Особенности формирования речевой функции
Время появления и особенности гуления, лепета.
Понимание речи с...
Первые слова с ...
Первая фраза с ...
Темп речи.
Дефект слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с...
Какие звуки долго произносил неправильно.
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками.
Особенности формирования моторики
Удержание головы с ...
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с…
Движения со спины на бок с..., со спины на живот с...
Стал сидеть без поддержки с...
Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с...
Стал тянуться за высоко расположенными предметами с...
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с...
Ходил ровно, с пробежками, падал с...
Моторные навыки: одеться с..., раздеться с…, застегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с...
Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив или заторможен, неповоротлив с...
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества.
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого: "Покачай лялю", "Покорми кису" с...
То же по словесной инструкции с...
Подражание разнообразным показываемым действиям с...
Воспроизведение данного образца по показу с...
Воспроизведение данного образца по слову с...
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с...
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересоваться их действиями с...
Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: "Не плачь", “Он к маме хочет” – с…
Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с...
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с.., к коллективу детей - с...
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время проявления заикания.
Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей).
Причины заикания.
В чем проявлялось заикание (по описанию родителей).
Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее.
Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь.
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает.
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.
Держится в стороне, не стремятся к контакту.
Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Исследование моторики
Для детей 2лет и 3-го года жизни:
-пройти по дорожке, начерченной мелом по полу;
-перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
- бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на месте на двух ногах;
- наклоны вперед и в стороны;
- присесть, держась за спинку стула;
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
Для детей 3 лет и 4-го года жизни.
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см;
- менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, хлопки в ладоши),
- перейти с бега на ходьбу;
- остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки.
Для детей 4 лет и 5-го года жизни.
То же, что и для детей 3-4 лет, добавить:
- мяч бросить вверх - поймать, ударить об пол – поймать двумя руками;
- присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
- пролезть через обруч;
- прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
- катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
- поднять руку с флажком вверх, другую - вверх, переложить флажок из руки в руку;
- кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.
Для детей 5 лет и 6-го года жизни:
- пробежать; проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну и др.);
- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыжков;
- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче - на полной ступне, громко - пробежка, нет ударов— остановиться;
- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
- руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда);
- держа руки: нал головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно;
- то же самое с пятью ленточками.
Для детей 6 лет — 7-го года жизни.
То же, что и тля детей 5-6 лет, добавить:
- присест», покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
- ударить мяч ладонью об пол и считать до 5;
- взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
- завязать ленту узлом, бантом.
Обобщение. В результате обследования моторики детей 3-7 лет фиксировать:
1) координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
2) чувство равновесия (есть, нет);
З) осанка (правильная, неправильная);
4) объем выполнения движений (полный, неполный);
5) переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);
6) самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
7) сопутствующие движения (есть, нет);
8) наличие леворукости, амбидекстрии;
9) мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное, — слабо или ярко выраженные).
Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка следует обобщить по следующим параметрам.
Нормальная моторика:
- сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать определенное время нужную позу;
- сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);
- вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
- выразительна и эмоциональна мимика лица.
Нарушения моторики:
- повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой, незавершенной амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
- моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.