Метод размещении и воображение
Бауэр (Bower, 1970b) сформулировал ряд компонентов метода размещения, наиболее существенные из которых приведены в следующем списке:
1. Имеется определенный список "подсказок".
2. Роль подсказок выполняют образы географических местоположений в памяти.
3. Чтобы запомнить набор элементов, подлежащих заучиванию, его нужно ассоциировать со списком подсказок.
4. Ассоциирование должно проводиться попарно, один к одному.
5. Ассоциирование должно проводиться путем активации воображения, особенно зрительного.
6. Образная конструкция должна быть необычной, странной, поразительной.
7. Если тот же список заучивается во второй раз, то те же самые элементы следует размещать на тех же местах; даже если воспроизведение по порядку не требуется, информацию
желательно вводить в неизменном порядке.
8. При воспроизведении человек должен подсказывать себе воспроизводимые элементы списка.
9. Используемые при воспроизведении подсказки должны быть те же самые, что имелись в виду в процессе заучивания или сходные.
Согласно Бауэру, существенным компонентом метода размещения является формирование образных ассоциаций между хорошо известными признаками-подсказками и элементами заучиваемого списка. Важной частью многих мнемонических систем являются образы, которые мы будем обсуждать в следующей главе. Кроме того, воспроизведение облегчается при использовании хорошо известного опорного списка, который выполняет роль эффективного набора признаков/подсказок/ для воспроизведения списка заучиваемых элементов.
рассказе говорится, что, когда он прочитал свою поэму, его зачем-то позвали наружу. Пока он находился снаружи, здание рухнуло и все праздновавшие погибли. Катастрофа была столь опустошительной, что даже родственники не могли отличить изувеченные тела одно от другого. Однако, Симонид пришел на руины и правильно опознал все тела по тому, где они располагались в банкетном зале. Невозможно, конечно, подтвердить достоверность этой истории, но она дает ключ к тому, как работает мнемоническая система, основанная на размещении. Зафиксировав в своей памяти связь имен людей с их расположением в зале, Симонид смог их вспомнить. Йейтс приводит объяснение метода размещения, данное Квинтилиа-ном применительно к запоминанию речи:
''Первым этапом было записать в память ряд мест или положений. Самым распространенным, но не единственным видом системы мнемонических мест был архитектурный. Наиболее ясное объяснение этого процесса дал Квинтилиан. Чтобы образовать ряд мест в памяти — говорит он — надо припомнить как можно более просторное и разнообразное здание, его передний двор, жилую комнату, спальни, гостиные, не пропуская статуи и другие орнаменты, которыми украшена комната. Затем образы, по
Мнемоника и память 249
которым запоминается речь, мысленно размещаются в местах здания, запечатленных в памяти. Когда это сделано, и когда требуется оживить факты, надо все эти места навестить по очереди и из каждого "депозитария" забрать то, что там хранится Надо полагать, что в процессе произнесения речи древний оратор мысленно передвигается по зданию в памяти, извлекая из памятных мест образы, которые он в них поместил. Этот метод гарантирует, что основные моменты запомнены в правильном порядке, поскольку этот порядок зафиксирован в последовательности мест, навещаемых в этом здании" (Yates, 1966).
По мнению Йейтса, метод размещения включает:
4 Идентификацию знакомых мест, расположенных последовательно Ф Создание образов элементов, подлежащих-воспроизведению (ПВ)
и ассоциированных с местами
4 Воспроизведение путем "посещения" этих мест, служащих признаками для ПВ-элементов,
Работает ли эта система? Как видно из множества случаев и некоторых эмпирических свидетельств,— да. Бауэр (Bower, 1970b, 1972) проанализировал метод размещения и показал, как с его помощью можно запомнить список покупок
Предположим, что у нас имеется следующий список покупок (левый столбик) и положений (правый столбик):
сосиски подъездная аллея
еда для кошки внутренность гаража
помидоры передняя дверь
бананы полка в платяном шкафу
виски мойка на кухне
Эти местоположения расставлены в знакомой последовательности, и мы легко можем представить перемещение вдоль нее На следующем этапе надо создать какие-нибудь странные образы, чтобы связать эти положения со списком покупок На Рис 8 1 показано, как это проиллюстрировал Бауэр На первой картинке изображено, как "по подъездной аллее скатываются гигантские сосиски", на второй — как "кошка шумно ест в гараже" и так далее, включая "переднюю дверь, забросанную спелыми помидорами", "гроздья бананов, свисающие с полки шкафа", "бутылку виски, булькающую в мойке на кухне", а на последнем рисунке показано, как воспроизводится список покупок при мысленном прохождении знакомых мест, подсказывающих элементы этого списка
Система слов-Мнемоническая система "слов-вешалок" или "списка вешалок" имеет не-вешалок сколько разновидностей, но основная ее идея в том, что человек заучива-
ет ряд слов, служащих ему в качестве "вешалок", на которые он "разве-
Мнемоника и образы 250
L.
Рис. 8. l. Образы, предложенные Бауэром для припоминания списка покупок. Взято из. Bower (1970).
\
шивает" запоминаемые элементы — так же как мы вешаем на крючки у вешалки в прихожей шляпы, шарфы и пальто В одной из версий этой системы человек заучивает ряд рифмующихся пар, например такой:
one is a bun two is a shoe three is a tree four is a door five is a hive
один это булка два это башмак три это дерево четыре это дверь пять это улей
six is a stick seven is a heaven eight is a gate nine is a line ten is a hen
шесть это палка семь это небо восемь это ворота девять это строчка десять это курица
После того, как список "вешалок" заучен, на них нужно "развесить" подлежащие запоминанию (ПЗ) элементы Сделать это можно например, вообразив некоторую связь между словом-вешалкой и ПЗ-словом Если, скажем, первое из ПЗ-слов — это "слон", то можно представить себе, что
Мнемоника и память 251
Рис. 8*2.Запоминание при помощи
ло*. Взйго т: Во-
Связующи« образи:
MftftW льедаз* а» .аКешшоск: ударяет -во
оно как-то связано с "булкой" (помним: "один это булка") —и чем страннее будет эта связь, тем лучше будет эффект2. В данном примере можно, например, вообразить "слонбургер", т.е. большого слона, втиснутого между половинками булочки. Если следующий ПЗ элемент — это "лев", его можно связать со словом "башмак", вообразив льва в теннисных туфлях или представив себе огромные кошачьи лапы в ботинках. Пример исполь-
2В некоторых ситуациях, однако, странные опосредующие образы могут оказаться менее эффективными, чем правдоподобные. Такие результаты представлены в работе Collyer, Jonides and Bevan (1972).
Мнемоника и образы 252
зования системы слов-вешалок для запоминания списка покупок показан на Рис.8.2.
Существует, конечно, много общего между системой слов-вешалок и методом размещения: (1)и то, и другое служит для закрепления последовательности ПЗ-событий и (2)для улучшения запоминания используются