Разум в обществе: Лев Выготский
Вопрос "А что если бы" будоражит наше воображение, когда мы обращаемся с ним к истории. Между находящимся в Белоруссии городом Минском и российским городом Смоленском расположен населенный пункт Орша, где в 1896 году родился Лев Выготский. Яркий, энергичный, любознательный юноша, он закончил гимназию с золотой медалью. Возможно, только в самых неудержимых фантазиях ему представлялось, что его примут в Московский университет: еврейских мальчиков из отдаленных городков набирали сюда нечасто (квота, установленная для университетов Москвы и Ленинграда составляла 3 процента). Кроме того, даже если бы у него был выдающийся талант и безупречные показатели учебы, было введено новое правило, по которому евреи-абитуриенты должны были избираться по жребию (Добкин и Левитин, 1982). Но в каком-то затерянном педагогическом отделе случай выпал на школьника Выготского. По счастливому жребию он выиграл (одновременно проиграв пари одному приятелю, которому отдал хорошую книгу) и начал свою интеллектуальную карьеру, равных которой нет в истории русской психологии. "А что если бы" его не выбрали? Конечно, мы не можем знать, как тогда развивался бы гений в его родном городе, но история русскойттсихологии, вероятно, оказалась бы совсем иной.
Среди его первых студентов и сотрудников были наиболее яркие психологи Советского Союза, включая Александра Лурию (русский психолог, наиболее цитируемый в западной психологии; см. Solso, 1985), Алексея Леонтьева (русский психолог, наиболее цитируемый в русской психоло-
Лев Выготский
Когнитивное развитие 399
гии), Запорожец, Зинченко, Эльконин, Гальперин и Божович. Творческие таланты Выготского не ограничивались психологией, но распространялись также на философию (его работы о Марксе и Гегеле стали классическими, а книга о Спинозе еще ждет своей публикации {см. Козулин, 1984})3, искусствоведение (его диссертация и первая книга назывались "Психология искусства"), литературные исследования (он основал журнал "Вераск" и был в дружеских отношениях с поэтом Мандельштамом), а также право и медицина (свою первую степень он получил по юриспруденции и работал над медицинской степенью; среди прочих достижений, он оставил важную веху по клинической психологии и психологии развития). Выготский умер в 1934 году в возрасте 37 лет; официальной причиной его смерти был туберкулез. Сегодня русские любят называть его "Моцартом психологии"4.
Жизнь и творчество Выготского заслуживают внимательного изучения, но в этом разделе мы сосредоточимся на основах только тех его идей, которые связаны с психологией развития.
Выготский иЭти лидеры психологии развития нашего века были современниками и Пиаже жили в Европе, но они никогда не встречались. Однако, они знали о рабо-
тах друг друга; Выготский знал о Пиаже задолго до того, как Пиаже узнал о нем.5 Между их теориями есть определенные сходства и различия.
Выготский считал, что работа Пиаже "революционна" (в 20-е годы в России это был отнюдь не легковесный термин), но что ее пионерские качества страдают дуализмом — т.е. неопределенны относительно материалистической и идеалистической позиций. Поскольку психология интеллектуального развития изучалась в традициях научного материализма, неизбежно возникал конфликт между фактической сутью этого метода и идеалистическими теориями человеческого интеллекта. Это был серьезный диспут — особенно в духе времени 20-х и 30-х годов, когда развитие экспериментальной психологии стало серьезной угрозой для идеалистических, нематериалистических направлений в психологии.
3Автор не точен. У Л.С.Выготского не было специальных работ, посвященных Марксу и Гегелю, хотя он, видимо, искренне, а не ситуативно принял задачу построения марксистской психологии. Что касается книги о Спинозе, то это был замысел Выготского, который частично воплотился в его незавершенном историко-психологическом исследовании "Учение об эмоциях". Строго говоря, в этой книге два основных героя: Декарт и Спиноза. (См. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти тт., Т.6. М., Педагогика, 1984.)— Прим. ред.
4Моцартом психологии Выготского назвал известный американский философ Стефан Тулмин. Он же назвал Лурию Бетховеном.— Прим. ред.
5Детально Пиаже познакомился с критикой Выготским своих работ только в 1961 или 1962 году, когда получил сокращенный перевод книги "Мышление и речь". Он опубликовал интересную критику позиции Выготского и своей собственной в работе "Комментарии к критическим замечаниям Выготского" (Comments on Vygotsky's Critical Remarks. Graham, 1972)6.
6Известно, что Л.С.Выготский был единственным критиком, которого Ж.Пиаже удостоил ответом. На критику других авторов он неизменно отвечал: "D'accord." (Ладно, согласен.— фр.) - Прим. ред.
Язык u развитие познания 400
Стадии развития. Для Пиаже мышление ребенка развивается от аути-стической формы через эгоцентрическую — к социализированной. Выготский соглашается с общей периодизацией Пиаже, но отвергает генетическую предопределенность этой последовательности. Коротко говоря, Пиаже считал, что развитие предшествует научению, а Выготский — что научение предшествует развитию. Другим пунктом расхождений между этими теоретиками была природа и функция речи. Для Пиаже эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе во время "мышления вслух", открывает путь к социальной речи, проходя который ребенок познает закономерности опыта и начинает использовать речь для общения. Для Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу, и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение есть основной пункт теории Выготского и основной пункт расхождения между позициями этих двух теоретиков.
Развитие речи ребенка связано с развитием его мышления и идет в этом направлении. Прежде всего, главной целью речи (не только у детей, но и у взрослых) является общение, которое мотивируется базовой потребностью к социальным контактам. Поэтому ранняя речь ребенка социальна по своей сути. Речь становится "эгоцентрической" (здесь Выготский соглашается с этапами развития, предложенными Пиаже, но объясняет их иначе), когда ребенок "переносит направленные на сотрудничество формы социального поведения в сферу внутриличностных психических функций" (Выготский, 1934/1962). Следовательно, развитие мышления идет не от индивида к социуму, но от социума к индивиду.
Феномен интериоризации. Интериоризация — это процесс преобразования внешних действий (грубо говоря, "поведения") во внутренние психические функции (грубо говоря, "процессы"). В этом пункте Выготский и Пиаже сходятся на описательном уровне, но не в отношении первопричин интериоризации. Позиция Выготского близка позициям Эмиля Дюр-кгейма и Пьера Жане (будучи знакомым с работами французской психологической школы, он несомненно находился под их влиянием). В этой перспективе сознание состоит из интериоризированных социальных межличностных отношений. Для психологии развития такой взгляд означает, что дети склонны использовать по отношению к самим себе те же формы поведения, что окружающие проявляют по отношению к ним.
Развитие мышления у ребенка наиболее заметно проявляется в развитии его языка. В одной из работ (1934/1962) Выготский писал: "Язык есть соединение внешней речи, которую ребенок слышит, с внутренней речью, с помощью которой он мыслит". Легко заключить, что язык и мышление являются, таким образом, двумя сторонами одного явления. Если это рассуждение довести до логического завершения, можно прийти к выводу, что без языка не может быть мышления, что мышление зависит от языка. Некоторые представители психологии развития соглашаются с этой идеей, но не Выготский. Для него, если ребенок на доязыковом уровне развития мыслит, — а тому есть достаточно свидетельств, — тогда речь и