Тема: «Исследование колебания внимания. Исследование концентрации внимания »
Цель –изучить особенности колебания внимания, а также влияние волевого усилия на его периодичность.
Стимульный материал: рисунок фигуры с обратимой перспективой, секундомер – см. приложение 4.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух этапов.
На первом этапе, который длится 3 минуты, испытуемый смотрит на изображение и, когда оно меняется, делает знак экспериментатору (например, ударяет карандашом по столу либо поднимает палец руки, лежащей на столе). Экспериментатор фиксирует длительность каждой фазы (например, видение пирамиды – 1-я фаза, видение туннеля – 2-я фаза; или лица – 1-я фаза, ваза – 2-я фаза).
На втором этапе экспериментатор предлагает испытуемому волевым усилием удерживать на выбор то или иное изображение, если оно меняется, испытуемый также делает знак экспериментатору. Второй этап длится 3 минуты. Экспериментатор фиксирует количество фаз и их длительность.
Инструкция к 1-му этапу.
«Перед Вами рисунок с двойным изображением. Вы будете смотреть на него и сообщать мне, когда изображение будет меняться поднятием пальца руки (либо стуком карандаша по столу)».
Инструкция ко 2-му этапу.
«Сейчас Вы должны волевым усилием удерживать то или иное изображение (на Ваш выбор). Если изображение изменится, поднимите палец руки (или стукните карандашом по столу)».
Обработка и анализ результатов.
1. По каждому этапу подсчитать общее количество 1-й фазы (видение пирамиды или лиц) и 2-й фазы (видение туннеля или вазы).
2. Определить среднюю длительность 1-й фазы и 2-й фазы на первом и втором этапе работы. Сравнить полученные результаты.
3. Полученные результаты занести в таблицу.
1-й этап 2-й этап
Фаза
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 1 Фаза 2
Количество
Средняя длительность
4. Испытуемому изложить данные самонаблюдения: влияние волевого усилия на продолжительность разных фаз, настроение, общее впечатление, усталость, предпочтительность того или иного изображения.
5. Проанализировать, что происходит по мере нарастания утомления и какова, роль волевого усилия.
6. Сделать выводы о влиянии волевого усилия на периодичность колебания внимания.
Стимульный материал для методики «Исследование колебания внимания»
Первый вариант
Второй вариант
Теоретическое обоснование
Концентрация– это степень сосредоточения на одном объекте, одной деятельности, другими словами, уровень (не длительность!) вовлеченности в работу. Концентрация внимания характеризует степень, глубину сосредоточенности на работе. В данном случае поле восприятия резко сужается. Высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и
явлениях значительно больше, чем при других состояниях психики. Кроме того, высокая концентрация позволяет увидеть в предмете или явлении то, что не дается беглому взору. Высокий уровень концентрации определяется также тем, что человек не отвлекается от «своего» предмета, даже если в поле его возможного восприятия появляются другие очень яркие раздражители.
Высокий уровень концентрации часто соседствует с рассеянностью, которая является обратной стороной увлеченности, поглощенности каким-то делом.
Исследование концентрации внимания
Цель - определить уровень концентрации внимания.
Стимульный материал: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Ход выполнения работы.
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.