Правила работы с чужой информацией: цитирование и перефразирование. Плагиат в студенческих работах

На сегодняшний момент в студенческой среде сложилась практика активного использования интернет-материалов при подготовке курсовых/дипломных работ. Очень часто за этим стоит стремление молодых исследователей избежать усилий, связанных с самостоятельным анализом и переработкой информации. К чему ведет присвоение студентом результатов работы, выполненной другими лицами? Во-первых, не происходит полноценного погружения в проблему, осмысления материала, и, как следствие, отсутствие свободной ориентации в информационном научном поле. Во-вторых, у студента не формируется необходимых умений работы с информацией: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, без освоения которых невозможно порождение собственных научных текстов. В третьих, студент оказывается не способным работать с первоисточниками, а всякий раз имеет дело с «адаптированной», переработанной кем-то информацией. В четвертых, присвоение чужой информации связано с этическими аспектами деятельности исследователя, несоблюдение которых приводит к пристальному вниманию проверяющих не только к научной работе, но и к качествам личности студента (честность, добросовестность, порядочность и др.).

Поэтому студентам крайне важно овладеть способами работы с чужой информацией с тем, чтобы овладеть необходимыми умениями и навыками и оградить себя от подозрений в заимствовании и присвоении результатов труда других исследователей.

Чужая информация в научной работе обычно используется в виде перефразирования и цитирования. Перефразирование и цитирование является необходимым элементом написания студенческой научной работы. Цитаты в умеренных количествах украшают текст и создают впечатление основательности: автор подкрепляет и иллюстрирует свои мысли высказываниями авторитетных ученых, выдержками из первоисточников и т. д.

При работе с чужой информацией необходимо различать: цитирование (точное приведение авторских слов) и перефразирование (обобщение идей с использованием собственных слов).

Работа не должна быть просто повторением того, что уже было сказано различными учеными. Поэтому обязательно должны присутствовать собственные комментарии автора курсовой/дипломной работы к приведенному материалу, его мысли и идеи.

Цитирование и перефразирование требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник нужно грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники - один из самых необходимых в научной работе навыков. Правильный подбор, распределение в тексте и оформление чужой информации во многом определяет облик работы и общее впечатление, возникающее у преподавателя (рецензента) при ее чтении.

Правила цитирования

Цитировать источники требуется в следующих случаях:

1. Когда нужно точно воспроизвести авторские слова.

Пример: Э. Шейн дает следующее определение корпоративной культуры: «Культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [18, c. 32].

2. Когда приводятся конкретные факты и статистика, выявленные отдельными авторами.

Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Поэтому при цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранениями особенностей авторского написания. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. В тех случаях, когда Вас непосредственно интересует только часть высказывания автора, допускается пропуск слов, предло­жений, абзацев при цитировании, если он не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Произвольно сокращать цитату, не обозначая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.

Пример:

По мнению Л.С. Выготского, «…ребенка семи лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности» [1, с. 376].

3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Точное и аккуратное цитирование предусматривает систематическое и основательное указание на источник, из которого взята информация. Он должен быть обязательно занесен в список используемой литературы, а в тексте должна быть дана ссылка с указанием номера источника, а также страница, откуда взята цитата. Иначе говоря, вы должны документально отразить источники таким образом, чтобы не возникало вопроса о том, какие слова и идеи принадлежат вам, а какие - другим людям. Сделать это можно следующим способом: в заключение излагаемого авторского материала в квадратных скобках указывается порядковый номер источника согласно списку библиографии с указанием страницы, на которой расположен цитируемый материал.

Пример оформления источника в списке литературы:

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

В тексте указывается порядковый номер и страница, на которой находится используемая информация.

Пример:

[3, с.376].

В современных источниках встречается много цитат, на которые автор делает ссылки в своей работе. Типичной ошибкой студентов является ссылка на тот источник, где была напечатана эта цитата. В таких случаях следует не напрямую обозначать тот источник, из которого взята цитата, а тот, по которому происходит цитирование.

Цитата оформляется следующим образом: в заключение излагаемого авторского материала в квадратных скобках указывается «цит. по», далее следует порядковый номер источника согласно списку библиографии с указанием страницы, на которой расположен цитируемый материал.

Пример:

А.В. Петровский указывает на неправомерность отождествления процесса формирования личности с общим процессом психического развития. Он пишет: «…для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой» [цит. по 8, с. 44].

Нужно помнить: цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы. Избыточное цитирование (обилие цитат на каждой странице) создает впечатление несамостоятельности всей работы в целом, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.

Правила перефразирования

Перефразирование (изложение мыслей других авторов своими словами) по размеру (длине) сходно с оригинальным материалом. Парафраз представляет детали авторской аргументации и логики, но здесь особенно важно то, что не используются точные авторские слова и конструкции предложений.

Пример перефразирования:

Оригинальный источник

Наблюдения, проведённые в аналитической ситуации, ясно показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на па­циента давит какая-то особая тревога, и исчезает, когда он осознаёт эту связь. Так как анализ неизбежно пробуждает тревогу, пациент пы­тается снова и снова вцепиться в аналитика. Мы можем наблюдать, например, как пациент, находясь под прессом вытесняемой ненависти против аналитика, переполняется тревогой и начинает в такой ситуации искать его дружбы и любви. Я считаю, что большая часть того, что называют «позитивным переносом» и интерпретируют как перво­начальную привязанность к отцу или к матери, на самом деле - желание найти защиту и успокоение от тревоги. Девиз такого поведения: «Если ты любишь меня, ты меня не обидишь [цит. по 11, с. 15-16].

Перефразирование в стиле плагиата

Как отмечает К. Хорни [цит. по 11], наблюдения в аналитических ситуациях показывают, что потребность в любви наступает в ситуации, когда пациент начинает чувствовать тревогу, а исчезает тогда, когда он осознаёт эту связь. Из-за того, что при анализе неизбежно чувствуется тревога, пациент пытается «вцепиться» в аналитика. Если у пациента происходит процесс вытеснения ненависти против аналитика, то он переполняется тревогой и начинает добиваться дружбы и любви ана­литика. Поэтому Хорни считает, что «позитивный перенос» и его ин­терпретация в качестве первоначальной привязанности к отцу или к матери, на самом деле - желание защиты и успокоения от тревоги.

В этом перефразировании автор следует точно за источником и использует слова и структуры, которые очень сильно повторяют оригинал, поэтому такое перефразирование может рассматриваться как плагиат.

Грамотное перефразирование

К. Хорни отмечает, что «позитивный перенос» в аналитической ситуации неправомерно интерпретировать как воссоздание пер­вичных привязанностей к одному из родителей, как можно наблюдать в классическом психоанализе. По её мнению, это всего лишь желание избавиться от тревоги, связанной с ситуацией анализа [11, с. 15-16].

Изложение мыслей других авторов своими словами дает значительную экономию текста. При этом следует быть предельно точным в представлении идей автора и корректным при оценке излагаемого. При перефразировании, так же как и при цитировании, делаются соответствующие ссылки на источник, из которого взята используемая информация. Источник должен быть занесен в список используемой литературы, а в тексте должна быть дана ссылка с указанием номера источника или, если излагаются мысли нескольких авторов, пользуясь разными источниками, номеров источников.

В отличие от цитирования, при перефразировании, страницы указывать не нужно!

Ссылка в случае перефразирования может оформляться следующим способом: в заключение излагаемого авторского материала в квадратных скобках указывается порядковый номер источника (источников) согласно списку библиографии, в котором (которых) расположен материал, перефразируемый автором курсовой/дипломной работы. Причем знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то – в конце (см. табл.).

Таблица 1

Варианты перефразирования и оформления ссылок в курсовой и дипломной работе

Вариант перефразирования Пример оформления ссылки
1. Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы, например: Рубинштейн С.Л. [43] отмечал, что представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно отражает реальную картину действительности.
2. Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое мнение в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Исследованиями ряда авторов [27; 91; 132] установлено, что...
3. Перефразирование или цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе. Например, в тексте употребляется цитата К.Юнга, взятая из работы Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: «КСП+», 1997, - 404 с. [17]. Рассуждая о структуре личности К.Юнг отмечал, что коллективное бессознательное «это – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я и личное бессознательное» [цит. по 17, С. 75].

Плагиат в студенческих работах

«Плагиат – преднамеренное или непреднамеренное представление текста, слов, фактов или идей другого автора как своих собственных» [4, с. 77].

В академическом мире автор будет рассматриваться как занимающийся плагиатом, если он:

1) покупает, находит или получает работу, которую оформляет впоследствии как свою собственную;

2) включает в свой собственный обзор отрывок, не идентифицированную фразу или идею, которую буквально скопировал с чьей-то работы без обозначения и указания источника;

3) использует буквально ту же самую последовательность мыслей и организацию аргументов, которая есть в оригинальном источнике;

4) не заключает в кавычки авторские слова;

5) использует более одного абзаца без комментариев [19].

Таким образом, необходимо помнить об осторожном обращении с источниками в плане их цитирования и перефразирования и о том, что текст курсовой или дипломной работы не должен быть очень похож по использованию слов или синтаксических конструкций на оригинальный источник.

На факультете психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского введена обязательная проверка реферативных, курсовых и дипломных работ студентов на самостоятельность выполнения в системе«Антиплагиат».

Правила проверки студенческих работ в системе «Антиплагиат»:

1. Научный руководитель всегда проверяет и оценивает степень самостоятельности выполнения студентом курсовых и дипломных работ.

2. Плагиат определяется как использование в работе, под видом самостоятельного, чужого текста из материалов, опубликованных любым способом, в том числе ранее выполненных и защищенных курсовых и дипломных работ без полной ссылки на источник; либо со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы.

3. Плагиат может осуществляться в двух видах:

а) дословное воспроизведение чужого текста,

б) изложение чужого текста в виде перефразирования с заменой слов и выражений без содержательного анализа заимствованного текста.

4. Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как плагиат.

5. В представленных студентами текстах допускается наличие воспроизведения чужого текста в объеме не более 10% текста, перефразирование допускается в объеме не более 20% всего текста работы (независимо от раздела).

Чтобы избежать недоразумений, студентам рекомендуется самостоятельно зарегистрироваться на сайте http://www.antiplagiat.ru и проверить степень авторства собственной работы.


Наши рекомендации