Язык и стиль курсовых и дипломных работ

Общая характеристика

à Одной из важных характеристик курсовой и дипломной работы является то, как их автор владеет стилем научного изложения, научным стилем речи. Поэтому прежде чем приступить к непосредственному написанию текста работы, повторите основные особенности научного стиля: о них говорится в этом разделе пособия. Обращайтесь к этим материалам в процессе работы, и они помогут вам правильно выбрать нужные языковые средства и грамотно построить описание рассматриваемых объектов, понятий, проблем, фактов. Отбор слов, выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций, порядок слов в предложении и предложений в тексте – все должно соответствовать научному стилю. Каковы же его основные характеристики?

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме. Его типичные жанры – научные монографии, научные статьи, диссертации, тезисы, рефераты, различные виды учебной и учебно-научной литературы, а также дипломные и курсовые работы. В устной форме научный стиль используется в научных докладах, выступлениях на научных конференциях, лекциях.

à Прочитайте отрывки из нескольких монографий, научных статей, учебников. Внимательно послушайте лекции ваших преподавателей. Обратите внимание на стиль изложения и используемые языковые средства. Что объединяет все эти тексты, и чем они различаются?

Своеобразие научного стиля (как и других функциональных стилей русского литературного языка) создают две группы свойств: языковые (лингвистические) и внеязыковые (экстралингвистические). При написании дипломной работы необходимо учитывать эти свойства.

Языковые свойства научного стиля

Языковые свойства научного стиля можно рассмотреть на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.

Лексика

Основные особенности лексики научных текстов состоят в следующем: 1) использование специальной лексики, 2) использование глагольно-именных оборотов, синонимичных отдельным словам, 3) большое количество абстрактных существительных, 4) отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной стилистической окраской, 5) отсутствие эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики.

Специальная лексика в научных текстах

Важнейшей особенностью лексического состава научных текстов является использование большого количества специальной лексики. В рамках специальной лексики можно выделить три основных группы:

общенаучная лексика, т. е. специальные слова, которые могут использоваться в любом научном тексте (процесс, явление, система, фактор, состав, структура, зависимость, свойство, классификация, признак и т. п.);

общеотраслевая терминология, т. е. специальные слова, которые могут употребляться в текстах смежных научных дисциплин, например, физики и математики, физики и астрономии, географии и биологии, истории и географии, языкознания и литературоведения и др. (формула, уравнение, закон, скорость; климатический пояс, природная зона, раса; метафора, сюжет, мотив, композиция и т.п.);

отраслевая терминология, т. е. термины конкретной научной области, которые используются только в ней (подлежащее, спряжение, фонема – языкознание; биссектриса, кривая, трапеция, множество – математика; хромосомы, малокровие, геном, мимикрия – естествознание и т. п.).

Термины

Именно термины являются главным средством передачи того специального знания, изложению которого посвящен любой научный текст. Каждая естественная наука, как заметил еще А. Лавуазье, складывается из ряда фактов, составляющих ее содержание; из представлений, высказываемых учеными; из терминов, которыми эти представления выражаются. Следовательно, нельзя отделить ни науку от терминологии, ни терминологию от науки. Поэтому один из важных критериев оценки дипломной работы состоит в определении уровня владения ее автором понятийно-терминологическим аппаратом, т. е. того, насколько правильно и уместно употребляются в работе термины данной области знания. Чтобы работа была терминологически корректной, необходимо иметь представление об основных свойствах термина.

Термин является важнейшим структурным элементом научного текста. Термин – это особая языковая единица, которая, с одной стороны, как и любое слово, является частью языковой системы, а с другой – относится к системе научных понятий определенной научной сферы, является «минимальным носителем научного знания» [Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки: На материале лингвистики. М., 1987. С. 7]. Поэтому, чтобы правильно использовать термин, нужно знать его языковые особенности и четко представлять то научное содержание, которое в нем заключено.



Наши рекомендации