Лабораторная работа № 2 Определение свойств нервной системы с помощью опросника

«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности».

Цель – выявить свойства нервной системы испытуемого при помощи самооценки и групповой оценки.

Задачи:

1. Определить уровень силы–слабости процесса возбуждения.

2. Определить уровень силы тормозного процесса.

3. Определить уровень инертности–подвижности психических процессов.

4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и групповой оценки.

Теоретическое обоснование.

В отечественной психологии выделяется несколько методов изучения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.

1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интенсивности однократного раздражителя, т. е. через верхний порог чувствительности.

2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражителей средней величины (выносливость).

3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на раздражитель.

4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чувствительности.

Однако все эти методы требуют применения специальной аппаратуры.

Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведении человека, то особенности протекания нервных процессов возможно пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам. На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности», разработанная на факультете психологии Ленинградского университета.

Под силой–слабостью процесса возбуждения, силой процесса торможения в данной методике понимается интенсивность проявления качеств, описывающих состояния того или иного психического процесса или явления. Инертность–подвижность психических процессов – это реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем короче ответная реакция.

Ход работы.

Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» качествам (табл. 2), ориентируясь при этом на следующую шкалу оценок:

1 балл – качество представлено в минимальной степени;

2 балла – качество представлено не явно;

3 балла – качество выражено в средней степени;

4 балла – качество выражено хорошо;

5 баллов – качество явно выражено.

Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три эксперта.

Таблица 2 - Оценка индивидуально-типологических особенностей личности

I. Сила возбудительного процесса Самооценка Ср. Оц.
1. Энергичность          
2. Способность к преодолению трудностей          
3. Высокая работоспособность          
4. Уверенность в себе          
5. Настойчивость          
6. Смелость, решительность          
7. Свободное общение с людьми          
8. Склонность к самостоятельности в деятельности и поступках          
9. Вспыльчивость          
10. Бурное проявления эмоций          
11. Энергичность в жестах мимике          
II. Сила тормозного процесса          
1. Выдержка в сложных ситуациях          
2. Выносливость к боли, жажде, голоду          
3. Осторожность          
4. Сдержанность в проявлении эмоций          
5. Обдуманность поступков, действий          
6. Полноценный ночной сон          
III. Слабость возбудительного процесса          
1. Малая активность          
2. Боязнь трудностей, стремление избежать их          
3. Низкая работоспособность          
4. Неуверенность в себе          
5. Склонность к сомнениям          
6. Чрезмерная уступчивость          
7. Недостаточная самостоятельность в действиях, поступках          
8. Робость в малознакомой обстановке          
9. Растерянность при волнении          
10. Потребность в полном сне повышена          
IV. Подвижность нервных процессов          
1. Легкая приспособляемость к новой обстановке          
2. Быстрая реакция на различные воздействия          
3. Любовь к путешествиям          
4. Быстрая смена переживаний          
5. Находчивость в беседе, в новой ситуации          
6. Быстрая реакция на все новое          
7. Быстрое усвоение новых знаний, навыков          
8. Быстрый выбор действий, поступков          
9. Склонность к смене увлечений, привязанностей            
10. Быстрый темп речи и движений          
V. Инертность нервных процессов          
1. Медленная приспособляемость к новой обстановке          
2. Замедленная реакция на воздействие          
3. Домосед(ка)          
4. Длительность переживаний          
5. Отсутствие находчивости в сложной ситуации          
6. Медленное привыкание к новому (консерватизм)          
7. Склонность к медленному усвоению знаний          
8. Длительное обдумывание перед совершением поступка          
9. Устойчивость в привязанностях, увлечениях          
10. Медлительность в речи, движениях          

Обработка результатов:





1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому из пяти разделов опросника.

2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по каждому предложенному в опроснике качеству.

3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по каждому из пяти разделов опросника.

4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средне взвешенный балл).

При проведении анализа результатов учитываются самооценка и экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого. Результаты, полученные в данной лабораторной работе.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете?

2. Какая измерительная шкала используется для оценки свойств нервной системы в опроснике «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»?

3. На какие характеристики сенсорно-перцептивной организации человека оказывают влияние особенности нервной системы, выявленные в данной работе?

Наши рекомендации