Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы
Теоретическая часть курсовой или дипломной работы является отражением самостоятельной работы студента, связанной с теоретическим анализом литературы по определенной научной проблеме.
Основные этапы работы студента над теоретической частью курсовой/дипломной работы:
1. Выбор темы курсовой/дипломной работы. Изначально тема, как правило, носит широкий характер. Тематика реферативных, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедр общей и социальной психологии факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и доводится до сведения студентов. Возможна самостоятельная формулировка студентом темы научной работы и предложение ее научному руководителю.
2. Поиск литературы по теме и оформление библиографического списка.
3. Конкретизация темы курсовой/дипломной работы совместно с научным руководителем и формулировка научной проблемы.
4. Разработка плана теоретической части научной работы.
5. Анализ литературы по изучаемой проблеме согласно составленному плану.
6. Оформление научного текста.
7. Формулировка выводов по теоретической части курсовой и дипломной работы.
При написании теоретической части работы студентами должны быть освоены следующие основные умения [4, с. 13]:
- Самостоятельный поиск информации по заданной теме.
- Отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной.
- Анализ и синтез знаний и исследований по проблеме.
- Обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам.
- Логичное и последовательное раскрытие темы.
- Обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы.
- Стилистически правильное оформление научной мысли.
- Грамотное оформление научного текста.
- Правильное оформление научной работы.
Обучение этим умениям осуществляется под руководством научного руководителя. На консультациях он оказывает студентам необходимую методическую и методологическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно.
Один из вопросов, как правило, вызывающих трудности у студентов, является вопрос формулировки конкретной темы научного исследования. Сравним две формулировки: 1) «Ответственность личности», 2) «Личностные детерминанты профессиональной ответственности у психологов-консультантов». Первая формулировка является отражением общего направления научного исследования. Вторая – предполагает ориентацию исследователя на конкретную категорию испытуемых (психологи-консультанты), а также отдельные стороны изучаемого явления (в данном случае вид ответственности и ее детерминанты). Для перехода от общей формулировки темы к более конкретной необходимо тщательное знакомство студента с имеющейся научной литературой по выбранному научному направлению.
3.2. Структура и содержание теоретической части курсовой и дипломной работы
В теоретической части работы необходимо полно и системно раскрыть тему научного исследования. Предметом анализа должны быть научные теоретические подходы, результаты эмпирических исследований, противоречия, полнота или недостаточность существующей в психологии информации относительно изучаемого явления.
Задачей студента является демонстрация его основательного знакомства с работами по теме, умения анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, выделять существенное, давать сравнительную характеристику различных авторских подходов к изучению научной проблемы [4].
В ходе анализа литературы по проблеме исследования студент определятся с ведущим подходом, который становится теоретическим основанием, базой для эмпирического исследования, что необходимо отразить в работе.
Пример: Теоретическим основанием нашего исследования стал подход к кризису возрастного развития классиков отечественной психологии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Существуют несколько способов выстраивания логики теоретической части курсовой/дипломной работы [4, с. 71-73]:
1) переход от анализа общих проблем к описанию конкретных вопросов;
2) хронологический принцип (описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными);
3) рассмотрение подходов к исследованию проблемы (делается акцент на различии исследовательских парадигм – подходов к изучаемому явлению в разных научных школах);
Пример: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на…»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на…»; «Представители когнитивной психологии анализировали…»
4) изучение различных логических аспектов динамики психических явлений (выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления);
Пример: При изучении самооценки анализируются предпосылки ее формирования, факторы, оказывающие влияние на нее, следствия неадекватной самооценки, поведение человека с разными типами самооценки.
5) исследование отдельных сторон проблемы (анализ значимых для глубокого понимания изучаемого явления аспектов)
Пример: При изучении агрессии необходим анализ: 1) понятии агрессии, 2) видов агрессии, 3) причин ее формирования, 4) взаимосвязи склонности к агрессии с другими личностными чертами.
Рассмотренные типы построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, его видения изложения анализа научной информации, а также в целом логики научного исследования.
Теоретическая часть работы состоит из глав и параграфов. Глава – это раздел курсовой или дипломной работы, отмечаемый нумерацией и тематическим заголовком. Глава состоит из параграфов и, иногда, подпараграфов.
Параграф – это часть текста внутри главы, имеющий самостоятельное значение и нумерацию. Теоретическая часть работы может содержать одну или несколько глав в зависимости от сложности объекта исследования, а также от степени изученности проблемы в психологии. Нежелательно, чтобы глав было больше 2-3, не допустимо, чтобы в главе отсутствовали параграфы. Объем параграфа должен быть не менее 3 страниц. Если в теме заявлено изучение многих переменных, то каждой из них может быть посвящен отдельный параграф, но не глава. Один из возможных вариантов структурирования информации по главам – от общих категорий темы к ее частным аспектам, от целого к части или от объекта к предмету. Например, 1 глава может раскрывать объект исследования, а 2 глава – его предмет. Представленная таким образом информация была бы более понятной. Важно, чтобы тема, каждый ее компонент были полностью раскрыты, а все параграфы были соединены друг с другом последовательностью текста, без логических разрывов. В каждом параграфе необходимо полно раскрыть то, что обозначено в его названии. Условно в каждом параграфе можно выделить: введение (введение в тему параграфа, представление структуры, логики параграфа, его задач и т.д.); основную часть (представление различных научных взглядов, их анализ, сравнение, выделение общего и различного, выражение собственного отношения к излагаемому материалу, собственных взглядов по рассматриваемым вопросам); заключение (обобщение информации, выделение наиболее важной, значимой для данной работы, переход к теме следующего параграфа, подчеркивание их логической связи).
Наиболее типичные, распространенные ошибки студентов при структурировании теоретической части:
1. Не раскрывается важный аспект проблемы, обозначенный в названии работы. В результате работа выглядит не полной, не до конца проработанной.
2. Отсутствует логика в построении глав, параграфов.
3. В виде отдельных разделов теоретической части выделяются незначительные, «узкие» аспекты темы, которые не вписываются в структуру теоретической части, либо вопросы, не имеющие прямого отношения к теме исследования.
4. Отсутствуют логические переходы между параграфами и главами работы.
5. Объем параграфа менее 3 страниц. (В таком случае его не нужно выделять в качестве отдельного параграфа).
Для того, чтобы избежать подобного рода ошибок, важно до и после работы с информационными источниками, составить предполагаемую структуру работы с названием глав и параграфов и обсудить ее с научным руководителем.
Основные требования к содержанию теоретической части:
- Название глав и параграфов теоретической части должны соответствовать названию темы работы и эмпирическому исследованию, т.е. они должны раскрывать заявленную тему.
- В работе должно быть проанализировано достаточное количество библиографических источников (не менее 15-25 - для курсовых работ в зависимости от курса обучения, и 30-35 - для дипломных работ). Анализ библиографических источников позволяет осуществить и продемонстрировать разные научные подходы, точки зрения, реализовать разносторонний взгляд на проблему исследования, в том числе с позиций различных наук: психологии, философии, культурологии и др. В работе необходимо использовать первоисточники и новейшую литературу по теме исследования.
- Текст теоретической части работы должен включать в себя не только описание, представление различных научных подходов и точек зрения, но также их анализ, сравнение, обобщение, выражение собственной точки зрения.
- При использовании информации из других наук необходимо перевести ее на язык психологии, т.е. соотнести данные понятия, явления с психологическими явлениями, подчеркнуть их взаимосвязь.
Рекомендации по изучению литературы
Приступая к работе над теоретическим анализом, необходимо помнить, что научная и специальная литература издается, как правило, ограниченным тиражом. Поэтому нужно рассчитывать, на то, что знакомство с ней будет происходить, прежде всего, в читальных залах библиотеки.
При необходимости можно сделать ксерокопии наиболее важных фрагментов и материалов изучаемых публикаций. Это более целесообразно, чем переписывать источник или его большие фрагменты.
При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освященных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии темы курсовой/дипломной работы. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно познакомиться с отдельными разделами. Первоначальному знакомству с книгой помогает беглое (просмотровое) чтение, которое дает возможность уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи и т.п. не вдаваясь в детали. Аналогичный алгоритм беглого просмотра необходимо использовать при знакомстве с журнальными статьями. Главная цель такого изучения литературы – поиск в книгах и статьях нужной информации по теме. Необходимо выбрать в источнике то главное, что важно для вас, как для исследователя, а не для автора (совпадение ваших точек зрения в этом отношении возможно, но необязательно).
После беглого ознакомления с научной литературой студент переходит к ее тщательному изучению. При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи. Такие записи могут быть в форме выписок, тезисов или конспекта.
Тезисы – вид записи при чтении книги (статьи), представляющий собой сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, основных идей или ключевых положений всего источника либо его фрагмента. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.
Конспектирование – систематизированная, логически связанная форма записи информации, относящейся к определенному разделу или научному источнику в целом. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы.
Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать его точное библиографическое описание (выходные данные): фамилию, и. о. автора, название, город, название издательства, год, количество страниц. Эта информация потребуется при оформлении списка литературы.
Конспектирование источника должно определяться следующим принципом: «сначала понять, а потом записывать». Нецелесообразно выписывать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее прочтение записи и понимание. Изучение и конспектирование книги или статьи не должно превращаться в самоцель, оно должно быть направлено на поиск только той информации, которая необходима для раскрытия темы работы. Необходимо стремиться к вычленению, прежде всего, того, что нужно по изучаемой проблеме. Остальные фрагменты изучаемого источника могут остаться непрочитанными, если в этом нет необходимости.
Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты – дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. При использовании цитат в виде косвенной речи мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку и сжато излагая содержание. Как в случае прямого, так и в случае косвенного цитирования в конспекте нужно фиксировать номера страниц, на которых эта информация содержится. В дальнейшем это пригодится при оформлении ссылок в курсовой/дипломной работе [4].
3.4. Общие требования к стилистике научного текста
Курсовая работа и дипломный проект - это квалификационные работы, по качеству которых делают вывод об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому очень важно не только то, как раскрыта тема, какие используются источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что студенческая курсовая или дипломная работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и выполняться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам - так называемым правилам академического этикета - и сложившейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснования концепции. Эти неписаные правила и традиции направлены на соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажений, фальсификаций.
Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель - обосновать и доказать ряд теоретических положений. Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели. Культура научного изложения материала предполагает максимальную точность и лаконичность, аргументированность и доказательства. И используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться смысловой ясностью.
Ключевые слова научного текста - это не просто слова, а понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значение используемых терминов соответствовало принятому в данной дисциплине употреблению. Нередки случаи, когда одно и то же слово используется в качестве термина в нескольких смежных научных дисциплинах, и при этом в него вкладываются отличающиеся друг от друга значения. Например, слово «личность» представляет собой термин психологии и одновременно социологии, причем его смысловые границы в психологии и социологии различны. Поэтому возможны случаи искажений смысла работы из-за того, что используемый термин наделяется значением, которое в него вкладывается другой дисциплиной.
Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем»выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано. Обороты типа «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.
Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающиеся от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение и т. п. Это объясняется тем, что научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.
Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось в начале.
Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей - научная школа, направление, единомышленники. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием всего ученого сообщества.
Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы», для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.
Смысловая точность и ясность изложения достигается вдумчивым использованием слов и терминов. Не стоит без необходимости вводить в текст слова иностранного происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами. Иногда недобросовестные авторы студенческих работ, стремясь замаскировать бедность мыслей или недостаточную компетентность, придать тексту наукообразие, стараются специально сделать его как можно более непонятным, вводя в него без надобности иностранные слова, запутанные синтаксические конструкции, канцеляризмы. Все это только ухудшает впечатление от работы.
Нужно по возможности избавляться и от оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный в контексте вашей работы смысл. Например, часто бывает, что за туманными словами «вполне очевидно» скрывается просто неумение автора внятно аргументировать то, что кажется ему столь «очевидным». Иногда неопределенность тексту придает непродуманный порядок слов в предложении или словосочетании. В предложении «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» нет ошибки, но из него совершенно непонятно, кто кого обслуживает - автоматы людей или наоборот. Чтобы в вашем тексте не возникали подобные несуразности, старайтесь вдумчиво перечитывать несколько раз каждое предложение.
В тексте не должно быть многословия, смыслового дублирования, тавтологий. Его не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, ненужными, паразитарными по своей природе повторами. Не стоит употреблять в тексте слова и термины, точное значение которых автору неизвестно.