Исследование объема внимания
Цель –изучение объема внимания, точности пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции.
Стимульный материал: набор из 15 карточек. На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке от 2 до 8 точек; бланк, на котором 15 пустых сеток как на карточках.
Ход выполнения работы.
Экспериментатор показывает по очереди карточки испытуемому, поднимая их на 95–100, а затем быстро опуская. Испытуемый тотчас же после экспозиции должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним. Перед демонстрацией каждой карточки экспериментатор дает сигнал «Внимание!» и через один и тот же интервал (1–2 сек.) после сигнала показывает очередную карточку. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы не помешать испытуемому преждевременным сигналом полностью поставить все точки в предыдущей сетке.
Инструкция.
«На очень короткое время (не более 1 секунды) Вам будут показываться карточки. На каждой из них квадратная сетка из 16 клеток. В клетках точки. Вы должны очень внимательно смотреть на предъявляемые карточки и заметить, сколько точек на карточке и в каких клетках они размещены. После показа каждой карточки Вы должны на своем бланке отметить расположение точек. Если Вы точно помните, сколько точек было на показанной карточке, но не можете вспомнить расположение некоторых их них (например, двух), то поставьте рядом с сеткой два крестика, если трех точек – три крестика и т. д.»
Обработка и анализ результатов.
1. Определить объем внимания испытуемого. Для этого необходимо установить, при каком максимальном количестве точек и крестиков испытуемый начинает неправильно их воспроизводить. При этом необходимо не обращать внимание на правильное расположение точек на карточке испытуемым.
Например, если испытуемый правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну, то его объем внимания нужно принять за пять единиц. Но если испытуемый однократно допустил ошибку на карточке с шестью точками, а с большим количеством точек правильно их воспроизводит, то объем внимания будет не пять единиц, а больше.
2. Определить точность пространственной локализации. Для этого по каждой карточке определить процент правильно воспроизведенных точек испытуемым (здесь учитывается правильность расположения точек) и вычислить средний показатель.
Номер карточки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Процент правильно воспроизведенных точек
3. Сравнить показатель точности пространственной локализации со средним по группе показателем.
Контрольные вопросы:
- Что такое распределение внимания?
- Какие условные количественные показатели используются для измерения устойчивости и концентрации внимания?
- Какая измерительная шкала использована в данном задании?
- Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчивости внимания?
Стимульный материал для методики «Исследование объема внимания»
ТАБЛИЦА 1 ТАБЛИЦА 2
• | |||
• |
• | |||
• | |||
• |
ТАБЛИЦА 3 ТАБЛИЦА 4
• | |||
• | |||
• | • | ||
• | |||
• | |||
• | |||
• |
ТАБЛИЦА 5 ТАБЛИЦА 6
• | • | ||
• | |||
• | |||
• |
• | |||
• | |||
• | • |
Лабораторная работа № 4 Исследование колебания внимания. Исследование концентрации внимания
Теоретическое обоснование
Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые обращается внимание. Колебания внимания отличаются от изменений его устойчивости. Последние характеризуются периодическим повышением или понижением интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряжённым. Колебания же внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определённые моменты переходит от одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.
Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями. Чертёж на рисунке изображает одновременно как бы две фигуры: 1) усечённую пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если с напряжённым вниманием смотреть на этот чертёж, мы последовательно, через определённые промежутки времени, будем видеть то усечённую пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определённые, приблизительно равные промежутки времени, как бы мы ни хотели удержать своё внимание на какой-либо одной из этих двух фигур. Это явление и есть колебание внимания.
В каждый данный момент в сознании человека протекает много психических процессов, различающихся друг от друга по степени своей ясности. Кроме ясных и отчётливых образов предметов, на которые обращено наше внимание, в нём имеются смутные, иногда самые неясные представления или переживания, связанные с раздражителями, на которые в данный момент не обращено наше внимание.
Например, когда мы внимательно слушаем лекцию, мы ясно и отчётливо воспринимаем речь лектора. Но, кроме этого, в каждый данный момент в нашем сознании будет отражаться также и та обстановка, в которой протекает лекция: вид аудитории, лица студентов, слушающих и записывающих лекцию, солнечные блики на полу и т. д. Все эти дополнительные восприятия, конечно, не так ясны, как восприятие слов лектора, но всё же они присутствуют в нашем сознании во время слушания лекции.
Мы можем отметить в нашем сознании также наличие ещё менее ясных представлений, связанных, например, с событиями, предшествовавшими лекции. Даже при самом напряжённом внимании это содержание сознания и соотношение его отдельных элементов постоянно изменяются: слова лектора, на которых только что было сосредоточено наше внимание, станут в какой-то момент восприниматься нами смутно и неясно, а представления о предстоящих после лекции делах отчётливо возникнут в сознании и заполнят его почти целиком.
Колебания внимания объясняются определёнными процессами, происходящими в коре полушарий головного мозга. Напряжённая деятельность определённых нервных клеток не может продолжаться без перерыва с одной и той же интенсивностью. При напряжённой работе, например при чтении, нервные клетки быстро истощаются и нуждаются хотя бы в кратковременном отдыхе для восстановления израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами. Но так как при чтении имеется установка на длительное сохранение внимания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, связанные с процессом чтения, восстановят запас своей энергии. Колебание внимания играет очень большую роль в жизни и деятельности человека. Оно является одним из основных свойств внимания и имеет место даже при самой напряжённой работе. Например, мы с напряжённым вниманием читаем книгу, содержание которой нас захватило так, что мы не можем от неё оторваться. Но если тщательно проанализировать процесс чтения этой книги, то окажется, что наше внимание не всё время направлено исключительно на чтение книги: в известные моменты наступает колебание внимания, мы обращаем его на какие-либо другие мысли, не связанные с процессом чтения.
При этом глаза наши продолжают двигаться по строчкам, т. е. приспособительные движения остаются, но внимание на какой-то краткий момент отвлечено в сторону от содержания книги с тем, чтобы через одну-две секунды вновь возвратиться к нему (но уже в другом месте, а не в том, откуда оно оторвалось), и тогда мы опять продолжаем читать со вниманием.
Колебание внимания в данном случае состоит в том, что на некоторое время оно отходит от того объекта, которым мы заняты, обращается на несколько секунд на какие-либо другие, случайные объекты с тем, чтобы затем опять возвратиться к основному объекту — чтению. Такие колебания внимания в одну-две секунды при чтении книги могут наступать примерно через 30— 40 секунд. После каждого такого колебания мы возвращаемся к чтению книги, потому что заняты организованным процессом чтения, на котором наше внимание сосредоточено на длительный период.
Колебания внимания надо учитывать в организации любой практической деятельности. Так, учебную книгу — для более полного её восприятия и понимания — мы должны читать не один раз, потому что даже при самом напряжённом внимании в процессе однократного прочтения книги мы благодаря колебанию внимания что-то пропускаем. Когда же читаем книгу второй или третий раз, мы открываем в ней новое содержание, новые ситуации, характеры, картины природы, которые не были восприняты при первом чтении. Это как раз те места, которые при первом чтении приходились на моменты колебания внимания.
Когда преподаватель читает лекцию, он учитывает колебания внимания студентов, благодаря которым в лучшем случае они смогут ясно воспринять 85—90% содержания лекции, а остальные 10—15% будут восприняты неясно, так как падут на периоды отвлечения внимания. Чтобы лекция была полноценно воспринята всеми студентами, лектор повторяет отдельные важные и существенные моменты, вновь возвращаясь к тому, что уже было разобрано. Сами же слушатели должны знать, что эти повторения будут иметь место, и использовать их в процессе слушания лекции, восполняя пропущенное при первом слушании.
Во время футбольного матча два футболиста из разных команд сталкиваются у мяча и пытаются отнять его друг у друга, при этом один хочет обмануть другого и обвести мяч вокруг него. В этот момент внимание их напряжено и обращено на восприятие противника и всех его мельчайших движений. Если противник делает попытку двинуться вправо, его партнёр сейчас же делает движение влево, и наоборот. Пока они внимательно наблюдают друг за другом, одному из них не удаётся обойти другого. Но вдруг у одного из этих футболистов наступает колебание внимания: его внимание на какой-то момент обращено не на партнёра и его движения, а, например, на публику, на шум, на судью. Его противник, воспользовавшись этим, быстро обходит партнёра и ведёт мяч дальше.
Ввиду того что колебания внимания имеют первостепенное значение в практической деятельности, важно соответствующими приёмами ограничивать возможное отрицательное их влияние. Например, при организации рабочего процесса необходимо, учитывая моменты колебания внимания, приспособлять процесс работы к ритму этих колебаний. Необходимо добиваться, чтобы колебания внимания приходились или на моменты отсутствия действия, или на мало существенные моменты работы, а важнейшие отрезки работы совпадали бы с напряжением внимания, сосредоточением его на действии.
Когда человек стоит у конвейера и работает с предметами, которые постепенно сменяются перед ним, он может приспособить себя к выполнению такой работы, учитывая ритм колебаний внимания: когда предмет проходит мимо него, у него внимание напряжено и он совершает соответствующее действие, а в момент смены предмета его внимание благодаря выработавшемуся навыку отклоняется в сторону.