Медитация, направленная на сознание и чувства
(по учению Могока-саядо)
Цель буддийской Дхаммы, буддийского учения, состоит в том, чтобы вести нас к освобождению, к Ниббане. Это учение описывает путь с постепенно повышающимися ступенями. Первой ступенью на пути является нравственность; ее практика приносит счастье и спокойствие ума. Сосредоточенность, или вторая ступень, приносит еще более высокое счастье, ибо ум, очищенный сосредоточенностью, способен пережить много степеней небесных состояний, легкости и блаженства. Но одна лишь сосредоточенность все же не имеет силы навсегда вырвать с корнем скверну нашего ума, которая окутывает нас неведеньем и повторными рождениями. Только мудрость випассаны, следующая ступень на пути, способна навсегда освободить нас и привести к высочайшему счастью, к Ниббане.
При подходе к освобождению нам следует выработать понимание випассаны, узнать, как она практикуется, какова ее цель. Будда сказал, что йогин должен использовать випассану для того, чтобы удалить ошибочные взгляды на самих себя и на мир. Випассана – это способ ясно видеть мир. Наши неправильные взгляды провели пас через постоянно повторяющиеся циклы существования и страдания. Поэтому нам необходимо предпринять эту практику, как человеку, чьи волосы охвачены пламенем или чья грудь пронзена копьем. По истине, возможность предпринять практику випассаны является драгоценной.
Когда мы при помощи випассаны развиваем мудрость, это приводит нас ко вступлению в поток, к переживанию Ниббаны, которое имеет силу навсегда разрушить наши неправильные взгляды на мир. Будда раз и навсегда установил, что благотворные последствия первого достижения Ниббаны превышают даже достижение положения монарха всей вселенной, ибо вступивший в поток полностью освободился от опасности подпасть под необходимость повторного рождения в одной из низших сфер. Самое большее – ему, как говорят, остается пережить семь существований до конечного Пробуждения.
Поэтому йогинов побуждают к тому, чтобы они взялись за достижение, по крайней мере, первой стадии Пробуждения, пути и блага Ниббаны. Чтобы дойти до этой ступени мы можем следовать практическому методу, сформулированному Могоком-саядо; этот упрощенный метод основан на созерцании ума и на созерцании чувства. Поскольку чувства и ум возникают одновременно, одновременно существуют и одновременно растворяются, созерцание одного из них представляет собой то же самое, что и созерцание других.
В практическом применении мы обнаружим, что эта медитация более понятна, нежели медитация, направленная на телесные процессы. Нельзя отрицать, что ум также возникает в соединении со вдохом и выдохом и другими аспектами тела. Однако в наше время наиболее прямой и благоприятной для йогинов представляется непосредственная медитация, направленная на процессы ума.
В высшей степени существенно, чтобы такой йогин до того, как он займется какой-либо медитацией, обладал теоретическим знанием некоторых предметов; это знание является предварительным условием медитации.
Он должен знать различие между надмирской (локуттара) Дхаммой и Дхаммой концептуальной. Надмирская Дхамма четверична: сознание, психические факторы, материя, Ниббана. Медитация випассаны основана на созерцании надмирской Дхаммы, которая лежит в глубинной основе мира представлений.
Для того, чтобы получить дальнейшее понимание, здесь необходимо разрушить категории надмирской Дхаммы, тех аспектов нашего мира, которые могут быть пережиты непосредственно, без представлений.
Сознание. Существует восемьдесят девять видов сознания, но для целей медитации випассаны Могок-саядо сократил это число до тринадцати; об этих видах сознания можно сказать, что они всеобъемлющи.
Факторы психики. Существует пятьдесят два психических фактора. Для йогина необходимо ознакомиться с прикосновением, чувством, восприятием, волевой деятельностью, вниманием, алчностью, ненавистью, неведеньем, тщеславием, ложными взглядами, ревностью, завистью и сомнениями. Сознание и факторы психики вместе составляют все, что мы называем умом.
Материальные совокупности. Существует двадцать восемь материальных совокупностей, из которых важнее всего для йогина отметить следующие:
- элемент плотности и мягкости;
- элемент сцепления и текучести;
- элемент движения и вибрации;
- элемент жара и холода.
Эти элементы, называемые четырьмя первичными элементами (махабхута), составляют всю физическую вселенную. Имеется также двадцать четыре производных элемента.
Ниббана. Четвертая категория высочайшей Дхаммы относится сюда потому, что её можно пережить лишь непосредственно.
Именно в этом пункте может оказаться полезным провести различие между надмирской Дхаммой и Дхаммой концептуальной. Представления суть идеи о какой-то ситуации, как противоположность надмирской Дхамме, которую можно пережить только непосредственно. Концептуальная Дхамма включает в себя все понятия, идеи, представления и наименования, например, "мой сын", "женский голос", "конная повозка" и т. п. Хотя понятия употребляются в целях удобства и для общепринятых выражений, они не являются конечными предметами нашего переживания и, как таковые, не могут употребляться в качестве предметов созерцания, целью которого является понимание реальности.
Существует огромное многообразие понятий, но здесь следует отметить лишь немногие. В их числе:
- Понятия наименования.
- Понятия идеи или отношения, например: сын, дочь, мать, отец.
- Понятия собирательные или групповые: семья, раса и т. п.
- Понятия формы, например: пагода, школа, монастырь.
- Понятия местности: Бомбей, Цейлон.
- Понятия времени: вчера, завтра, 600 г. до Р. X.
- Понятия пространства: дыра в крыше, пещера, горизонт.
- Понятия непрерывности: долгая цепь караванов, течение реки, фильм.
- Понятия воображаемые: рога кролика, волосы черепахи.
Випассана занята только созерцанием надмирских дхамм, а не понятий. Когда йогин уяснил себе это и стал способен различать между названиями и реальностью, между надмирской Дхаммой и концептуальной Дхаммой, от него далее требуется, чтобы он ознакомился с важнейшими фундаментальными принципами, основными аспектами существования. Это: 1) пять совокупностей; 2) шесть сфер чувств; 3) элементы и 4) закон обусловленного возникновения.
Пять совокупностей суть описание тех дхамм, которые охватывают всё тело и ум. Они включают в себя:
Совокупность формы (тело и все материальные элементы).
Четыре основных элемента (агрегатных состояния) и производные элементы.
Совокупность чувства (аспект ума). Приятные чувства, неприятные чувства; нейтральные чувства.
Совокупность восприятия (аспект ума):
Восприятие одушевленных или неодушевленных предметов, цветов или размеров.
Совокупность психических факторов: Их пятьдесят два, включая гнев, внимательность, жадность, любовь и спокойствие.
Совокупность сознания: Сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума.
Йогину необходимо ознакомиться со всеми этими элементами ума и тела. Ему надобно также понять, что для каждого из шести видов сознания имеется соответствующий орган чувства (глаз, ухо и т. д.) и соответствующее поле чувственных предметов (цвет, звук, запахи и т. д.). См. также главу "Монъин-саядо".
Йогину также очень важно знать, как возникает сознание. Будда говорил, что каждая из шести разновидностей сознания возникает в зависимости от двух причин: от органа чувств и от предмета. Таким образом, во время зрения имеет место возникновение сознания глаза, зависящее от воздействия видимого предмета на орган зрения. Кроме этих трех сосуществующих элементов, больше ничего нет – нет того, кто видит, нет "меня", нет "вас" или "его". Налицо только процесс возникновения сознания глаза. В случаях вкуса, слуха и т. п. имеет место тот же самый процесс. В каждом переживании восприятия совершаются лишь действия этого пустого процесса.
Необходимо также отметить, что после своего возникновения сознание не остается тем же самым в течение даже двух следующих одно за другим мгновений. В первое мгновенье оно возникает, в следующее – уже исчезает, чтобы оказаться замещенным новым сознанием.
Йогину советуют до начала практики медитации изучить психические реальности – совокупности, элементы и сознание – и тщательно их уяснить. Далее йогину следует приобрести сведения о законе обусловленного возникновения, о законе причинности, который показывает, как возникают физические и психические явления.