Защита прав интеллектуальной собственности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Направление подготовки
08.04.01 Строительство
Магистерская программа
Промышленное и гражданское строительство
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная, заочная
Пермь, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры), магистерская программа - Промышленное и гражданское строительство.
Разработчик: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры истории, социологии и права Доронин-Доргелинский Евгений Александрович
Рецензент: доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Матвеев Антон Геннадьевич.
Рабочая программа дисциплины рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры истории, социологии и права Протокол от «__» _________ 2016 г. № _.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии архитектурно-строительного факультета, отвечающего за подготовку выпускника данной специальности. Протокол от «__» _______ 2016 г. № __.
Согласовано:
1. Культурно-информационный центр ______________/__________
«__» _______ 2016 г.
2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________
«__» _______ 2016 г.
© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2016
© Доронин-Доргелинский Е. А., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 4
2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 6
3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 8
4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.. 8
4.1. Тематические разделы курса. 8
4.2. Содержание лекционного курса, практических (лабораторных) занятий и перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов.
5.ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 10
6.ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 21
7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10
8.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ... 22
9.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 22
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 233
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры)магистерская программа - Промышленное и гражданское строительство:
- способностью проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, определению исходных данных для проектирования и расчетного обоснования и мониторинга объектов, патентные исследования, готовить задания на проектирование (ПК-1);
- владением способами фиксации и защиты объектов интеллектуальной собственности, управления результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-8);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- историю возникновения, становления и развития интеллектуальной собственности (З1);
- законодательство охраняющее объекты авторского и смежных прав, промышленной собственности, промышленной информации и коммерческой тайны (З2);
- структуру и содержании баз данных Роспатента по различным объектам интеллектуальной собственности, а также международных и Российских организаций охраняющих интеллектуальную собственность (З3);
Уметь:
- определять МПК; МКПО, МКТУ, проводить патентный поиск патентной информации и иной технической информации; выявлять аналоги, прототипы (У1);
- составлять заявки и техническую документацию по различным объектам интеллектуальной собственности, составлять описание и формулы изобретения и иных объектов, оформить заявку на получение патента, регистрировать ПЭВМ, БД (У2);
- рассчитывать размер государственной пошлины, за регистрацию объектов (У3);
- составлять, оформлять, регистрировать и трактовать различные договора (лицензионный договор, договора отчуждения, заказа, залога, франчайзинга) на разные объекты интеллектуальной собственности (У4).
Владеть:
- навыками находить и пользоваться нормативно-правовыми актами, определяющими правовую охрану объектов интеллектуальной собственности (В1);
- возможностью ориентироваться в судебной и административной практике за нарушение интеллектуальных прав (В2);
- навыками работы с классификаторами на разные объекты ИС: международной патентной классификации (МПК); международной классификации промышленных образцов (МКПО); международной классификации товаров и услуг (МКТУ) (В3);
Карта компетенцииприведена в приложении 1.
Таблица 1- Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | |
п/п | ПК-1 | ПК-8 | ||
Раздел 1. Предмет ИС. Общее вопросы ИС. | ||||
Тема 1 | Источники права. | + | ||
Тема 2 | Субъекты и объекты права. | + | ||
Тема 3 | Интеллектуальные права. | + | ||
Раздел 2. Авторское право и смежные права. | ||||
Тема 4 | Объекты авторского права. Интеллектуальные права | + | ||
Тема 5 | Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства | + | ||
Тема 6 | Объекты смежных прав, их правовая охрана. | + | ||
Раздел 3. Патентное право | ||||
Тема 7 | Объекты патентного права. | + | ||
Тема 8 | Интеллектуальные права на объекты патентного права | + | ||
Тема 9 | Регистрация объектов патентного права. | + | ||
Раздел 4. Иные объекты ИС. | ||||
Тема 10 | Ноу-хау. | + | ||
Тема 11 | Право на ТИМ и добросовестную конкуренцию | + | ||
Тема 12 | Средства индивидуализации товаров, работ, услуг, предприятий. | + | ||
Раздел 5. Экономика и ответственность ИС. | ||||
Тема 13 | Экономика, бухгалтерский и налоговый учет объектов ИС. | + | ||
Тема 14 | Ответственность за нарушение прав. | + | ||
Экзамен/зачет/дифф. зачет | Зачет | |||
Всего за 1 семестр: | ||||
Общая трудоемкость, з.е.: | 3 з.е. |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Защита прав интеллектуальной собственности» относится к вариативной части ОПОП и является обязательной дисциплиной - Б1.В.ОД.5, изучается студентами на I курсе в 1 семестре.
Цель изучения дисциплины:
Является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области защиты интеллектуальной собственности.
Студент должен знать основные аспекты функционирования института интеллектуальной собственности, в условиях рыночной экономики в современной России. Интеллектуальные права (личные не имущественные, исключительные и иные права). Договоры в области интеллектуальной собственности. Объекты авторского права и смежных прав, в том числе особенность правовой охраны программ ЭВМ и баз данных. Объекты промышленной собственности – патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), ноу-хау, средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, фирменные наименования), топологии интегральных микросхем, защиту от недобросовестной конкуренции.
В задачи дисциплины входит:
- ознакомить студентов с историей возникновения и развития различных объектов интеллектуальной собственности;
- дать представление об институте ИС, его проблемах, перспективах как в Российской Федерации, так и мировой практике;
- ознакомить с основами организации патентной деятельности;
- изучение патентного законодательства РФ, получение навыков овладеть основными методами и системами патентного поиска и анализа патентной документации;
- изучение законодательства в области авторского права и смежных прав;
- изучение законодательства о средствах индивидуализации, топологий интегральных микросхем;
- научить студентов оформлять заявок на различные объекты ИС;
- научить студентов оформлять и регистрировать различные договора на разные объекты интеллектуальной собственности;
- ознакомить c правовой охраной различных объектов промышленной собственности;
- с правовыми и экономическими основами изобретательской и патентно-лицензионной деятельности;
- дать представления о гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за посягательства на интеллектуальную собственность;
- содействовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов.
Данная дисциплина является начинающей в рабочем учебном плане обучения по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры)магистерская программа - Промышленное и гражданское строительство. Предварительные компетенции сформированные у обучающегося до начала изучения данной дисциплины отсутствуют.
Освоение дисциплины является основой для изучения последующих дисциплин, таких как: «Методология научных исследований» и другими дисциплинами.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица 2 - Трудоемкость дисциплины
Объем дисциплины | Всего часов/з.е. | ||
очная форма обучения, срок обучения 4 года | заочная форма обучения, срок обучения 5 лет | заочная форма обучения (ускоренно), срок обучения – | |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 часа/3 з.е. | 108 часа/3 з.е. | |
Контактная работа (по учебным занятиям) обучающихся с преподавателем (всего) | 26 часа | 16 часа | |
в том числе: | |||
лекции | 6 часов | 4 часов | |
практические занятия | 20 часов | 12 часов | |
лабораторные работы | - | - | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 82 часа | 92 часа | |
Промежуточная аттестация (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) | зачет | зачет |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематические разделы курса
Таблица 3 - Тематический план курса для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры)
№ | Темы | Количество часов | ||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем | СРС | ||||
лек. | практ. | лаб. | ||||
I курс, 1 семестр | ||||||
Раздел 1. Предмет ИС. Общее вопросы ИС. | ||||||
Источники права. | ||||||
Субъекты и объекты права. | ||||||
Интеллектуальные права. | ||||||
Раздел 2. Авторское право и смежные права. | ||||||
Объекты авторского права. Интеллектуальные права | ||||||
Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства | ||||||
Объекты смежных прав, их правовая охрана. | ||||||
Раздел 3. Патентное право | ||||||
Объекты патентного права. | ||||||
Интеллектуальные права на объекты патентного права | ||||||
Регистрация объектов патентного права. | ||||||
Раздел 4. Иные объекты ИС. | ||||||
Ноу-хау. | ||||||
Право на ТИМ и добросовестную конкуренцию | ||||||
Средства индивидуализации товаров, работ, услуг | ||||||
Раздел 5. Экономика и ответственность ИС. | ||||||
Экономика, бухгалтерский и налоговый учет объектов ИС. | ||||||
Ответственность за нарушение прав. | ||||||
Итого за 3 семестр: | ||||||
Зачет | ||||||
Всего за 3 семестр: | ||||||
Общая трудоемкость, з.е.: | 3 з.е. |
Тематический план курса для студентов заочной форм обучения по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры)представлен в приложениях 2,3.
4.2. Содержание лекционного курса, практических (лабораторных) занятий и перечень учебно - методического обеспечения для самостоятельной работы студентов
Раздел I.Предмет ИС. Общее вопросы ИС.
Тема 2.Субъекты и объекты права.
Содержание лекционного курса
Лекция 1. Состав гражданских правоотношений в области ИС. Понятие физических и юридических лиц. Их классификация и правосубъектность. Субъекты права в области ИС. Понятие объектов ИС, классификация по ветвям и способам возникновения права.
Изучаемые вопросы:
1. Место ИС в системе гражданско-правовых отношений и содержание отношений (ст. 150, 209, 216, 1227, п. 2 ст. 1291 ГК РФ) Гражданские правоотношения. Состав, содержание и виды правоотношений в области ИС.
2. Субъекты права. Правосубъектность физических и юридических лиц.
3. Индивидуальные субъекты права (автор, соавтор, изобретатель, патентовед, патентный поверенный, эксперт).
4. Коллективные субъекты права (ВОИС, европейское патентное ведомство, евразийское патентное ведомство, Роспатент, Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений, ФАС России, НИИ и ВУЗы, Российское авторское общество и др.).
5. Смешанные субъекты права (заявитель, правообладатель, патентообладатель, лицензиат, лицензиар, заказчик, исполнитель, правопреемник и др.).
6. Объекты права. Ветви ИС. Классификация объектов ИС.
Тема 3.Интеллектуальные права.
2. План практического занятия
Практическое занятие 1. Личные не имущественные, исключительные и иные права. Формы и виды договоров в ИС. Правовой анализ договоров отчуждения исключительного права, лицензионных договоров, договором авторского заказа на разные объекты ИС. (2 часа).
Цель: усвоить и систематизировать знания умения и навыки по содержанию различных договором в области интеллектуальной собственности, отметить существенные и иные условия этих договоров, формы договоров.
Изучаемые вопросы:
1. Интеллектуальные права (исключительное право, личные не имущественные и иные права).
2. Распоряжение исключительными правами. Условия договора. Классификация договоров. Виды и формы договоров. Договоры в области ИС.
3. Договор об отчуждении исключительного права.
4. Лицензионный договор. Виды лицензий.
5. Договор авторского заказа
Основные понятия (категории):источники права (нормативно-правовые акты) в области ИС, субъекты и объекты права, интеллектуальные права, пользование и распоряжение интеллектуальными правами.
3. Самостоятельная работа студента:
Изучаемые вопросы
1. Источники права и перечень нормативно-правовых актов осуществляющих правовую защиту объектов ИС.
2. Правовой анализ нормативно-правовых актов (Международные конвенции, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, приказы (инструкции, административные регламенты) Роспатента) в области ИС, в том числе с использованием правовых систем и баз данных (Консультант плюс, Гарант, Роспатент).
3. Правосубъектность физических и юридических лиц в области ИС. Понятие и терминология объектов ИС.
4. Интеллектуальные права (исключительное право, личные не имущественные и иные права).
Список литературы
1. Основная литература [1]
2. Дополнительная литература [2; 3]
Список литературы
1. Основная литература [1 ]
2. Дополнительная литература [1; 2 ]
Содержание лекционного курса
Лекция 3.Объекты патентного права.
Понятие изобретения, полезной модели, промышленного образца, условия патентноспособности. Патентная информация. Патентный поиск.
Изучаемые вопросы:
1. Системы патентования в разных странах. Их достоинства и недостатки.
2. Объекты патентного права - изобретение, полезная модель, промышленный образец. Условия и сроки их патентоспособности.
3. Патентная информация как вид научно-технической информации, ее значение и виды. Проведение патентного поиска. Цели и способы поиска. Международная патентная классификация (МПК), ее структура и роль.
2. План практического занятия
Практическое занятие 3.Интеллектуальные права на объекты патентного права (2 часа)
Цель: усвоить и систематизировать знания по срокам правовой охраны. Изучить личные не имущественные, исключительные права, право на получение патента.
Изучаемые вопросы:
1. Права патентообладателя (личные неимущественные, исключительные, право на получение патента).
2. Действия, не являющиеся нарушением патентных прав.
3. Распоряжение исключительными правами на объект патентного права (договор об отчуждении, лицензионный договор) (ст. 1365-1369 ГК).
4. Служебное изобретение, полезная модель, промышленный образец. Договор служебного заказа (ст. 1370- 1373 ГК).
Практическое занятие 4 и 5.Регистрация объектов патентного права (4 часа).
Цель: усвоить и систематизировать знания по порядку регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца. Оформление заявки на регистрацию их в Роспатенте. Проведение патентного поиска на сайте Роспатента. Ознакомление с МПК, МКПО, МКТУ. Изучение патентной информации на разные объекты ИС. Описание изобретения. Расчет госпошлины на регистрацию.
Изучаемые вопросы:
1. Описание изобретения, полезной модели, промышленного образца. Структура описания по видам изобретения.
2. Формула изобретения, ее значение в правовой охране, виды формул, части формулы, составление формулы.
3. Заявка на выдачу патента на объект патентного права. Состав документов заявки. Реферат, его значение и правила составления.
4. Государственная пошлина за регистрацию объектов патентного права, поддержание патента в силе и т.д. Размеры и сроки уплаты.
5. Понятие приоритета на объект патентного права. Виды приоритетов.
6. Понятие временной и постоянной правовой охраны. Общественное достояние. Право преждепользования и послепользования.
7. Экспертиза заявки на изобретение (формальная и экспертиза по существу).
8. Экспертиза заявки на ПМ, ПО (формальная и экспертиза по существу).
9. Государственная регистрация объектов патентного права, выдача патента, публикация сведений.
10. Прекращение и восстановление действия патента (ст. 1398-1400 ГК).
Основные понятия (категории): понятие изобретения, полезной модели, промышленного образца. Патент, срок действия патента, регистрация объектов и договоров о передаче исключительных прав. Понятие заявки и экспертиза заявки, патентная информация, сущность изобретения, формула изобретения.
3. Самостоятельная работа студента:
Изучаемые вопросы
1. История промышленной собственности и патентного права.
2. Особенности правовой охраны и интеллектуальные права (пользования и распоряжения) на объекты патентного права.
3. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений (ст. 1401 – 1405 ГК РФ).
Список литературы
1. Основная литература [1 ]
2. Дополнительная литература [ 2; 3]
Раздел IV. Иные объекты ИС.
Тема 10.Ноу- хау
2. План практического занятия
Практическое занятие 6.Понятие, сроки, особенности правовой охраны ноу -хау (2 часа)
Цель: усвоить и систематизировать знания по особенностям правовой охраны ноу-хау. Изучить содержание введения режима коммерческой тайны на секреты производства. Особенности прав пользования и распоряжения ноу-хау.
Изучаемые вопросы:
1. Право на секрет производства (ноу-хау) и коммерческую тайну: достоинство и недостатки объекта, противоречия в законодательстве.
2. Распоряжение исключительными правами на ноу-хау (договор об отчуждении, опционное соглашение, лицензионный договор).
Тема 11.Право на ТИМ и добросовестную конкуренцию
2. План практического занятия
Практическое занятие 7.Право на ТИМ и правовая охрана методов предпринимательства (право на пресечение недобросовестной конкуренции).
(2 часа)
Цель: изучить особенности правой охраны ТИМ и методов предпринимательства (право на пресечение недобросовестной конкуренции).
Изучаемые вопросы:
1. Право на топологии интегральных микросхем (ТИМ). Правовая охрана.
2. Правовая охрана методов предпринимательства (право на пресечение недобросовестной конкуренции).
Тема 12.Средства индивидуализации товаров, работ, услуг предприятий.
2. План практического занятия
Практическое занятие 8.Средства индивидуализации товаров, работ, услуг, предприятий. Порядок регистрации товарных знаков.
Цель: изучить особенности коммерческого обозначения, фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, Понятие, сроки, правовая охрана. Усвоить и систематизировать знания по оформлению заявки на регистрацию в Роспатенте товарного знака. Расчет госпошлины на регистрацию товарного знака.
Изучаемые вопросы:
1 Средства индивидуализации товаров, услуг, работ и предприятий (ТЗ, ТМ, НМПТ, КО, ФН) Классификация, общая характеристика, сроки их правовой охраны.
2 Фирменное наименование, и коммерческое обозначение, их правовая охрана.
3 Товарный знак и знак обслуживания (ТЗ). Знаки охраны ТЗ.
4. Виды ТЗ.
5. Субъекты права, интеллектуальные права на ТЗ.
6. Государственная регистрация ТЗ. Состав документов заявки на ТЗ.
7. Основания для отказа в регистрации ТЗ. Приоритет ТЗ. Экспертиза заявки на ТЗ.
8. МКТУ и ее роль в правовой охране ТЗ. Государственная пошлина за регистрацию
Основные понятия (категории): понятие ноу-хау, секрета производства и коммерческой тайны. ТИМ. Недобросовестная конкуренция. Средства индивидуализации, коммерческое обозначение, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименования мест происхождения товаров
3. Самостоятельная работа студента:
Изучаемые вопросы
1. Право на топологии интегральных микросхем (ТИМ). Правовая охрана.
2. Правовая охрана методов предпринимательства (право на пресечение недобросовестной конкуренции).
3. Особенности правовой охраны общеизвестного ТЗ, коллективного ТЗ.
4. Особенности правовой охраны наименования мест происхождения товара (НМПТ).
Список литературы
1. Основная литература [1]
2. Дополнительная литература [2; 3]
Практическое занятие 10.
Цель: Дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственность. Основания и процедура привлечения к ответственности. Составы административных и уголовных правонарушений.
Изучаемые вопросы
1. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав. Виды и основание ответственности.
2. Дисциплинарная ответственность.
3. Гражданская ответственность.
4. Административная ответственность.
5. Уголовная ответственность.
Основные понятия (категории): оценка нематериальных активов (интеллектуальной собственности), налогообложение доходов от реализации исключительных прав, декларирование доходов, привлечение к дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав.
3. Самостоятельная работа студента:
Изучение судебной практики за нарушение интеллектуальных прав. Решение ситуационных заданий по защите интеллектуальной собственности.
Изучаемые вопросы
1. Виды правонарушений в интеллектуальной собственности.
2. Составы административной ответственности за нарушение интеллектуальных прав.
3. Составы уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав.
4. Процедура привлечения к ответственности. Права и обязанности нарушителей и правообладателей.
Список литературы
1. Основная литература [1]
2. Дополнительная литература [2; 3]
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная:
1. Жарова А. К.Защита интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. К. Жарова, С. В. Мальцева ; под общ. ред. С. В. Мальцевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
Дополнительная:
1. Близнец И.А. Авторское право и смежные права : учебник* / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев. - М. : Проспект, 2011. - 416с.
2. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности [Текст] : учебник* для магистров / И. А. Зенин. - 8-е изд. - Москва : Юрайт, 2013. - 567 с.
3. Жарова, А. К. Правовая защита интеллектуальной собственности [Текст] : учебное пособие* для магистров / А. К. Жарова ; ред. С. В. Мальцева. - Москва : Юрайт, 2012. - 373 с.
Периодические издания: Журнал «Патенты и лицензии», «Патентный поверенный»
6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1.Электронный каталог библиотеки Пермской ГСХА [Электронный ресурс]: базы данных содержат сведения о всех видах лит., поступающей в фонд библиотеки Пермской ГСХА. – Электрон.дан. (194 701 запись). – Пермь: [б.и., 2005].Свидетельство о регистрации ЭР №20164 от 03.06.2014 г. Доступ не ограничен.
www.pgsha.ru/web/generalinfo/library/webirbis/
2. Собственная электронная библиотека. Свидетельство о регистрации ЭР № 20163 от 03.06.2014 г. Доступ не ограничен
http://pgsha.ru/web/generalinfo/library/elib/
3. Система ГАРАНТ: электронный периодический справочник [Электронный ресурс]. – Электр.дан. (7162 Мб: 887 970 документов). – [Б.и., 199 -] (Договор №746 от 01 января 2014 г.); Срок не ограничен. Доступ из корпусов академии.
4. ConsultantPlus: справочно - поисковая система [Электронный ресурс]. – Электр.дан. (64 231 7651 документов) – [Б.и., 199 -].(Договор №РДД 210/09 от 16 сентября 2009 г.); Срок не ограничен. Доступ из корпусов академии.
5. Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТwww.biblio-online.ru
(Контракт №19/16 –ЕД от 29 марта 2016 г.).
Доступ не ограничен.
6. Электронная библиотечная система «Национальный цифровой ресурс «Руконт». Коллекция «Электронная библиотека авторефератов диссертаций ФГБОУ ВПО РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева» (массив документов с 1992 года по настоящее время) (Контракт №52 от 14 марта 2016 г.).
http://rucont.ru/ Доступ не ограничен.
7. ООО Научная электронная библиотека. Интегрированный научный информационный портал в российской зоне сети Интернет, включающий базы данных научных изданий и сервисы для информационного обеспечения науки и высшего образования. (Включает РИНЦ- библиографическая база данных публикаций российских авторов и SCIENCE INDEX- информационно - аналитическая система,позволяющая проводить аналитические и статистические исследования публикационной активности российских ученых и научных организаций). (Договор №SIО-8108/2016 от 19 февраля 2016 года) http://elibrary.ru/. Доступ не ограничен.
Интернет –источники:
1. Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) http://www.benran.ru
2. Библиотека Российской академии наук (БАН) http://www.rasl.ru
3. Виртуальная справочная служба Российской государственной библиотеки (РГБ) http://www.rsl.ru/ru/vs
4. Виртуальная справочная служба Российской национальной библиотеки (РНБ) http://www.vss.nlr.ru
5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и новых технологий Российской Федерации (ГПНТБ РОССИИ) http://www.gpntb.ru
6. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) http://www.spsl.nsc.ru
7. Мировая цифровая библиотека http://www.wdl.org/ru/
8. Навигатор по удаленным сетевым ресурсам по проблематике АПК (составлен ЦНСХБ, 2009 год) http://cnshb.ru/AKDiL/navig/
9. Научная библиотека Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (НБ МГУ) http://nbmgu.ru/
10. Научная библиотека Пермского государственного университета (НБ ПГУ) http://www.library.psu.ru
11. Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
12. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенный Наций http://www.fao.org/index_ru.htm
13. Реферативная БД зарубежной сельскохозяйственной литературы "Агрикола" http://agricola.nal.usda.gov
14. Российская государственная библиотека (РГБ) http://www.rsl.ru
15. Российская национальная библиотека (РГБ) http://www.nlr.ru
16. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии наук (ЦНСХБ Россельхозакадемии) http://www.cnshb.ru
17. Библиотека электронных журналов http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/index.phtm
18. Зарубежные журналы в свободном доступе http://www.doaj.org
19. Сервис для публикаций в открытом доступе (с предоставлением возможности использования работ других пользователей) http://www.springeropen.com/
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
При подготовке к практическим занятиям и выполнении контрольных заданий студентам следует использовать литературу из приведенного в данной программе списка, а также руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя.
Для наиболее глубокого освоения дисциплины студентам рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «Дополнительная» в данной программе.
На практических занятиях приветствуется активное участие дискуссиях и обсуждениях рассматриваемых вопросов, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, умение находить полезный дополнительный материал по тематике практических занятий.
Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им термины, аббревиатуры или понятия.
Для формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности необходимо использовать различные формы самостоятельной работы: работу с учебной литературой, выполнение домашних самостоятельных работ, контрольных работ. Перед выполнением домашних самостоятельных упражнений, контрольных работ необходимо тщательно изучить теоретический материал по данной теме. При работе с учебной литературой рекомендуется использовать различные приемы работы с текстом, такие как:
1. Конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное, краткое конспектирование. Конспектировать можно от первого или от третьего лица. Предпочтительнее конспектировать от первого лица, т.к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления.
2. Тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности.
3. Реферирование – обзор одного или ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы.
4. Составление плана текста – после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них.
5. Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:
1. Проработать конспект лекций;
2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
3. Ответить на вопросы плана практического (семинарского) занятия;
4. Выполнить домашнее задание;
5. При затруднениях сформулировать вопросы преподавателю.
Микроконтроль проводится в течение 10 минут в начале занятия или в конце занятия. Для его выполнения необходимо свободно владеть основными определениями, понятиями, правилами, приемами, методами, моделями в соответствии с тематикой рассматриваемого материала.
Анализ практических ситуаций предполагает индивидуальную работу или работу в группе из 3-5 человек. Выработанное решение оценивается преподавателем при защите его студентом перед аудиторией. Баллы получают также студенты, принявшие участие в дискуссии или сформулировавшие вопросы по существу дела.
При подготовке доклада на практическое (семинарское) занятие желательно заранее обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, за день до семинарского занятия предупредить о необходимых для предоставления мате