Использование методов, концепций других наук в диссертации
№ | Наука, научная область | Название концепции, метода если возможно, ее автор | Ее назначение в вашей работе |
4 семинар Научный аппарат исследования
Вопросы для обсуждения:
- Актуальные направления научных исследований и современные требования к актуальности диссертации
- Противоречия исследования
- Правила формулировки проблемы исследования
- Определения объекта и предмета исследования
- Формулировка цели и задач исследования
- Обоснование практической значимости исследования
Задание:
1. Используя план анализа статьи, проведите анализ одной из статей по теме вашей магистерской программы, рекомендуем выбрать статью из списка изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований.
1. Выпишите ключевые слова, представленные в тексте, для незнакомых слов дайте определение из словарей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую проблему автор рассматривает в статье __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как автор доказывает ее актуальность __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что предлагает автор для решения проблемы ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как он доказывает правильность выбранного решения ____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Предложите свои пути решения проблемы и возможные социокультурные последствия такого решения _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какая информация в статье полезна для вашей работы ____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация к размышлению*
Актуальность темы исследования содержит положения, доводы, обоснования в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в диссертации.
Само освещение актуальности не должно быть многословным и начинающимся издалека. Описывая степень научной разработанности темы, важно отметить, кто и когда писал какие-либо работы (монографии) на эту тему; защищались ли кандидатские, докторские диссертации за последние 5-10 лет на похожую тему (если защищались, то кем и когда, названия этих работ и т.д.); на чьи фундаментальные труды (перечислить авторов) опирался диссертант в своем исследовании. Раскрыть суть проблемы, т. е. показать актуальность темы достаточно в пределах одной–двух печатных страниц.
Сформулируйте несколько противоречий, которые существуют в теории и практике, находящихся в поле магистерской программы на разрешение которых может быть направлена ваша диссертация.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для размышления
Противоречие – противоположные точки зрения, положения, аспекты чего-либо. Противоречие в исследование показывает несогласованность, несоответствие внутри единого объекта. Противоречия показывают актуальность выбранной темы, показывает проблему исследования. Противоречия должны разрешаться в работе, их последовательность отражает логику исследования.
Таблица
Потребностью Желаниями Необходимостью Требованиями общества Новыми задачами | Противоречие между.. | Недостаточной разработанностью этой области знаний в науке; Низким уровнем; Невысоким качеством; Отсутствием адекватного содержания; Неразработанностью необходимых: методик, техник, технологий, диагностического инструментария … |
3.Сформулируйте тему, цель и задачи исследования, проблема которого: Каковы педагогические условия организации и деятельности «Школы полного дня».
Проблема исследования: Каковы педагогические условия организации и деятельности «Школы полного дня»?
Тема исследования _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель исследования _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи исследования ______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для размышления*
Проблема исследования часто употребляется как синоним и практической задачи, как нечто неизвестное в науке, требующее новых знаний о действительности. Проблема исследования демонстрирует невозможность разрешить трудности и противоречия, недостаточность имеющихся опыта и знаний, наличие неизвестного в науке, направленность на поиск объективно новых знаний.
Необходимость решения проблемы обусловливает тему исследования. Перед формулировкой темы нужно определить направление. Направление формируется вокруг объекта исследования, того поля, которое изучается. Что вам интересно, какую проблему вы хотели бы изучать. Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Что может помочь из направления выбрать тему: обращение к каталогу уже защищенных диссертаций (в библиотеке или сети Интернет); обращение внимания на смежные области знаний; изучение зарубежного опыта, просмотр научной периодики, журналов, в которых отражаются наиболее современные направления и темы исследований. Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы.
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. В диссертации это обобщенный результат, который мы должны получить. В педагогических исследованиях цели могут быть разработка и апробация педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических условий, основ (развития личности, эффективности процесса), обоснование содержания, форм, методов и методик, проектирование средств, разработка требований, критериев и др. Цель исследования вытекает из темы, а задачи ставятся в соответствии с целью. Обычно задачи формулируются так, чтобы из них вытекали заголовки и содержание глав научной или учебно-исследовательской работы. Количество задач в магистерской диссертации не должно быть большим, достаточно четырех, пяти. Формулируются задачи путем перечисления, при этом используются такие слова как: «изучить», «описать», установить», «выяснить», «проанализировать», «разработать»; «выявить» и т. п.
В формулировке задач необходимо предусмотреть, чтобы одни задачи не являлись составной частью других или более высокими, в сравнении с другими. В исследовательских работах научного и учебного характера часто ставятся следующие задачи.
Таблица
Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулировки
Класс задач и его отличительные особенности | Глаголы, с которых начиняются формулировки задач | Пример |
Задачи, связанные с изучением теории вопроса | Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. | «Провести феноменологический анализ понятия ....» |
Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования | Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. | «Описать опыт использования теории (методики) структурного анализа текста для ...» |
Задачи, связанные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета исследования | Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п. | «Разработать классификацию методов определения ....» |
Задачи, связанные с проведением эксперимента и доказательством гипотезы | Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) | «Выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа...» |
5. Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования | Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п. | «Составить рекомендации по применению полученных закономерностей по … в практической деятельности» |
6. Прочие задачи по созданию, разработке, изучению чего-то нового | Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. | «Разработать методику оценки ....» |
Примеры:
К ним необходимо отнести противоречия между:
· социокультурными преобразованиями, отражающими переход к постиндустриальному (информационному) обществу и современным уровнем развития общеобразовательной школы, не достаточно готовой к решению образовательных задач в новых условиях;
· высокими требованиями к качеству трудовых ресурсов страны в условиях социокультурных преобразований общества и консервативностью российской системы общего образования;
· новыми требованиями, предъявляемыми к профильной общеобразовательной школе в подготовке культурного типа личности как носителя современных жизненных и профессиональных ценностей и недостаточным уровнем организации профильного обучения, слабо учитывающим тенденции развития отечественной системы образования, связанные с социализацией личности и подготовкой к участию в трудовой и профессиональной деятельности;
· необходимостью разработки педагогических условий перехода общеобразовательной школы к профильному образованию, способствующих формированию ценностно-смысловых ориентиров учащихся, отражающих их «личностную концепцию будущего» и отсутствием научно-теоретической базы, определяющей концептуальные основы осуществления профильного образования как цели и результата социокультурной трансформации школы. (Петрусевич А. А. Социокультурная трансформация общеобразовательной школы в процессе перехода к профильному образованию// автореф. дисс. докт. пед. наук, Омск, 2008)
Примеры формулировок проблем исследования:
1. проблема которого заключается в необходимости изучения структуры педагогики и отсутствии подхода к проведению такого исследования. Поэтому необходима разработка концепции методологического подхода к анализу современной педагогики. (Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики // Автореф дисс. докт. пед. наук СПб, 2009);
2. проблема исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективного формирования навыков делового общения при обучении иностранному языку студентов гуманитарных факультетов вуза. (Игнатенко И.И.Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования //Автореф. дисс. докт. пед. наук, Москва, 2012).
Цель диссертационных исследований.
1. Цель исследования - разработать и обосновать методологический подход к исследованию структуры педагогики. (Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики // Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб, 2009).
2. Цель исследования: разработать и практически реализовать педагогические условия формирования культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования. (Игнатенко И.И.Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования Автореф. дисс. докт. пед. наук, Москва, 2012).