Другие способы семантизации термина
Помимо собственно дефиниций, существуют и другие способы определения значения (семантизации) термина:
1. Описание устройства, структуры и т. д. (Пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основания пирамиды, точки, не лежащей в плоскости основания, – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания; Акваланг – снаряжение водолаза, представляющее собой запас сжатого воздуха, накаченного в прочные стальные баллоны).
2. Описание основных свойств (Просо имеет соцветие-метелку. Стебли проса не только кустятся, но и ветвятся. Просо – крупяная культура. Ее называют пшеном. Просо – теплолюбивая культура и хорошо переносит засуху).
3. Указание на использование, применение обозначенного предмета (Генератор – устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую энергию; Компас – прибор для определения сторон горизонта).
4. Описание процесса, обозначенного термином (Зондирование – введение резиновой трубки зонда в полость желудка и двенадцатиперстной кишки для получения желудочного и кишечного соков; Пикировка – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью колышка, напоминающего пику).
5. Приведение синонимов, антонимов, словообразовательных связей термина.
6. Формульное описание (Объем тела – v = mρ, где m – масса, ρ – плотность; Число Авогадро – Na = 6,02 . 1028 моль-1). Нередкоформульное описание сочетается с вербальной (словесной) дефиницией. Более всего этохарактерно для химических терминов.
7. Рисунки, чертежи, диаграммы, графики и т. п.
à Приведение дефиниций обсуждаемых научных понятий – необходимый компонент любой научной работы. Поскольку в науке нередко существуют разные научные школы, подходы, научные концепции, то один и тот же термин (понятие) может иметь разные дефиниции (определения). Поэтому в студенческой работе рекомендуется начинать обсуждение теоретических проблем с приведения тех дефиниций основных рассматриваемых понятий, на которые автор собирается опираться в ходе исследования.
Вводя каждый новый термин (понятие) в текст работы, также желательно приводить его дефиницию или использовать другие способы определения данного научного понятия.
2.1.5. Глагольно-именные обороты, синонимичные отдельным
словам
Для научных текстов характерно употребление глагольно-именных оборотов (с предлогом или без предлога), расчлененно называющих действие: иметь значение (значить, означать), вносить коррективы (корректировать), прийти в соприкосновение (соприкоснуться / соприкасаться), иметь отличие (отличаться), оказывать воздействие (воздействовать), иметь сходство (походить на что…), оказывать влияние (влиять), дать характеристику (охарактеризовать), дать подтверждение (подтвердить), подвергнуться распаду (распасться), выпасть в осадок (осесть), иметь место (иметься), подвести итоги (подытожить) и др.
à Распространенной ошибкой в студенческих работах является использование слов с разговорной стилистической окраской, которые неуместны в научном стиле (ребята), и оценочных слов, которые ничего не прибавляют к раскрытию фактического содержания вопроса и противоречат требованию точности и абстрактности научного стиля (замечательно, потрясающе, здорово и т. п.).
К типичным лексическим ошибкам относится смешение похожих, но не одинаковых по значению слов (паронимов): драматичный – драматический, поэтичный – поэтический, экологичный – экологический, экономия – экономика и т. п. Правильность употребления таких слов желательно проверить по словарю.
Морфология
Морфологические особенности научного текста связаны со свойствами отдельных частей речи. В наибольшей степени они проявляются в сфере имен существительных, имен прилагательных, местоимений, глаголов и глагольных форм.
Имя существительное
Для научного стиля характерно употребление формы множественного числа существительных, которые в общелитературных текстах употребляются только в форме единственного числа (масла, резины, полыни, кислоты, стали, климаты, длины, частоты, величины, глины, соли, температуры, пески и т. п.).
С другой стороны, существительные единственного числа могут употребляться для обозначения целого ряда предметов, при этом они приобретают обобщенный характер: Дополнение – второстепенный член предложения; Ель относится к отряду хвойных; Глаз является органом зрения и т. п. Названия растений, животных, рыб, птиц используются в естественнонаучных текстах почти исключительно в форме множественного числа.
Имя прилагательное
Для научного текстахарактерноупотребление кратких прилагательных для обозначения не временного признака (как в общелитературном языке), а постоянного: Третичные алкоголи изомерны; Клетки бедны протоплазмой; Газ легок;Белкисложны и т. п.
Имя числительное
Основные трудности при использовании числительных состоят в правильном оформлении разных форм числительных.
Местоимение
В научных текстах практически не употребляются личные местоимения 1-го и 2-го лица (я, мы, ты, вы). Исключение составляет так называемое авторское мы (Мы выбрали эту тему потому, что…; Мы рассматриваем…; Мы доказываем…; Мы считаем… и т. п.) и мы совокупности, как бы объединяющееавтора и того, к кому он обращается(Мы возьмем…; Мы рассмотрим…; Мы докажем…; Мы видим…).
à Типичной ошибкой студенческих работ является использование в научном тексте личного местоимения я (Я рассмотрела…, Я доказал, Я считаю…).Такие конструкциидолжны быть заменены конструкциями с местоимением мыили пассивным оборотом (Мы рассмотрели…, Нами рассмотрено…).
Для научных текстов весьма характерны местоимения, перешедшие в этот разряд слов из прилагательных и причастий: данный, известный, соответствующий, определенный и т. п.
Глагол
Широко используются формы настоящего времени глаголов для обозначения постоянного признака: Углерод составляет самую важную часть растения; Масло хорошо растворяется в алкоголе; Кислоты проводят электричество; Тридцать делится на два; Волга впадает в Каспийское море и т. п.
В научных текстах преобладают глаголы в форме 3-го лица (действует, считается, спрягается, понимают, происходит и т. п.). Формы 2-го лица практически не используются. Форма 1-го лица употребляется редко и только во множественном числе. Такие формы часто используются без местоимения (Возьмем немного азотной кислоты…; Получим…; Рассмотрим этот факт подробнее…; Докажем, что…).
Союзы и союзные слова
Союзы и союзные слова используются для указания связей между элементами предложения и текста в целом. В научных текстах наиболее распространены такие средства связи, которые указывают на причинно-следственные, условные, уступительные, сопоставительные и подобные отношения, т. е. помогают выявить логику научного изложения (если…, то; поскольку…, постольку; потому; поэтому, в связи с тем, что…; откуда, отсюда, из чего, из этого следует, вытекает и т. п.); …хотя и…, но…; для того, чтобы…; несмотря на то, что...; как…, так и; не только, …но и; не столько…, сколько; если не…, то и др.
Предлоги
В научных текстах регулярно используются производные предлоги (в течение, в продолжение, в результате, по причине, в соответствии с …, в отличие от…, в связи с…, по отношению к… и др.). Нужно запомнить, какого падежа они требуют: благодаря чему(не чего), согласно чему (не чего), вопреки чему, вследствие чего, ввиду чего, (см. также с. 34-35).
Синтаксис
Общей особенностью синтаксиса научных текстов является то, что в них союзные предложения преобладают над бессоюзными, так как именно с помощью союзов отношения между частями предложения выражаются однозначно.
2.3.1. Согласование определения и определяемого слова
В научных текстах часто используются определения, которые служат для характеристики объекта. При этом существует проблема выбора правильной формы определения в зависимости от формы определяемого слова.
Приведем типичные примеры правильного согласования определения и определяемого слова (полужирным шрифтом выделены согласуемые слова):
1) вещество оксид серебра, рассмотренное в предыдущем параграфе…;
2) известный профессор В.А. Белошапкова, но профессор В.А. Белошапкова, известная трудами по синтаксису…;
3) два русскихписателя, три построенных предложения; но построенные три предложения;
4) две написанныхглавы / две написанные главы (при сущ. ж.р.);
5) изменяемые существительное и прилагательное; поставленные цель и задачи; для изменяемого существительного или прилагательного;
6) синтетический и аналитический подходы; ни тот, ни другой вариант; первый и второй аргумент.
à Типичная ошибка встречается при использовании сложных предложений с придаточными определительными, присоединяемыми к главному предложению словом который, например:
Аналогичные результаты были получены в ходе эксперимента, которые подтвердили первоначальную гипотезу.
При правильном построении таких предложений слово который должно примыкать к определяемому слову, например:
Аналогичные результаты, которые были получены в ходе эксперимента, подтвердили первоначальную гипотезу.
Пассивные конструкции
Для синтаксиса научных текстов характерно широкое использование страдательных (пассивных конструкций): Нами было отмечено…; Нами показано….Эти конструкции характеризуются тем, что в них на первый план выдвигается само действие, а не его производитель.
Распространены конструкции с возвратно-безличными формами глаголов: Нам представляется…; Нам казалось… .
Типичны для научного текста предложения с модальными словами (можно, нужно, надо, нельзя и др.) и инфинитивом, с безличными глаголами и словами категории состояния: Не нужно думать, что…; Можно предположить…; Принято считать… .
à Подобные конструкции необходимы для придания изложению большей логичности, связности, демонстрации авторского отношения к описываемому вопросу.
Вводные слова и предложения
В научных текстах в первую очередь используются те вводные слова, которые характеризуют:
1) порядок следования частей (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, следовательно, стало быть и т. п.);
2) отношение автора к достоверности сообщаемого (по-видимому, вероятно, возможно, может быть, по предположению, безусловно, без всякого сомнения и т. п.);
3) источник рассматриваемого положения (согласно теории…, как утверждает…, как сказано в…, как отметил …, по нашему мнению, по мнению…, по…) и т. п.
В роли вводного в научных текстах широко используется слово далее, указывающее на логику мыслительного процесса.
à Использование вводных слов и предложений, как и пассивных конструкций, является одним из эффективных средств демонстрации логики рассуждения и выражения авторской позиции.