Теории творения и реальность мира

Шри Рамана очень мало интересовался теоретической стороной духовности. Главной его заботой было довести лю­дей до сознавания Себя и, исходя из этого, он всегда настаи­вал, что практика значительно важнее теории. Махарши от­бивал охоту задавать теоретические вопросы либо сохраняя молчание, когда его спрашивали, либо рекомендуя вопрошав­шему найти источник того «я», которое этот вопрос поста­вило. Иногда он смягчался и подробно излагал различные философские аспекты, но если задающие вопросы слишком упорствовали в своих сомнениях или если разговор повора­чивал к чистому интеллектуализму, то мог изменить тему и направить внимание собеседников на более практические вещи.

Философская проблематика в основном сосредоточивалась вокруг природы и происхождения физического мира, так как было известно, что Шри Рамана имел точку зрения, абсо­лютно отличную от обыденного взгляда на этот мир. Как и по большинству других тем, он строил свои утверждения в со­ответствии с уровнями понимания собеседников, но даже при этом почти все его идеи радикально опровергали концеп­ции физической реальности, нежно лелеемые подавляющим большинством людей.

Говоря о природе физического мира, Шри Рамана прини­мал три различные точки зрения. В разное время он отстаи­вал их все, но из его общих толкований этого предмета ясно, что только первые две теории из приведенных ниже Бхагаван считал или истинными, или полезными.

1. Аджата вада (теория не-причинности). Это древняя доктрина индуизма, утверждающая, что


Теория



Теории творения и реальность мира



творения мира не было вообще. Она представляет собой полное отрицание всей причинности в физи­ческом мире. Шри Рамана подтверждал данную точку зрения ссылкой на опыт джняни, в котором нет ни начала, ни прекращения какого-либо бытия, ибо бытийствует, истинно существует только А т -м а н, как единственная неизменяемая Реальность. Из этой теории следует тот естественный вывод, что время, пространство, причина и следствие, обяза­тельные компоненты всех теорий творения, присут­ствуют только в уме аджняни и что переживание А т м а н а открывает их небытие.

Эта теория отрицает не реальность мира, но только процесс творения, благодаря которому он существует. Исходя из своего собственного пережи­вания, Шри Рамана говорил, что джняни сознает реальность мира, однако не как скопление взаимо­действующих материи и энергии, но как ничем не обусловленный феномен в А т м а н е. Он раскры­вал эту тему, поясняя, что поскольку действитель­ная природа, или субстрат этого феномена, тожде­ственна бытийности А т м а н а, то мир неизбежно принимает участие в Его реальности. Другими сло­вами, этот мир реален для джняни благодаря не просто своему появлению, но только тому, что истинная природа этого появления неотделима от А т м а н а.

С другой стороны, аджняни ничего не подозре­вает об этой единой природе и источнике мира и, как следствие, его ум строит иллюзорный мир от­дельных взаимодействующих объектов путем упор­ного ошибочного толкования получаемых им чув­ственных впечатлений. Шри Рамана указывал, что это видение мира не более реально, чем сновиде­ние, так как оно налагает творение ума на реаль­ность А т м а н а. Он суммировал различие между точками зрения джняни и аджняни, говоря, что мир

нереален, если он воспринимается умом как скоп­ление разрозненных объектов, и реален, когда он непосредственно переживается как феномен в А т -м а н е.

2. Дрйшти-срйшти вада. Если собеседники не могли усвоить идею аджаты, или не-причинности, то Бхагаван учил их, что существование мира на­чинается одновременно с появлением «я»-мысли и прекращается при ее отсутствии. Эта теория из­вестна как дришти-сришти, или одновременное творение, и утверждает, в действительности, что мир, появляющийся для аджняни, есть продукт воспринимающего его ума и что в отсутствии этого ума мир перестает существовать. Данная теория ис­тинна в том смысле, что именно ум творит вообра­жаемый мир для себя, но с точки зрения А т м а н а воображаемое «я», творящее воображаемый мир, не творит совсем, и поэтому доктрина аджаты не рушится. Хотя Шри Рамана иногда говорил, что дришти-сришти не является конечной истиной в во­просе творения, он поощрял своих последователей принять ее в качестве рабочей гипотезы. Бхагаван оправдывал этот подход тем, что если садхак мо­жет твердо считать мир нереальным творением ума, то этот мир теряет свою привлекательность и становится легче поддерживать неуклонное созна-вание «я»-мысли.

3. Срйшти-дрйшти вада (постепенное творение). Это общепринятый взгляд, заключающийся в том, что мир есть объективная реальность, управляемая законами причины и следствия, которые могут быть прослежены «назад» к единичному акту творения. Он суммирует фактически все западные идеи по этому вопросу, начиная с теории «большого взрыва» до библейского представления, изложен­ного в книге Бытия. Шри Рамана обращался



Теория

Теории творения и реальность мира




к подобным теориям, лишь когда задающие вопрос не хотели принять выводы доктрин аджаты и дри-шти-сришти. Но даже в этом случае он обычно указывал, что такие теории не следует принимать слишком серьезно, так как они распространяются только для удовлетворения интеллектуального лю­бопытства.

Буквально дришти-сришти означает, что мир существует только тогда, когда он воспринимается, в то время как сри-шти-дришти означает, что мир уже существует до чьего-либо восприятия его. Хотя первая теория звучит как ошибочная, Шри Рамана настаивал, что серьезным искателям следует удовлетвориться ею, частью из-за того, что она дает близкое приближение к истине, а частью из-за того, что это наиболее выгодная позиция для искренне заинтересованного в осозна­нии Себя.

И: Как происходило сришти [творение]? Некоторые гово­рят, что оно предопределено, а другие — что оно лила, или забава, Господа. Кто из них прав?

М: Книги дают различные объяснения. Но есть ли творе­ние? Только при утвердительном ответе нужно объяснять, как оно случается. Мы можем не знать всех этих теорий, но опре­деленно знаем, что существуем. Почему бы не познать «я», а затем посмотреть, есть ли творение? '

И: В веданте Шри Шанкарачарьи принцип творения этого мира принят ради начинающих, но для продвинутых предла­гается закон не-творения. Какова Ваша точка зрения?

М: «Нет растворения или создания, никто не связан, нет следующих духовным практикам. Нет ни жаждущих Осво­бождения, ни Освобожденных. Такова абсолютная истина». Эта шлока из второй главы комментария [карика] Гауда-пады *. Человек, установившийся в atm а не, видит это своим знанием Реальности2.

И: Но разве А т м а н не причина этого мира, который мы наблюдаем вокруг?

М: А т м а н Сам появляется как мир разнообразных имен и форм. Однако Он не выступает действенной причиной 1ни-мйтта карана], творящей, поддерживающей и уничтожающей мир. Не спрашивайте: «Почему возникает смущение А т -м а н а, не знающего истины Своего появления как мир?». Если вместо этого спросить: «Для кого возникает эта пута­ница?», то обнаружите, что для А т м а н а никакого смуще­ния никогда нет3.

И: Вы кажетесь представителем доктрины аджаты в ад-вайта веданте.

М: Я не учу только доктрине аджаты, а одобряю все школы мысли. Чтобы соответствовать подготовленности слу­шателя, одна и та же истина должна быть выражена различ­ными способами. Учение аджаты говорит: «Ничто не суще­ствует, кроме единой Реальности. Нет ни рождения, ни смерти, ни проекции, ни возвращения*, ни искателя, ни рабства, ни освобождения. Существует одно Единство». Тем, кто не в состоянии уловить эту истину и спрашивает: «Как можно игнорировать этот плотный мир, который мы видим во­круг нас?», указывается на переживание сна и говорится: «Все, что вы видите, зависит от наблюдателя. Отдельно от видящего нет видения». Такой подход называется дришти-сришти вада и подразумевает, что человек сначала создается собственным умом, а затем видит, что сам ум тоже сотворен. Некоторые не могут уловить даже это и продолжают спорить в следующих выражениях: «Опыт сна так короток, в то время как мир существует всегда. Переживание сновидений отно­сится только ко мне, но мир чувствую и вижу не я один, а многие другие. Поэтому мы не можем называть такой мир несуществующим». При подобной аргументации людям пред­лагается теория сришти-дришти, например в такой формули­ровке: «Бог сначала создал то-то и то-то из таких-то и таких-


* На Мандукья упанишаду.

* Здесь Бхагаван имеет в виду эволюцию и инволюцию соответ­ственно.


Теории творения и реальность мира



Теория



то элементов, а затем сотворил иное и так далее». Лишь это убеждает данную категорию людей. В противном случае их умы не удовлетворяются, и они спрашивают себя: «Как могут все географии, все карты, все науки, звезды, планеты и зако­ны, управляющие ими или связанные с ними, и все знание быть абсолютно неправильными?» Таким лучше всего сказать: «Да, Бог создал все это, и поэтому вы видите Его творение».

И: Но все эти доктрины не могут быть истинными одно­временно. Только одно учение должно быть истинным.

М: Перечисленные теории лишь соответствуют подготов­ленности искателя. Абсолют может быть только Один 4.

Веданта говорит, что вселенная появляется в поле зрения одновременно с видящим и что детального процесса творения нет. Такая точка зрения называется югапат-срйшти [мгновен­ное творение]. Она очень напоминает происходящее во сне, где переживающий сновидение возникает одновременно с его объектами. Некоторых людей этот подход не удовлетворяет из-за глубоко укоренившегося в них объективного знания. Они хотят разобраться, как могло произойти внезапное творение, и доказывают, что причина должна предшествовать следствию. Короче говоря, эти люди хотят, чтобы им разъяснили суще­ствование видимого вокруг мира. В таком случае шрути [Пи­сания] пытаются утолить их любопытство теориями творения. Этот метод обращения с субъектом творения называется крама-срйшти [постепенное творение], но истинный искатель может довольствоваться югапат-срйшти, мгновенным творе­нием 5.

И: В чем цель творения?

М: В том, чтобы возник этот вопрос. Исследуйте ответ на него и в конечном счете пребывайте в высочайшем или, ско­рее, первичном источнике всего — в Атмане. Исследование само перейдет в поиск А т м а н а и прекратится только после того, как не-А т м а н отсеется, а А т м а н осуществится в Его чистоте и славе6.

Теорий творения может быть сколько угодно, и все они простираются наружу. Им не будет предела, поскольку время и пространство не ограничены. Эти теории, однако, присут-

ствуют только в уме, и если вы увидите ум, то превзойдете время и пространство и осознаете Себя.

Научно или логически творение объясняют, чтобы кого-то удовлетворить. Но есть ли тут какая-либо законченность? По­добные объяснения называют крама-сришти [постепенное творение]. С другой стороны, дришти-сришти [одновременное творение] есть югапат-срйшти. Без видящего нет объектов видения. Найдите наблюдателя, и творение окажется вклю­ченным в него. Зачем оглядываться по сторонам и продол­жать объяснение феноменов, которым нет числа? 7

И: Веды содержат противоречивые объяснения созданию космоса. В одном месте говорится, что первым был сотворен эфир, в другом — жизненная энергия [прана], в третьем — что-либо другое, в четвертом — вода и так далее. Как все это примирить между собой? Разве эти примеры не подры­вают доверие к Ведам?

М: Различные Мудрецы видели разные аспекты истины в различное время, и каждый выделяет одну точку зрения. Почему вас беспокоят эти противоречивые утверждения? Ос­новная цель Вед — учить нас природе неразрушимого Ат-м а н а и показать, что мы есть ТО.

И: Я удовлетворен таким ответом.

М: Тогда рассматривайте все остальное как артха ваду [дополнительные аргументы], или разъяснения ради тех не­вежественных, которые хотят проследить происхождение вещей 8.

И: Я представляю собой часть творения и потому остаюсь зависимым. Мне не разрешить загадки творения до тех пор, пока я не стану независимым. Однако я спрашиваю Шри Бхагавана, и ему не следует отвечать мне?

М: Да. Это Бхагаван говорит: «Станьте самостоятельным и разгадайте загадку сами. Здесь ваша работа». Кроме того, где вы сейчас находитесь, что задаете вопрос? Вы — внутри мира или мир — внутри вас? Необходимо согласиться с тем, что мир не воспринимается вами в глубоком сне, хотя вы не отрицаете своего существования тогда. Мир появляется, когда вы пробуждаетесь. Поэтому где он? Ясно, что мир — это



Теория


Теории творения и реальность мира



ваша мысль, а мысли — это проекции вашего ума. Сначала создается «я» и потом — мир, творимый этим «я», поднимаю­щимся из А т м а н а. Таким образом, загадка творения мира будет разгадана, если вы разрешите проблему творения «я». Поэтому я и говорю: «Найдите Себя, А т м а н».

Кроме того, разве этот мир приходит и спрашивает вас: «Почему я существую? Как я сотворен?». Это вы задаете во­прос. Вопрошающий должен установить соотношение между миром и собой. Он должен допустить, что мир есть его соб­ственное воображение. Кто воображает мир? Пусть искатель сначала найдет «я» и затем Себя. С другой стороны, все науч­ные и теологические объяснения не согласуются. Различия в таких теориях наглядно показывают бесполезность поиска подобных разъяснений. Они являются работой ума, или интел­лекта, и ничем более. Тем не менее каждое из них согласу­ется с точкой зрения определенной индивидуальности. В со­стоянии Реализации творения нет. Когда человек видит мир, он не видит Себя, а когда он видит Себя, мир не виден. По­этому наблюдайте А т м а н и осознайте, что творения ни­когда не было9.

И: «Брахман — реален. Мир [джагат] —иллюзия», — это главное высказывание Шри Шанкарачарьи. Однако другие говорят: «Мир — Реальность». Где правда?

М. Оба утверждения верны, но они соответствуют различ­ным ступеням духовного развития и высказаны с различных точек зрения. Устремленный [абхьяси] начинает с определе­ния, что являющееся Реальностью существует всегда. Затем он отрицает мир как нереальный, поскольку тот вечно меня­ется. Искатель в конце концов постигает А т м а н и находит Единство как господствующий принцип. Тогда первоначально отвергнутое за нереальностью обнаруживает себя частью этого Единства. Бытие поглощено Реальностью, и мир также — Реальность. В Само-реализации есть только Бытие и ничего, кроме Бытия 10.

И: Шри Бхагаван часто говорит, что майя [иллюзия] и Реальность — это одно и то же. Может ли так быть?

М: Шанкару критиковали за его взгляды на майю, не по­нимая существа вопроса. Он показал, что:

1) Брахман реален,

2) вселенная нереальна и

3) вселенная есть Брахман.

Шанкара не останавливался специально на втором утвержде­нии, ибо третье объясняет остальные два. Оно означает, что вселенная реальна, если воспринимается как А т м а н, и не­реальна, если понимается отдельной от atm а на. Следова­тельно, майя и Реальность — одно и то же п.

И: Поэтому мир на самом деле не иллюзорен?

М: На уровне духовного искателя вы должны говорить, что мир — иллюзия. Другого пути нет. Когда человек забы­вает, что он — Брахман, реальный, постоянный и вездесущий, и обманывается, мысля о себе как о теле во вселенной, напол­ненной преходящими телами, и трудится под этим заблужде­нием, то вам надо напомнить ему, что мир нереален и обман­чив. Почему? Потому что его взгляд, забывший свое собствен­ное Я, пребывает во внешней, материальной вселенной. Он не повернется вовнутрь для интроспекции, пока вы не вну­шите ему, что вся эта внешняя, вещественная вселенная — нереальна. Как только такой человек реализует Себя, он по­знает, что здесь нет ничего иного, кроме его А т м а н а, и станет рассматривать цельную вселенную как Брахмана. Без А т м а н а вселенной нет. Пока человек не видит А т м а н а, который есть источник всего, но смотрит лишь на этот внеш­ний мир как реальный и постоянный, вы должны сказать ему, что эта внешняя вселенная суть иллюзия. Вы не можете уйти от этого. Читая газету, вы видите только текст, но не замечаете бумаги, на которую он нанесен. Однако бумага всегда здесь независимо от того, напечатано на ней что-либо или нет. Тем, кто считает шрифт реальностью, необходимо объяснить, что он иллюзорен, ибо лежит на бумаге. Мудрец воспринимает и бумагу, и текст как одно. Точно так же дело обстоит с Брахманом и вселенной 12.



Теории творения и реальность мира


Теория



И: Поэтому мир реален, когда он переживается как А т -м а н, и нереален, когда видится отдельными именами и фор­мами?

М: Как дым скрывает огонь, так и собрание имен и форм,, мир, загораживает сияющий свет Сознания. Когда с помощью сострадательной Божественной Милости ум становится .чи­стым, природа мира познается не как иллюзорные формы, а единственно как Реальность.

Только те, чьи умы лишены пагубной силы майи, отбросив­шие знание мира, не привязанные к нему и посредством этого добившиеся Знания самосветящейся высочайшей Реальности,. могут правильно понимать смысл утверждения: «Этот мир Реален». Если человек переходит к точке зрения истинного Знания, то мир пяти элементов, начиная с эфира [акаша] * будет реальным, бытием высочайшей Реальности, которая есть сущность Знания.

Первоначальное состояние этого пустого мира, сбитого с толку и загроможденного многочисленными именами и фор­мами, есть Блаженство, которое едино, словно желток яйца у многоцветного павлина. Познайте эту Истину пребыванием в состоянии А т м а н а 13.

И: Я не могу сказать, что мне все ясно. Мир, который видится, чувствуется и ощущается нами столь разнообраз­ными путями, есть нечто подобное сну, иллюзия?

Наши рекомендации