Личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока
Мониторинг
- Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Умело чередует фазы деятельности учеников, например умственной деятельности с паузами отдыха.
- Положительно влияет на учеников (не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и собственный опыт учащихся.
- Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
- Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
- Планирует дифференцированные домашние задания.
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке учитель использует формы продуктивного обучения:
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).
- Полилогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности (формы кооперативного обучения, чередования индивидуальной и групповой видов работы).
- Чередования форм работы, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Анкета мониторинга урока для учеников (№2)
Что мне было интересно? | Что мне было не интересно? |
Чему я научился/лась? | Что я не понял/ла? |
Над чем я хочу работать дальше?
Что об этой теме я ещё хочу узнать?
Экспертная карта
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
Класс _________ Предмет ________________Учитель__________________________
Тема____________________________________________________________________
№ | Примечание | Баллы | |
1. | Основные цели урока:образовательная, развивающая. воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | ||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | ||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1 | Ориентация на новые образовательные результаты | ||
4.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД | ||
4.3 | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) | ||
5. | Содержание урока: | ||
5.1 | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. | ||
5.2 | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
5.3 | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. | ||
5.4 | Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. | ||
6. | Методика проведения урока: | ||
6.1 | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. | ||
6.2 | Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера(«прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | ||
6.3 | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. | ||
6.4 | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). | ||
6.5 | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.6 | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. | ||
6.8 | Осуществление обратной связи ученик-учитель. | ||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |||
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | ||
6.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения | ||
6.11 | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен | ||
6.12 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
7. | Психологические основы урока: | ||
7.1 | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития | ||
7.2 | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. | ||
7.3 | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | ||
7.4 | Наличие психологических пауз и разрядки Эмоциональная атмосфера урока. | ||
8. | Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. | ||
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона). | |||
Итого: | |||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует; 1 - проявляется частично; 2- присутствует в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов. |
Принцип № 1
Доброжелательность. Это основа любого эффективного общения, в том числе педагогического. Посещая уроки коллег, или принимая их у себя на уроке, всегда помните об этом.
Принцип № 2
Четкое представление цели посещения урока. Ответьте для себя на вопрос: «Зачем я иду на урок к своему коллеге?» Или спросите коллегу с какова цель его посещения.
Принцип № 3
Видеть в уроке больше положительного. Прежде чем высказывать несогласие, недовольство каким либо шагом вашего коллеги, задайте ему вопросы, вполне вероятно, что ваше отношение к неясным моментам изменится, смысл каждого конкретного действия учителя на уроке станет ясен.
Принцип № 4
Конструктивное общение. Обсуждая урок, помните о том, что его нужно не критиковать, а усовершенствовать, сделать лучше. Диалог во время анализа урока – это способ совершенствования урока.
Принцип № 5
Неудача – это хорошо. Неуспехи, неудачные моменты на отдельных этапах урока – это не повод для паники, это лишь толчок и сигнал к тому, что нужно вносить какие-то изменения. Не получилось сегодня – получится завтра.
Принцип № 6
Компетентность. Будьте компетентны как учитель, проводящий урок и как коллега, посещающий урок.
Принцип № 7
Извлечение педагогического опыта. Из любого занятия, удачного или не очень, всегда найдется что извлечь. Это «что-то» может быть как положительным, так и отрицательным. Но это «что-то» всегда должно быть.
Анализ инновационного урока
Самоанализ урока
Характеристика класса
· Межличностные отношения (лидеры, аутсайдеры, круги желаемого общения и т.п.)
· Особенности биологического развития (в частности, особенности высшей нервной деятельности: заторможенность, возбудимость и т.п.)
· Особенности психологического развития (интеллектуальная, волевая, эмоциональная сферы, уровень развития познавательного интереса, установки на учение)
· Анализ подготовленности (пробелы в фактических ЗУН-ах, дефекты в привычках и культуре поведения)
· Анализ дидактических и воспитательных воздействий школы, семьи, сверстников, внешкольной среды
Нет необходимости всякий раз давать подробную характеристику класса, но, планируя работу, мы все равно эту характеристику учитываем и поэтому с ее помощью можно объяснить, присутствующим на уроке, почему с разными учениками или в различных классах применялись те или иные методы и приемы работы.
Анализ внешних связей урока
· Место урока в разделе (теме)
· Характер связи с предыдущими и последующими уроками
2. Характеристика триединой дидактической цели урока (с опорой на характеристику класса)
· Обучающей
· Развивающей
· Воспитательной
Оценка КРУ
· Оценка качества знаний, умений, навыков
· Определение разрыва между ТЦУ и КРУ (причины)
· Выводы и самооценка, необходимая корректировка
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
« Если мы будем учить сегодня так,
Мониторинг
- Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Умело чередует фазы деятельности учеников, например умственной деятельности с паузами отдыха.
- Положительно влияет на учеников (не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и собственный опыт учащихся.
- Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
- Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
- Планирует дифференцированные домашние задания.
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке учитель использует формы продуктивного обучения:
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).
- Полилогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности (формы кооперативного обучения, чередования индивидуальной и групповой видов работы).
- Чередования форм работы, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Анкета мониторинга урока для учеников (№2)
Что мне было интересно? | Что мне было не интересно? |
Чему я научился/лась? | Что я не понял/ла? |
Над чем я хочу работать дальше?
Что об этой теме я ещё хочу узнать?
Экспертная карта
личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока
Дата________Класс_____Урок_____Предмет_______________Учитель_________________
Содержание | ||
1. Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям | 2 1 0 | По сложности материал не соответствует возрастным особенностям |
2. Учитель привлекает учащихся к определению целей урока. | 2 1 0 | Учитель не привлекает учащихся к определению целей урока. |
3. Учитель привлекает учащихся к взаимооцениванию | 2 1 0 | Учитель не привлекает учащихся к взаимооцениванию |
4. Учитель формирует у учащегося умение критериального оценивания | 2 1 0 | Учитель не формирует у учащегося умения критериального оценивания |
5. Учитель воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость суждений | 2 1 0 | Учитель не воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость |
Методика | ||
6. Хорошая мотивировка учащихся | 2 1 0 | Мотивация учащихся не обеспечена |
7. Широкий спектр заданий развивающего характера | 2 1 0 | Задания развивающего характера отсутствуют |
8. Использование знаково-символического моделирования | 2 1 0 | Знаково-символические модели не используются |
9. Адекватность познавательной визуализации (наглядности) | 2 1 0 | Наглядность урока не учитывает специфику восприятия учащихся |
10. Активно используется самостоятельная работа | 2 1 0 | Самостоятельная работа на уроке отсутствует |
11. Учитель использует на уроке групповые формы работы | 2 1 0 | Учитель не использует на уроке групповые формы работы |
12. Частое использование моментов рефлексивного анализа | 2 1 0 | Рефлексия на уроке отсутствует |
13. Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока | 2 1 0 | Логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано |
14. Оптимальный для учащихся темп урока | 2 1 0 | Темп урока абсолютно не учитывает особенности учащихся |
15. Часто используются ситуации диалога, обмена мнений | 2 1 0 | На уроке присутствует только диалог типа «вопрос-ответ» |
16. На уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся | 2 1 0 | Учитель не учитывает особенности учащихся, ориентируется на среднего ученика |
17. На уроке постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся | 2 1 0 | Учащиеся на уроке боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить порицание |
Учащийся на уроке | ||
18. Уровень познавательной активности высокий | 2 1 0 | Уровень познавательной активности низкий |
19. Адекватность ответов | 2 1 0 | Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала |
20. Учитель следит за развитием самостоятельной монологической речи учащихся | 2 1 0 | Учитель не ведет работу по формированию монологической речи учащихся |
Деятельность педагога | ||
21. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися | 2 1 0 | Полное отсутствие сотрудничества |
22. Умение учителя слушать и слышать учащихся | 2 1 0 | Неумение слушать и слышать учащихся |
23. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности | 2 1 0 | Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе опера |
Балльные оценки:2 – реализован полностью; 1 - реализован частично; 0 – не реализован. |
Эу=Х/46*100% (Х – сумма баллов)
Матричная таблица анализа урока
Ф.И.О. учителя | |||
Дата | |||
Класс | |||
Предмет | |||
Тема | |||
Параметры наблюдения | Баллы | ||
Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных | |||
Оптимальный отбор учебного материала | |||
Логика построения урока, обоснованное соотношение его частей | |||
Создание познавательной атмосферы урока, формирование познавательных УУД | |||
Организация учебной деятельности учащихся, формирование коммуникативных, личностных УУД | |||
Развитие мотивационной сферы учащихся. Формирование регулятивных, личностных УУД, ценностного подхода к содержанию изучаемого материала | |||
Реализация принципов личностно ориентированного подхода в организации обучения | |||
Роль учителя на уроке; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества | |||
Контроль и коррекция знаний | |||
Совпадение поставленных задач и их содержательной реализации. Результативность, подведение итогов урока | |||
Средний балл | |||
Ф.И.О. проверяющего |
Эу=Х/40*100% (Х – сумма баллов)