Организация и формы взаимодействия с родителями
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказ №32/18-од от 1.09.17
Протокол № 1 Заведующий
31.08.2017 _____Т.В.Шаденкова
Рабочая программа
воспитатели: Радченко Е.В.
Пиньженина И.Е.
группа: средняя 4-5 лет
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 86 общеразвивающего вида
Калининского района г. Санкт - Петербурга
Санкт-Петербург
Содержание
| Стр. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 Пояснительная записка ( таблица) | Стр. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 Содержание образовательной работы с детьми | |
| Стр. |
| Стр. |
| Стр. |
| Стр. |
| Стр. |
2.2 Система педагогической диагностики ( мониторинг) достижения детьми планируемых результатов детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования | Стр. |
2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями ( законными представителями) воспитанников (перспективный план) | Стр. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Структура реализации образовательной деятельности | Стр. |
3.2Организация развивающей предметно-пространственной среды группы | Стр. |
3.5 Методическое обеспечение образовательной деятельности ( набор оборудования) | Стр. |
3.6 Реализуемые образовательные технологии | Стр. |
3.7Комплексно-тематическое планирование в летний период | Стр. |
3.8 Презентация на сайте ДОУ | Стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(нормативная база)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:
Þ «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
( одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию-протокол от 20.05.2015г.№2/15);
Þ «Основной образовательной ГБДОУ детский сад № 86 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);
Þ ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ;
Þ «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049 от 15.05.13, № 26, с исправлениями от 27.08.2015г.№ 41).
1.Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Цель | -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования |
Задачи | - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой , другими детьми, взрослыми, социумом; -Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс; -Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни , развития их социальных , нравственных , эстетических, интеллектуальных , физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание предпосылок к учебной деятельности; -Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | - Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; -Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в рамках которой ребёнок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования; -Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; -Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности; -Сотрудничества организации с семьёй; -Приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства; -Стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности; -Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); -Учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка; -Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания детей в дошкольной организации; -Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения , а тек же в игре; познавательно-исследовательской деятельности; -Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей; -Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей младшего дошкольного возраста | Ребенок: - овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. - Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям иv к самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. - Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. - Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, можетv использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам. - Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахv деятельности. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. - Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим,v 6 обладает чувством собственного достоинства. - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. - У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. - Ребёнок способен к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; - Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; - Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - Склонен наблюдать, экспериментировать. Он обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. - Дошкольник знаком с книжной культурой, детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. - Он способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К четырёхлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигаются следующие компетентности ребёнка по всем образовательным областям: Образовательная область «Физическое развитие» - Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя 7 заданное воспитателем направление. Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке - стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры) Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Может помочь накрыть стол к обеду. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. Образовательная область «Познавательное развитие» Продуктивная (конструктивная) деятельность. - Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Формирование элементарных математических представлений. - Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева— справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска). Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». Формирование целостной картины мира. - Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе. Образовательная область «Речевое развитие». Развитие речи. - Рассматривает сюжетные картинки. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Чтение художественной литературы - Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». - Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. - Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. - Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. - Музыкальное воспитание. Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании(тихо- громко). Поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). Игровые компетенции: - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре; уверен в своих силах, открыт внешнему миру; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; - хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) |
Основания разработки рабочей программы | - Образовательная программа дошкольного образования (основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 86 Калининского района Санкт-Петербурга) |
Срок реализации рабочей программы | 2017-2018 учебный год, сентябрь 2017 - июнь2018 года |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы | - Повышение социального статуса ребёнка-дошкольника; -Обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. |
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Содержание образовательной работы с детьми
Образовательная область: « Познавательное развитие»
Основные цели и задачи: Развитие познавательно – исследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование целостной картины мира; ознакомление с миром природы; формирование элементарных математических представлений.
виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» | |
интегрированная область | содержание |
«Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Приобщение к социокультурным ценностям; формирование представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. Закрепление основы безопасности жизнедеятельности человека. Формирование основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. - Развитие умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Свободное общение в процессе познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Чтение художественной литературы для обогащения и закрепления содержания области «Познавательное развитие» - Приобщение к музыкальному и изобразительному искусству. Использование средств продуктивных видов деятельности для расширения содержания и закрепления результатов освоения области «Познавательное развитие» - Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр. |
2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". | -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |
Наблюдения в природе.
- Осень. Развивать умение замечать и называть осенние изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
- Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице. Оказывать помощь зимующим птицам. Расширять представления о том что вода в мороз превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать детей к участию в зимних забавах.
- Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Организовывать наблюдения за посадками и восходами семян.
- Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Примерный перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
-Формирование элементарных математических представлений:
Основные задачи:
- Количество и счет
-дать детям представление о том, что множество (много) может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар элементов. Учить считать до 5. Формировать представления о порядковом счете. Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить сравнивать неравные группы. На основе счета устанавливать равенство , неравенство групп предметов.
- Величина.
-совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, толщине, путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.Учить сравнивать предметы по двум ипризнакамвеличины.Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, толщины, высоты.
- Форма
-развивать представление детей о геометрических фигурах.Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
- Ориентировка в пространстве
-развивать умения определять пространственные направления от себя , двигаться в заданном направлении. Познакомить с пространственными отношениями.
- Ориентировка во времени.
-расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.
месяц | Детские виды деятельности | Тема |
Сентябрь | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | « Мы научимся считать» (Голицына 7) |
№21коммуникативная,познавательно- исследовательская | «В гостях у кролика» (13) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Много, мало и один» (Голицына 17) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Повторение геометрических фигур», «Сравнение предметов по длине и ширине»(14) | |
Октябрь | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Листопад» (Голицына 29) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Гости из леса» (17) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Угостим зайчиков морковкой» (20) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Овощной магазин» (Голицына 43) | |
Ноябрь | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «В гостях у Буратино» (21) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Мальвина учит считать Буратино» (23) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Давайте поиграем» закрепление (24) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Образование числа 5» (25) | |
Декабрь | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Куклы собираются в гости к гномикам»(28) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Игровая встреча умников и умниц» (29) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Формирование представления о порядковом значении числа 5 (31) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | Закрепление (32) | |
Январь | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Сон мишки» (33) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Сравнение предметов по величине, отсчет звуков в пределах 5»(35) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Отсчет предметов на ощупь в пределах 5», «Временные отношения» (36) | |
Февраль | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Закрепление» (37) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Отсчет движений в пределах 5» (39) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Воспроизведение количества движений, закрепление представления о частях суток» (40) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Закрепление» (42) | |
Март | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Правильно пойдешь – секрет найдешь» (43) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Накроем стол для чаепития» (44) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Посади цветочки вдоль дорожки, разложи предметы по форме» (46) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Закрепление» (47) | |
Апрель | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Опасное путешествие» (Голицына 172) |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Прогулка в лес» (Голицына 179) | |
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Кто прилетел» (Голицына 185) | |
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская | «Вот как много мы узнали» (Голицына 196) Работа по закреплению материала | |
Май | №1коммуникативная,познавательно- исследовательская | |
№2коммуникативная,познавательно- исследовательская | ||
№3коммуникативная,познавательно- исследовательская | ||
№4коммуникативная,познавательно- исследовательская |
Образовательная область:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
(содержание из Программы)
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие» | |
интегрированная область | содержание |
Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Развитие речи» | ü Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. ü Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. ü Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности |
Перспективно-тематический план занятий по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
(Ребенок в семье и сообществе, нравственное воспитание)
-способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм
-формировать доброжелательное отношение друг к другу
-учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками ,книгами, помогать друг другу
-приучать детей к вежливости
Месяц | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность в течении месяца | Тема |
1. | 2. | 3. |
Сентябрь | №1 | Мои друзья в группе |
Октябрь | №2 | Люби игрушки |
Ноябрь | №3 | Друг заболел |
Декабрь | №4 | Вежливые слова |
Январь | №5 | Пришли в гости |
Февраль | №6 | Поведение за столом |
Март | №7 | Мы и взрослые |
Апрель | №8 | Гуляем на улице |
Май | №9 | Что можно что нельзя |
Перспективно-тематический план
образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание)
- Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание (см. «Физ. развитие»)
- Общественно-полезный труд
- Труд в природе
- Уважение к труду взрослых
Ознакомление с трудом взрослых
Месяц | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность в течении месяца | Тема |
1. | 2. | 3. |
Сентябрь | №1 | Экскурсия на кухню |
Октябрь | №2 | Экскурсия в прачечную |
Ноябрь | №3 | Труд людей осенью (продавец овощного отдела) |
Декабрь | №4 | Работа дворника |
Январь | №5 | Кто работает на транспорте |
Февраль | №6 | Наши папы (профессии) |
Март | №7 | Наши мамы (профессии) |
Апрель | №8 | Труд воспитателя и няни в детском саду |
Май | №9 | Врачи наши помощники |
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные цели и задачи: Овладение речью как средством общения и культуры. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
виды интеграции образовательной области «Речевое развитие» | |
интегрированная область | содержание |
«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Речевое развитие – средство и условие реализации содержания всех образовательных областей; организации совместной деятельности взрослого и детей и детей со сверстниками. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
Перспективно-тематический план
по образовательной области:
«Речевое развитие»Развивающая речевая среда.
-обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
- Формирование словаря.
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Активизировать употребление в речи название предметов. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета. Учить употреблять существительные с обобщающим понятием.
- Звуковая культура речи.,
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
месяц | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность в течение месяца | Тема |
сентябрь | №1 | Беседа на тему «Надо ли учиться говорить?» |
№2 | З.К.Р. «Звуки с и сь» | |
№3 | «Рассказывание об игрушках» « Наша неваляшка» | |
№4 | «Составление рассказа о кукле» | |
октябрь | №1 | «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (Голицына 30) |
№2 | З.К.Р. «звуки з и зь» (32) | |
№3 | «Описание овощей» (Голицына 39) | |
№4 | Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов (34) | |
ноябрь | №1 | Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке» (Голицына 51) |
№2 | З.К.Р. звук Ц. (36) | |
№3 | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» (Голицына 57) | |
№4 | Составление рассказа об игрушке .Д.упражнение «что из чего» | |
декабрь | №1 | Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» |
№2 | «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»(45) | |
№3 | «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик» (45) | |
№4 | З.К.Р. звук Ш | |
январь | №1 | Чтение детям р.н. сказки «Зимовье» |
№2 | Пересказ рассказа К.Лукашевич «Добрая девочка» (Голицына 81) | |
№3 | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» (50) | |
февраль | №1 | З.К.Р. звук Ч (53) |
№2 | «Описание транспортных игрушек» (Голицына 127) | |
№3 | «Научимся говорить правильно» (голицына 139) | |
№4 | «Урок вежливости» (56) | |
март | №1 | «Как мы помогаем маме» (Голицына 154) |
№2 | Заучивание стихов о весне | |
№3 | З.К.Р. звук Щ-Ч | |
№4 | Составление рассказов по картине | |
апрель | №1 | Чтение сказки Д. Мамина- Сибиряка «Сказка про комара Комаровича Длинный нос и про Мохнатого мишку- Короткий хвост»(63) |
№2 | З.К.Р. звуки Л, ЛЬ (63) | |
№3 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна» (Голицына 180) | |
май | №25 | Заучивание стихотворений |
Перспективно-тематический план
по образовательной области:
«Речевое развитие» ( художественная литература)
· Чтение знакомых детских произведений.
· Воспитывать умение слушать новые произведения
· Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
· Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
· Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
виды интеграции области«Речевое развитие» ( художественная литература) | |
интегрированная область | содержание |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | -формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений -развитие литературной речи - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
примерное перспективно-тематическое планирование по образовательной области: «Речевое развитие» ( художественная литература)
Месяц | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность в течение месяца | Тема |
1. | 2. | 3. |
Сентябрь | №1 | К.Ушинский «Бодливая корова», рассказывание сказки р.н.ск. Лисичка – сестричка и серый волк;И.Бунин «Листопад» |
Октябрь | №2 | Рассказывание Русск. народн. сказки «Зимовье зверей», рассказы, Михалков «Дядя Степа», К |