Личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока

Мониторинг

  • Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  • Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  • Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  • Умело чередует фазы деятельности учеников, например умственной деятельности с паузами отдыха.
  • Положительно влияет на учеников (не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  • Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  • Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и собственный опыт учащихся.
  • Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
  • Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
  • Планирует дифференцированные домашние задания.
  • Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  • Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  • Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  • Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  • Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке учитель использует формы продуктивного обучения:

  • Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
  • Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).
  • Полилогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
  • Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  • Коллективной мыслительной деятельности (формы кооперативного обучения, чередования индивидуальной и групповой видов работы).
  • Чередования форм работы, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Анкета мониторинга урока для учеников (№2)

Что мне было интересно? Что мне было не интересно?
Чему я научился/лась? Что я не понял/ла?

Над чем я хочу работать дальше?

Что об этой теме я ещё хочу узнать?

Экспертная карта

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

Класс _________ Предмет ________________Учитель__________________________

Тема____________________________________________________________________

  Примечание Баллы
1. Основные цели урока:образовательная, развивающая. воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?    
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.    
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?    
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:    
4.1 Ориентация на новые образовательные результаты    
4.2   Нацеленность деятельности на формирование УУД    
4.3   Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)    
5. Содержание урока:    
5.1 Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.    
5.2 Соответствие содержания урока требованиям программы.    
5.3 Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.    
5.4 Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.    
6. Методика проведения урока:    
6.1 Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.    
6.2 Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера(«прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)    
6.3 Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.    
6.4 Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).    
6.5 Применение диалоговых форм общения.    
6.6 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.    
6.8 Осуществление обратной связи ученик-учитель.    
    Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.    
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.    
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения    
6.11 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен    
6.12 Формирование навыков самоконтроля и самооценки.    
7. Психологические основы урока:    
7.1 Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития    
7.2 Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.    
7.3 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности    
7.4 Наличие психологических пауз и разрядки Эмоциональная атмосфера урока.    
8. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.    
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).    
Итого:  
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует; 1 - проявляется частично; 2- присутствует в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов.

Принцип № 1





Доброжелательность. Это основа любого эффективного общения, в том числе педагогического. Посещая уроки коллег, или принимая их у себя на уроке, всегда помните об этом.

Принцип № 2

Четкое представление цели посещения урока. Ответьте для себя на вопрос: «Зачем я иду на урок к своему коллеге?» Или спросите коллегу с какова цель его посещения.

Принцип № 3

Видеть в уроке больше положительного. Прежде чем высказывать несогласие, недовольство каким либо шагом вашего коллеги, задайте ему вопросы, вполне вероятно, что ваше отношение к неясным моментам изменится, смысл каждого конкретного действия учителя на уроке станет ясен.

Принцип № 4

Конструктивное общение. Обсуждая урок, помните о том, что его нужно не критиковать, а усовершенствовать, сделать лучше. Диалог во время анализа урока – это способ совершенствования урока.

Принцип № 5

Неудача – это хорошо. Неуспехи, неудачные моменты на отдельных этапах урока – это не повод для паники, это лишь толчок и сигнал к тому, что нужно вносить какие-то изменения. Не получилось сегодня – получится завтра.

Принцип № 6

Компетентность. Будьте компетентны как учитель, проводящий урок и как коллега, посещающий урок.

Принцип № 7

Извлечение педагогического опыта. Из любого занятия, удачного или не очень, всегда найдется что извлечь. Это «что-то» может быть как положительным, так и отрицательным. Но это «что-то» всегда должно быть.

Анализ инновационного урока

Самоанализ урока

Характеристика класса

· Межличностные отношения (лидеры, аутсайдеры, круги желаемого общения и т.п.)

· Особенности биологического развития (в частности, особенности высшей нервной деятельности: заторможенность, возбудимость и т.п.)

· Особенности психологического развития (интеллектуальная, волевая, эмоциональная сферы, уровень развития познавательного интереса, установки на учение)

· Анализ подготовленности (пробелы в фактических ЗУН-ах, дефекты в привычках и культуре поведения)

· Анализ дидактических и воспитательных воздействий школы, семьи, сверстников, внешкольной среды

Нет необходимости всякий раз давать подробную характеристику класса, но, планируя работу, мы все равно эту характеристику учитываем и поэтому с ее помощью можно объяснить, присутствующим на уроке, почему с разными учениками или в различных классах применялись те или иные методы и приемы работы.

Анализ внешних связей урока

· Место урока в разделе (теме)

· Характер связи с предыдущими и последующими уроками

2. Характеристика триединой дидактической цели урока (с опорой на характеристику класса)

· Обучающей

· Развивающей

· Воспитательной

Оценка КРУ

· Оценка качества знаний, умений, навыков

· Определение разрыва между ТЦУ и КРУ (причины)

· Выводы и самооценка, необходимая корректировка

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности     Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия  
Деятельность учителя Деятельность обучающихся  
   
  Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

« Если мы будем учить сегодня так,

Мониторинг

  • Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  • Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  • Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  • Умело чередует фазы деятельности учеников, например умственной деятельности с паузами отдыха.
  • Положительно влияет на учеников (не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  • Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  • Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин) и собственный опыт учащихся.
  • Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
  • Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
  • Планирует дифференцированные домашние задания.
  • Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  • Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  • Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  • Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  • Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке учитель использует формы продуктивного обучения:

  • Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
  • Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).
  • Полилогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
  • Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  • Коллективной мыслительной деятельности (формы кооперативного обучения, чередования индивидуальной и групповой видов работы).
  • Чередования форм работы, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Анкета мониторинга урока для учеников (№2)

Что мне было интересно? Что мне было не интересно?
Чему я научился/лась? Что я не понял/ла?

Над чем я хочу работать дальше?

Что об этой теме я ещё хочу узнать?

Экспертная карта

личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока

Дата________Класс_____Урок_____Предмет_______________Учитель_________________

Содержание
1. Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям 2 1 0 По сложности материал не соответствует возрастным особенностям
2. Учитель привлекает учащихся к определению целей урока. 2 1 0 Учитель не привлекает учащихся к определению целей урока.
3. Учитель привлекает учащихся к взаимооцениванию 2 1 0 Учитель не привлекает учащихся к взаимооцениванию
4. Учитель формирует у учащегося умение критериального оценивания 2 1 0 Учитель не формирует у учащегося умения критериального оценивания
5. Учитель воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость суждений 2 1 0 Учитель не воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость
Методика
6. Хорошая мотивировка учащихся 2 1 0 Мотивация учащихся не обеспечена
7. Широкий спектр заданий развивающего характера 2 1 0 Задания развивающего характера отсутствуют
8. Использование знаково-символического моделирования 2 1 0 Знаково-символические модели не используются
9. Адекватность познавательной визуализации (наглядности) 2 1 0 Наглядность урока не учитывает специфику восприятия учащихся
10. Активно используется самостоятельная работа 2 1 0 Самостоятельная работа на уроке отсутствует
11. Учитель использует на уроке групповые формы работы 2 1 0 Учитель не использует на уроке групповые формы работы
12. Частое использование моментов рефлексивного анализа 2 1 0 Рефлексия на уроке отсутствует
13. Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока 2 1 0 Логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано
14. Оптимальный для учащихся темп урока 2 1 0 Темп урока абсолютно не учитывает особенности учащихся
15. Часто используются ситуации диалога, обмена мнений 2 1 0 На уроке присутствует только диалог типа «вопрос-ответ»
16. На уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся 2 1 0 Учитель не учитывает особенности учащихся, ориентируется на среднего ученика
17. На уроке постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся 2 1 0 Учащиеся на уроке боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить порицание
Учащийся на уроке
18. Уровень познавательной активности высокий 2 1 0 Уровень познавательной активности низкий
19. Адекватность ответов 2 1 0 Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала
20. Учитель следит за развитием самостоятельной монологической речи учащихся 2 1 0 Учитель не ведет работу по формированию монологической речи учащихся
Деятельность педагога
21. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися 2 1 0 Полное отсутствие сотрудничества
22. Умение учителя слушать и слышать учащихся 2 1 0 Неумение слушать и слышать учащихся
23. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности 2 1 0 Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе опера
Балльные оценки:2 – реализован полностью; 1 - реализован частично; 0 – не реализован.

Эу=Х/46*100% (Х – сумма баллов)

Матричная таблица анализа урока

Ф.И.О. учителя
Дата
Класс
Предмет
Тема
Параметры наблюдения Баллы
Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных      
Оптимальный отбор учебного материала      
Логика построения урока, обоснованное соотношение его частей      
Создание познавательной атмосферы урока, формирование познавательных УУД      
Организация учебной деятельности учащихся, формирование коммуникативных, личностных УУД      
Развитие мотивационной сферы учащихся. Формирование регулятивных, личностных УУД, ценностного подхода к содержанию изучаемого материала      
Реализация принципов личностно ориентированного подхода в организации обучения      
Роль учителя на уроке; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества      
Контроль и коррекция знаний      
Совпадение поставленных задач и их содержательной реализации. Результативность, подведение итогов урока      
Средний балл      
Ф.И.О. проверяющего      

Эу=Х/40*100% (Х – сумма баллов)

Наши рекомендации