Обработка результатов теста.
Показатели методики:
1. Устойчивость внимания (считается, если экспериментатор фиксировал каждую минуту)
Внимание считается устойчивым, если разница в просмотренных знаках в каждую минуту не больше 20.
Если колебания больше 20 знаков – неустойчивость внимания.
2.концентрация Нарушение концентрации внимания смотрится по количеству ошибок.
Норма для здорового человека до 15 ошибок в КП с нормальным распределением (в первой части большая часть ошибок, во второй – меньшее количество)- это говорит о врабатываемости (испытуемый усвоил навык и делает во второй части меньше ошибок).
Ошибкой считается :
Пропуск буквы
Отметка другой буквы
Спутал что обводить, а что зачеркивать
Грубой ошибкой является пропуск целой строки - это проблемы с концентрацией внимания ( испытуемый пропустил строку и не заметил).
1. Если ошибок больше нормы, но распределение правильное - это говорит о том, что концентрация внимания нарушена, но есть элементы врабатываемости.
2. количество ошибок меньше нормы, а распределение неправильное – это элемент утомляемости (истощаемости). В заключении «концентрация внимания в норме, но есть элементы утомляемости (истощаемости)», особенно если это подтверждалось в других пробах.
3. количество ошибок больше нормы и распределение неправильное – однозначно истощаемость психических процессов.
4. количество ошибок меньше нормы, но ошибки одинаково распределены (например 5 и 5) отсутствует истощаемость психических процессов, концентрация не нарушена, но нет врабатываемости, то можно подозревать здоровую психику, но некоторую ригидность психических процессов, может быть при эпилепсии, органика в ремиссии, шизофрения в ремиссии.
3. переключаемость. Считаются только те ошибки, когда испытуемый перепутал инструкцию и обвел не ту цифру или зачеркнул не ту цифру. Если таких ошибок 5, больше 5 (середина пробы или конец)- нарушена переключаемость внимания.
Норма до 5 ошибок в первой половине пробы.
4. истощаемость (врабатываемость) – смотрится кривая работоспособности.
1. уменьшение количества знаков с каждой минутой по гиперстеническому (колебания работоспособности, но к концу пробы количество просматриваемых знаков уменьшается) или гипостеническому (планомерное нарастание ошибок и снижение работоспособности).
2. колебания работоспособности есть, а ухудшения работоспособности нет (чаще при этом нормальное распределение ошибок) нет снижения просматриваемых знаков к концу пробы.
коэффициент утомляемости – это отношение продуктивности работы во второй половине пробы к первой (по количеству просмотренных строк и допущенных ошибок);
5. время выполнения задания (учитывается количество пропущенных и не правильных ответов);
Среднее время выполнения задания для здоровых людей 7-8 минут.
Если испытуемый выполняет быстрее нормы (7-8 мин), то у него выявляется быстрый темп психомоторных реакций. Если медленнее - низкий/замедленный темп психомоторных реакций.
6. особенность распределения ошибок в поле задания. Проба делится пополам и анализируется количество ошибок в правой и левой половине пробы. Это говорит и асимметрии внимания.
Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова
Фамилия__________________Имя________________Возраст__________Дата________
Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова
Ключ
0334982226377917966034177274623025163998 9
6188379635517809506188051941659295736410 3
5058157501947031026625345492069117805907 6
7383131850554396282066318614377001694132 6
6083772273492947609609664106941659301236 8
9195064240668828523178097046021759557086 7
0547743880456127130274193840079518609724 9
6154450649365146732108651702251627783593 8
8273508751013394790661084576797213574741 6
0169610837329976968733105149358966370168 2
8064597072881558581178049311198548659688 4
6901753206532911868944737145963000597343 6
9023543959692404301805609296112629541785 9
3572213808690425521567462855468800757458 9
0871796470033195596637258516963158823566 3
8735706799835227093102597728248337941233 8
6310020374923098566166513508676992148789 5
6900053639748101475287992617339407356140 6
2134407618027371580840351975251684670832 8
9393428617756337082695679738012569382870 5
2970350579437108167395616077351982737283 4
6463533312706819687576304285618722653727 7
6672181150498521774247351383477088127674 9
5499508884286319038027951288757545092375 7
1153086574990888428631922795128875760698 6
3701786293291316835948431675156506923701 5
2203577940819259933617503817295543758528 7
7002339483052381697066929465305088861292 7
4166898040832196605253386772530259845985 7
4729266547033809574272233580518609709565 8
4421357269713363607997108987612083697526 6
7130283178634785970115629342797367850971 5
4331691800350002549399913188565850157357 3
5406335582366219368847724879681039765914 7
3018523419272337602894108310455507661385 7
2970350479432717802931991190757620821266 8
2831786590919125443865790336817725199212 7
2571416754517638566109810268306298999205 6
4112597757763248788456790504530760272473 9
1113553251470748175029148372785049327613 8
Итого 369 цифр
3. Тема «Память»;
Слов
ИНСТРУКЦИЯ:
1 этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же ЗАПИШИТЕ столько слов, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Инструкция понятна?»
Испытуемые записывают слова на листок, после чего закрывают их тетрадкой, либо складывают листок таким образом, чтобы написанные слова были не видны.
2 этап: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их – и те, которые вы уже записывали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже БЕЗ КАКИХ- ЛИБО ИНСТРУКЦИЙ.
3 этап: «Еще раз»
Слова для предъявления:
1 Дом
2 Звук
3 Мел
4 Шкаф
5 Конь
6 Сор
7 Вещь
8 Спорт
9 Тень
10 Лен
Через 30 минут, попросить вспомнить слова.
Интерпретация:
Методика исследует механическую непосредственную память.
· - Здоровые испытуемые во время первого воспроизведения называют 5-7 слов, к третьему повторению воспроизводят 10 слов и при последующих повторениях удерживается на 10 словах.
· - повторяющиеся «лишние слова» встречаются у больных, страдающих органическими заболеваниями мозга, иногда при шизофрении в период медикаментозной терапии, перед началом синдрома расстройства сознания;
· -у детей «лишние слова» встречаются в состоянии расторможенности.
· - если испытуемый ко второму разу воспроизвел 8 – 9 слов, а далее после каждой пробы все меньше и меньше слов, то возможно ослабление активного внимания, выраженная утомляемость.
· - Если после воспроизведения как в норме к 3-4 разу 9-10 слов, испытуемый не удерживает данное количество слов, то это признак эмоционально – волевой недостаточности, нарушения сохранения информации.
· - у невротиков более выражен эффект края.
· - долговременная память. Количество слов, воспроизведенных через 30 минут. Норма 7-9 слов.
· - диапазон количества слов: 10-8 слов –норма,
§ 7-6 слов – незначительное снижение,
§ 5-4 слов – умеренное снижение,
§ 3 и менее – выраженное снижение.
4. Тема «Мышление»;