Одаренные дети. способности и умения, которые необходимо развивать у них при индивидуализи-рованном обучении.

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно-следственных связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то

новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

Особенности эмоциональной сферы

Реалистическая Я-концепция.

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

Соревновательность.

Чувство юмора.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

Внутренняя мотивация.

ОБЩИЕ СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразны­ми новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Ши­рокое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

5. Использование личного примера творческого подхода к реше­нию проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

МЕТОД САМООБУЧЕНИЯ, ИЛИ МЕТОД ОТКРЫТИЙ

(для стимулирования активной исследовательской деятельности ученика)

Рекомендации педагогам:

1) не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

2) не делайте скоропалительных допущений, на основе тщатель­ного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны де­тей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенны­ми базовыми навыками и знаниями;

3) не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4) научитесь не торопиться с вынесением суждений;

5) научите детей прослеживать межпредметные связи;

6) приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

7) используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

8) помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

9) подходите ко всему творчески.

ВАРИАНТ ПЛАНА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

I. Анкетные данные

1. Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст во время исс­ледования.

2. Дата исследования.

3. Место жительства ребенка.

4. Имена и фамилии родителей, профессия родителей.

5.Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руково­дитель.

II. Фактыразвития и жизненные условия

1. Серьезные заболевания у родителей, братьев, сестер и других родственников ребенка. Психические нарушения и аномалии у роди­телей, братьев, сестер и других родственников.

2. Раннее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка.
Развитие анализаторов, движений, речи, обращения с предметами, эмоциональные проявления.

3. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания, серь­езные заболевания. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.

4) Семейное влияние. Социальное положение.

а) Экономическое положение семьи.

б) Образование.

в) Культурный уровень семьи.

г) Состав семьи (полная – неполная, родители родные — не родные, наличие прародителей).

д) Подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отно­шение семьи к школе.

5. Внесемейные и внешкольные влияния.

а) Организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отды­ха, субботники, воскресники и др.

б) Неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и де­тские общества.

III. Внешняя картина личности

1. Проявления

а) Физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, приче­ска, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза призна­ки), б) Пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности поход­ки, жестикуляция).

в) Голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности).

г) Речевое поведение (многоречивость — молчаливость, речевая
готовность, грамматические и стилистические особенности, содержа­ние и культура речи).

д) Письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и ор­ганизованность письма).

2. Способ поведения (приводятся с точки зрения возрастных из­менений).

а) Основные черты поведения (активность — пассивность, обще­ние — уклонение от общения, Организованность — хаотичность, дез-интегрированность) и его нарушения, как например, активности, кон­такта, организованности.

б) Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешно­сти, к собственной личности: к недостаткам, преимуществам, возмож­ностям; к личным вещам, к будущему: перспективы).

в) Поведение по отношению к остальным (положение в коллекти­ве: популярность, внушение опасений, самостоятельность — доминан­тность; поведение по отношения к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта).

г) Действия при психологически значимых ситуациях (обще­ственно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность — хаос, сопротивление).

д) Поведение по отношению к воспитательным средствам, реак­ция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равно­душие, сопротивление, негативизм; улучшается —ухудшается и т. п.).

е) Обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса.

IV. Особенности познавательной сферы и личности

1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).

2.Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, со­средоточенность, распределение, сдвиги).

3.Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, го­товность; механическая — логическая; к чему особенно).

4.Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).

5.Особенности мышления (быстрота, объективность, понятли­вость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синте­за, конкретности, антиципирования и т. п.).

6.Особенности речи (ясность, яркость, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность; зрелость запасов и т. п.).

7.Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зре­лость).

V. Педагогические выводы

Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с приведением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, «Здоровья»,1986.

2.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагно­стике. Киев, Наукова думка, 1989.

3.Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.

4.Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., Педагогика,1987.

5.Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. М., Медгиз, 1963.

6.Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.

7.Лурия А. Р. Язык и сознание. М., изд. МГУ, 1976.

8.Общий практикум по психологии. Психол. эксперимент. Ч. III. Под ред. М. Б. Михилевской и Т. В. Корниловой. М., изд. МГУ, 1987.

9.Одаренные дети. М., Прогресс, 1991.

10.Основы профессионального психофизиологического отбора. Под ред. Н. В. Ма­каренко и др. Киев, Наукова думка, 1987.

11.Практикум по патопсихологии. Под ред. Б. В. Зейгарник и др. М., изд. МГУ,1987.

12.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. Сост. А. Д. Виноградова. М., Просвещение, 1985.

13.Практикум по психологии. Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.,изд. МГУ, 1972.

14.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвеще­ние, 1986.

15.Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии (практ. руко­водство). М., Медицина, 1970.

16.Рыбаков Т. Б. Атлас для экспериментально-психологического исследования лич­ности (с подробным описанием и объяснением таблиц). М., 1910.

17.Симаков Б. М., Генима Н. В., Акимова М. Н., Казанцева Г. Н. Методы экспери­ментального изучения индивидуальных психологических особенностей школьников. Куйбышев, 1974.

18.Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, Авиценум, 1978.

19.Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диа­логе с компьютером. М., Изд-во МГУ, 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................... 3

I раздел

Исследование способности к целостному восприятию формы

(методика Т. Н. Головиной)............................ 5

Исследование особенностей распределения внимания

(методика Т. Е. Рыбакова) ...... : . . . .9

Исследование концентрации и устойчивости внимания . . 11

Исследование объема внимания................... 12

Методика анализа устойчивости внимания 13

Исследование особенностей распределения внимания

методом корректурной пробы (методика Бурдона) ... 14

Материал к методикам «Корректурные пробы» 15

Методика «Узнавание фигур»............... 18

II раздел

Изучение типа памяти . . . ........ 20

Исследование логической и механической памяти

методом запоминания двух рядов слов 22

Материал к методике «Исследование логической

и механической памяти» ................. 23

Методика «Заучивание десяти слов» (методика Л. Р. Лурии) 24

Материал к методике «Заучивание 10 слов» 25

Методика «Воспроизведение рассказов» 26

III раздел

Исследование нарушений пространственной ориентации

и конструктивного праксиса у детей .28

Методика «Простые аналогии» ... 34

Материал к методике «Простые аналогии» 34

Методика «Сравнение понятий»........... 36

Материал к методике «Сравнение понятий» 37

Понимание переносного смысла пословиц и метафор . . 38

Материал к методике «Пословицы и метафоры» .... 39

Методика шифровки цифровых символов 41

Материал к методике «Шифровка цифровых символов» . 42

Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского) . 44

Материал к методике Эббингауза .. 45

Заполнение пропущенных в тексте слов

(методика Эббингауза) ...................... 45

Методика «Классификация понятий» 46

Материал к методике «Классификация понятий» .... 48

Особенности речевой деятельности школьника 49

IV раздел

Ориентировочный тест школьной зрелости 51

V раздел

Индивидуальные особенности учения 54

Тема I: Эмпирические типы учебной деятельности

(в контексте наблюдения индивидуальных особенностей) . 54

Тема II: Когнитивные стили в процессах обучения . . 56
Одаренные дети. Способности и умения, которые необходимо

развивать при индивидуализированном обучении 62

Вариант плана психолого-педагогической характеристики . . 64

Использованная литература ........... 67

Наши рекомендации