Раздел 1. Ощущение, восприятие
Лабораторная работа № 1 Определение силы нервной системы
Цель – определить силу нервной системы испытуемого (при помощи теппинг-теста).
Задачи:
1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей – правая).
2. Выявить динамические особенности работоспособности испытуемого (по показателям ведущей руки).
3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нервной системы с динамикой работоспособности испытуемого.
Теоретическое обоснование.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.
Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы
И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система включает в себя следующие подклассы:
− собственно сильная нервная система;
− среднесильная нервная система;
− среднеслабая нервная система.
Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис. 1):
− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые 10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек.работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
− промежуточный тип – темп работы снижается после первых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений:
а – выпуклый; б – ровный; в – промежуточный и вогнутый; г – нисходящий; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Примечание ____
- - - - - возможные варианты диагностических кривых.
Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х238 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секундной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации результатов (табл. 1).
Таблица 1 - Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 сек.)
Квадраты | Промежуток времени,сек. | Правая рука | Левая рука |
0-5 | |||
… | … | ||
26-30 |
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспериментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый и как экспериментатор). Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.
Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому.
«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квадрат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол;
2) построить график работоспособности (по результатам ведущей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате;
3) построить график динамики силы нервной системы (по результатам ведущей руки);
4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с динамикой работоспособности испытуемого.
На основании анализа формы кривой, построенной по результатам не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы относительно соответствия динамических характеристик.
Контрольные вопросы:
1. Что является показателем силы нервной системы в методике Е.П. Ильина?
2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по данной методике?
3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики силы нервной системы?