Этапы написания выпускной квалификационной работы
Последовательность подготовки выпускной работы:
- определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем;
- получение задания на выполнение выпускной квалификационной работы от научного руководителя;
- составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем;
- составление плана-графика подготовки выпускной квалификационной работы, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять выпускную работу, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана студент должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается студентом и утверждается руководителем выпускной работы (график подготовки дипломных работ для студентов-дипломников представлен в Приложении 2);
- выработка цели, задач и замысла выпускной работы;
- изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике;
- анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;
- сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета;
- обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики;
- выявление связей, отношений и корреляций;
- проведение экспериментальной работы;
- обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;
- оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускным работам, литературное оформление работы;
- ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя;
- получение отзыва научного руководителя;
- передача выпускной работы методисту учебной группы для регистрации (не позднее, чем за месяц до защиты) и последующего рецензирования;
- ознакомление с рецензией на выпускную работу;
- подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии;
- защита ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею выпускной квалификационной работы. При составлении первоначального варианта плана следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.
Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны как с корректировкой направлений написания, так и после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес.
Все изменения в плане выпускной квалификационной работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.
Работа с литературой
Подбор литературы осуществляется сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.
При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки университета, любых общедоступных библиотек, а также использовать Internet.
Изучение литературы необходимо начинать с источников, раскрывающих общие теоретические и научные аспекты изучаемого вопроса – учебников, учебных пособий, после чего переходить к изучению монографий и журнальных статей, нормативной правовой базы и других научных источников.
Детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы.
При изучении литературы не следует стремиться освоить всю информацию, в ней заключенную, а необходимо отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его усвоения и практического использования в выпускной квалификационной работы.
Изучая литературные источники, необходимо тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться, следует ориентироваться на самые авторитетные источники, например, на научные журналы; точно указывать, откуда взяты материалы.
Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.