть темы детских исследований............................................ 50

Правила выбора темы........................................................................................ 52

Программа исследовательского обучения....................................................... 54

Проекты и проектирование................................................................................ 69

Экспресс-исследования ..................................................................................... 70

Как систематизировать результаты детских учебных

исследований ...................................................................................................... 72

Защита итогов исследования ............................................................................ 75

БИБЛИОГРАФИЯ ........................................................................................................ 77



Как систематизировать результаты детских учебных исследований - student2.ru

Учебное издание

Савенков Александр Ильич

Наши рекомендации