Особенности формирования речевой функции

Время появления и особенности гуления, лепета.

Понимание речи с...

Первые слова с ...

Первая фраза с ...

Темп речи.

Дефект слоговой структуры слов: пропуски, за­мены, перестановки, повторения с...

Какие звуки долго произносил неправильно.

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками.

Особенности формирования моторики

Удержание головы с ...

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с…

Движения со спины на бок с..., со спины на жи­вот с...

Стал сидеть без поддержки с...

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с...

Стал тянуться за высоко расположенными пред­метами с...

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из поло­жения сидя с...

Ходил ровно, с пробежками, падал с...

Моторные навыки: одеться с..., раздеться с…, за­стегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с...

Характер нарушения моторики: излишне подви­жен, суетлив или заторможен, неповоротлив с...

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества.

Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: "По­качай лялю", "Покорми кису" с...

То же по словесной инструкции с...

Подражание разнообразным показываемым дей­ствиям с...

Воспроизведение данного образца по показу с...

Воспроизведение данного образца по слову с...

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с...

Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересоваться их действиями с...

Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: "Не плачь", “Он к маме хочет” – с…

Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с...

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с.., к коллективу детей - с...

Время возникновения первых симптомов заикания

Приблизительное время проявления заикания.

Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей).

Причины заикания.

В чем проявлялось заикание (по описанию роди­телей).

Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее.

Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, замет­ное улучшение, значительное улучшение, нормаль­ная речь.

Отношение ребенка к своему заиканию: пережи­вает, нет, вообще не замечает.

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.

Держится в стороне, не стремятся к контакту.

Инициативен в общении, негативен, неустойчи­вое общение.

Исследование моторики

Для детей 2лет и 3-го года жизни:

-пройти по дорожке, начерченной мелом по по­лу;

-перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;

- бросить мяч логопеду (взрослому) двумя рука­ми;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на месте на двух ногах;

- наклоны вперед и в стороны;

- присесть, держась за спинку стула;

- слепить из пластилина палочку, шарик, баран­ку.

Для детей 3 лет и 4-го года жизни.

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, на­черченными на полу на расстоянии 20-25 см;

- менять движения по сигналу (по слову, по уда­ру в бубен, хлопки в ладоши),

- перейти с бега на ходьбу;

- остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед со­бой, подняться на носки.

Для детей 4 лет и 5-го года жизни.

То же, что и для детей 3-4 лет, добавить:

- мяч бросить вверх - поймать, ударить об пол – поймать двумя руками;

- присесть на корточки и перекатить мяч лого­педу;

- пролезть через обруч;

- прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;

- катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;

- поднять руку с флажком вверх, другую - вверх, переложить флажок из руки в руку;

- кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.

Для детей 5 лет и 6-го года жизни:

- пробежать; проскакать на обеих ногах, на од­ной ноге по заданию (от стола к окну и др.);

- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладо­ши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыж­ков;

- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче - на полной ступне, громко - пробежка, нет ударов— остановиться;

- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;

- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;

- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, ле­жащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;

- руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда);

- держа руки: нал головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно;

- то же самое с пятью ленточками.

Для детей 6 лет — 7-го года жизни.

То же, что и тля детей 5-6 лет, добавить:

- присест», покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

- ударить мяч ладонью об пол и считать до 5;

- взять в руки как можно больше мячей и при­нести их логопеду;

- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

- завязать ленту узлом, бантом.

Обобщение. В результате обследования моторики детей 3-7 лет фиксировать:

1) координацию рук, ног (правильная, замедлен­ная, нет координации);

2) чувство равновесия (есть, нет);

З) осанка (правильная, неправильная);

4) объем выполнения движений (полный, непол­ный);

5) переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);

6) самостоятельность выполнения (полная, с по­мощью взрослого);

7) сопутствующие движения (есть, нет);

8) наличие леворукости, амбидекстрии;

9) мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное, — слабо или ярко выраженные).

Данные исследования моторной функции заика­ющегося ребенка следует обобщить по следующим параметрам.

Нормальная моторика:

- сформирована статическая координация дви­жений: умеет по заданию и произвольно фиксиро­вать определенное время нужную позу;

- сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенапра­вленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);

- вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;

- выразительна и эмоциональна мимика лица.

Нарушения моторики:

- повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных дви­жений с широкой, незавершенной амплитудой ко­лебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;

- моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, неловкость, пассив­ность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.

Наши рекомендации