Star Spangled Banner YouAreMy London Bridge is I've Been Working Happy Birthday
Falm Down on the Railroad
God Bless Amer ca For He s a Jolly HappyDaysAre PopGotsthe My Bonnie Ü« Good FeBow --------- OvertheOcean
Jimmy Crack Corn
Jet Plane | We re Off to See | Santa Claus is | Г m a Yankee Here Agam | Weasel | |
the Wizard | Coming to Town | OComeAl | Doodte Dandy | ||
Up Up and Away | Ye Faithful | When the Samts | Frère Jacques | ||
California Girls | Sound of Music | Jingle Bels | Sient Night | My Country Come Marching In TisofThee | Row Row Row Your Boal |
Dream the | We Wish You a | ||||
RamdropsKeepFaing | Impossible | Merry Christmas | OTannenbaun | When Johnny Comes | OUMacDonaW |
TdL*e to Teach | Dream | Deck the HA | White Christmas | Marching Home Agam | Mary Had a Little Lamb |
the World to Sng | Hark the Herald | Amené» the Beautiful | TwmUe Twmkte Little Star | ||
Mrs. Robinson | Angels Smg | The Land Is Your Land | Three Blind Mice | ||
Do You Know the | Yankee Doodle Dendy |
Рис. 7.9.Стимульная таблица с логично расставленными названиями разделов и песен Из Holpern (1986)
Семантическая организация памяти
ТРАДИЦИОННЫЕ 1 ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ Ш БИТЛЗ Ш ПЕСНИ
Raindrops Keep Falling
Star Spangled
Banner
Dream the
Impossible
Dream
We're Off to See the Wizard
Frère Jacques
My Country •Tis of Thee
London Bridge Is Fading Down
I've Been Working on the Railroad
Silent Night
My Bonnie Lies Over the Oc
A Hard Day's Night | Yellow | When the Saints | OComeAJ | Sound of Musk Pop Goes | I'd Like to Teach | The First Nod |
Submanne | Come Marchmg In | Ye Faithful | theWessd | the World to Sing | ||
0 Tannenbaum | Happy Days Are | Wh« Johnny | ||||
Mary Had a | Bridge Over | Oh Susanna | Here Again This Land Is | America the Beautiful | Comes | |
Oh My Darling | Little Lamb | Troubled Waters | Your Land | Marching Home | ||
Clementine | I'm a Yankee | White Christinas | Leaving on a | |||
Jingle Beds | For He's a Jolly | Doodle Dandy | Row Row Row | Jet Plane | ||
Do You Know the | Good Fellow | Your Boat | ||||
Way to San Jose | Up Up and | OMMacDonald | God Bless America | |||
Away | You Are Ну | Hey Jude | ||||
The Little | Sunshine | Do Re Mi | Rudolf the | |||
Drummer Boy | Yesterday | Singing in the Rain | Red-Nosed | |||
Jimmy Crack Com | Hark the | Reindeer | ||||
TheLittb | Gerald Angels | Mrs. Robinson | ||||
Drummer Boy | Twmkle Twinkle | |||||
Little Star | Happy Birthday | Yankee Doodle Dandy | ||||
Santa Claus Is | California Girls | We Wish You a | ||||
Coming to Town | Merry Christmas |
; ""
Рис. 7.10.Таблица стимулов с нелогично расположенными названиями разделов и перемешанными названиями песен. Из: Holpern f!986).
ны со скриптом, названным "концерт". "Концерт" был разделен на 9 взаимосвязанных подскриптов, таких как "швейцар" и "кондуктор", которые шли в естественном порядке. Создавалась также структура более высокого уровня, в которой скрипты были организованы в кластеры "утро", "день" и "вечер", связанные с самым большим узлом, названным "календарь". Когда испытуемые имели возможность изучать материал в иерархическом порядке, воспроизведение было превосходным, но когда слова предъявлялись в случайном порядке, воспроизведение было плохим. Авторы заключили, что предъявление материала в виде логичной темы позволяет испытуемым использовать знание того или иного скрипта, чтобы эффективно хранить и воспроизводить слова.
В похожем эксперименте Хальперн (Halpern, 1986) исследовал воспроизведение названий знакомых мелодий в результате предъявления их логически упорядоченным и неупорядоченным способом. На Рис.7.9 названия песен показаны в логической иерархии. Соответственно, например песня "Rudolf, the Red-Nosed Reindeer" (Рудольф, красноносый олень) классифицирована в логической иерархии как "Счастливая", "Рождественская", "Песня"; а в нелогичной иерархии — как "Битлз", "Бытовая", "Старинная" и "Для вечеринки" (см. Рис.7.10). Испытуемых просили заучить таблицу для последующей проверки памяти. Как и ожидалось, испытуемые, которые изучали логическую иерархию, выучили больше
Память 238
названий, чем те, что изучали нелогичную иерархию. Кроме этого, Халь-перн обнаружил, что некоторые испытуемые из видевших нелогичную иерархию тем не менее мысленно представляли себе названия мелодий иерархически. Эти исследования еще больше подкрепили утверждение, что обычная информация — слова, "повседневные ситуации" и названия песен систематизированы в памяти, и что если испытуемым заранее давать иерархически структурированную информацию, то это значительно улучшает ее запоминание и воспроизведение.
Подобно иерархической сетевой модели Коллинза и Квиллиана и модели ассоциативной памяти человека, предложенной Андерсоном и Бауэром, модель ЭЛИНОР10, созданная Линдсеем, Норманом и Румельхартом, возникла на стыке двух мощных течений, являющихся частью современного когнитивного "духа времени" (Zeitgeist): компьютерной науки и описательной лингвистики. Представление о семантической памяти в этой модели близко по своей парадигме предыдущим сетевым моделям, но имеет и некоторые отличия.
Семантическая память в модели ЭЛИНОР представлена в виде сложной сети узлов и линий, похожих на те, что описаны в других моделях. Узлы означают понятия или события, а линии — смысловые связи. Однако, в отличие от модели Коллинза и Квиллиана, отдельные слова, хранящиеся в семантической памяти, имеют свои компоненты. Как вы вероятно помните, принцип когнитивной экономичности требует избегать многократного хранения признаков; например, свойство "имеет кожу" было признаком "животного", но не "птицы". В ЭЛИНОРЕ "птица" могла бы содержать компоненты "имеет кожу", "имеет перья" и т.п.— примерно так:
ЭЛИНОР (ELINOR)
имеет Животное-----—^ кожу Птица
имее
имее
кожу
перья
Основные отношения между узлами выглядят так:
R
где обстоятельство А связано с обстоятельством В отношением R. Обстоятельство А может быть также связано с С, D, е...п. Исчерпывающее описание памяти должно учитывать тысячи таких понятий, так чтобы в окончательной системе множество узлов соединялись между собой линиями. Согласно такому подходу к семантической памяти, вся информация в
10Название ELINOR — это вольное сочетание первых букв из имен авторов этой модели: Lindsay, Norman, Rumelhart.
Семантическая организация памяти
ДВП закодирована в терминах узла и его связей. В ДВП представлены три вида информации: понятия, события и эпизоды. Понятие — это конкретная идея, и оно определяется тремя типами отношений: "быть" (isa), "иметь" (has, is, can) и "обратное быть"11 (isa inverse), например так:
есть --------------------> Животное
СОБАКА -
имеет (мочь)
____________________!-^
обратное есть
* Шерсть ••Терьер
(Суперордината)
(Свойства)
(Экземпляры)
Событие — это ситуация, где есть действия, действующие лица и объекты. Происходящее действие обычно описывается глаголом. Предложение "Камень скатился с горы" представляется так:
Прошлое
'\ Время
Объект Путь Камень---------------^> катиться-------------^> с горы
11 Имеется в виду обратная логическая форма высказываний "Собака есть животное" и "Терьер есть собака"; в приведенном примере второе суждение ("Терьер...") читается в обратном порядке по сравнению с первым ("Собака...").— Прим. ред.
Рис. 7.П. Изображение участка семантической сети для предложения "Джон убил Мэри в баре" согласно модели ЭЛИНОР. Адаптировано из: Lindsay and Norman 11972).
Память 240
Событие сосредоточено вокруг центрального действия — "катиться"; "камень"— это объект, который "катится", а "вниз с горы" описывает путь действия. Репрезентация события сосредоточена вокруг отдельного действия и в большинстве случаев может быть легко изображена.
Эпизоды — это события, которые объединены пропозициональными связями. Различаются три пропозициональных связи: отношение затем, ведущее к новому событию, отношение во время (или в то время как), позволяющее соединять текущие события с новым событием, и отношение время, позволяющее соединять события с неопределенным временным порядком.
Узлы названы так для простоты — как если бы они были конкретными элементами, но на самом деле это абстрактные сущности, обозначающие точку, где сходится набор отношений, составляющих понятие.
Соединение семантических компонентов можно представить в виде семантической сети, как это показано на Рис.7.11, на котором термины в овальных узлах соответствуют пропозициям (в их конкретном применении к другим узлам), а термины в угловых скобках — это узлы, изображающие конкретное содержание информации.
В предложении "Джон убил Мэри в баре", представленном на этом рисунке, время определяется в контексте конкретной последовательности (видит, затем вытаскивает (нож), затем наносит удар, затем умирает; в то время как ест). Эпизод, вокруг которого сосредоточены связи затем и во время (в то время как), есть последовательность событий. Несмотря на свою сложность, рисунок 7.11 содержит только часть всей семантической сети, отражающей событие "Джон убил Мэри в баре". Большее количество информации об этом предложении содержится в ДВП и легко доступно для ответов на вопросы об этом событии.
Краткое содержание
Î. Термин "семантическая организация" обозначает то, как понятия систематизированы и структурированы в памяти.
2. В исследованиях семантической памяти доминируют две основных позиции, различающиеся по своей направленности: ассоциа-нистский подход, который сосредоточен на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредоточен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью.
3. Ассоцианистское направление исследует семантическую организацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроизведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитивной структуры.
4. Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они под-
Семантическая организация памяти
разделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.
5. В групповых моделях понятия организованы в виде множества "групп" информации, содержащих категории и атрибуты.
6. Модель сравнительных семантических признаков также предполагает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на определяющие, или существенные, и характерные, или описательные признаки. Оценка понятий предположительно основана больше на определяющих признаках.
7. Сетевые модели исходят из того, что понятия хранятся в памяти в виде независимых единиц, объединенных конкретными и значимыми связями (например, "Малиновка есть птица"). Предполагается, что воспроизведение из памяти осуществляется путем оценки достоверности целевых и связанных с ними понятий и что перемещение по структуре в процессе извлечения информации требует времени.
8. В моделях пропозициональных сетей память организована в виде сложной ассоциативной сети пропозициональных конструкций, являющихся наименьшими значимыми единицами информации (например, "Нью-Йорк (есть) большой").
Ключевые слова
характерные признаки сетевая модель
кластерная модель пропозиция
определяющие признаки модель сравнительных семанти
ческих признаков ЭЛИНОР групповая модель
Рекомендуемая литература
В дополнение к работам о памяти, упомянутым в предшествующих главах, есть несколько хороших ссылок по семантической памяти. Ранний материал по объединению информации в кластеры в рамках ассоцианиз-ма можно найти в:
Kausler. Verbal Learning and Memory — возможно это наиболее авторитетный исторический обзор.
Для тех, кто интересуется психолингвистическим подходом, есть широкий исчерпывающий обзор семантической памяти в: Smith. "Theories of Semantic Memory", in Estes, éd., Handbook of Learning and Cognitive Processes.
Научный подход к семантической памяти можно найти в: Kintsch. The Representation of Meaning in Memory; Miller and Johnson-Laird. Language and Perception. Память
Коллинз и Лофтус излагают текущее состояние их теории в статье: Collins and Loitus. "A spreading activation theory of semantic processing11, in Psychological Review.
Сетевые теории широко обсуждаются в:
Anderson and Bower. Human Associative Memory — весьма дерзкая книга.
Детальное обсуждение новой версии АПЧ, называемой ACT, приводится в: Anderson. Language, Memory, and Thought; Anderson and Smith. The Architecture of Cognition; Medin. Categories and Concepts.
И еще одна примечательная книга:
Norman and Rumelhart. Exploration in Cognition.
Семантическая организация памяти
Мнемоника и образы
eu 8* Мнемоника и память set f , Мысленные образы
В предыдущих трех главах мы рассматривали теоретический и эмпирический аспекты памяти. В этой главе основное внимание будет уделено "практическим" или прикладным аспектам памяти — в основном в связи с мнемоническими приемами, а теоретических соображений мы будем касаться меньше. Под мнемоникой мы имеем в виду приемы или системы — такие как рифмы и образы, служащие для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти. С этим определением связаны два процесса памяти: (Охранение и кодирование информации и ^припоминание хранимой информации. Как мы увидим, некоторые наиболее успешные мнемонические приемы помогают в обоих этих видах деятельности: как при хранении и кодировании, так и при воспроизведении из памяти.
В этой главе мы сначала познакомимся с некоторыми обычными мнемоническими приемами, затем обсудим, какие интеллектуальные способности необходимы для мнемонической деятельности и, наконец, обратимся к некоторым случаям выдающейся памяти.
Люди давно занимаются памятью и давно ищут средства для ее улучшения. И этому есть веские основания. Успех — как его обычно понимают в бизнесе, медицине, в школьной работе, межличностных отношениях — в значительной степени определяется способностью воспроизводить конкретную информацию. Иногда даже возникает впечатление, что такая способность ценится больше, чем умение творчески мыслить. Немало людей сумели интерес к памяти обратить в капитал, продавая курсы по запоминанию и книги, обещающие улучшить память за несколько "несложных уроков". Пезднее мы обратимся к некоторым из таких систем.
Мнемонические системы
Существуют десятки систем, которые помогают запоминанию, а в некоторых случаях и заменяют память. Речи обычно читаются по бумажке, телевизионные ведущие полагаются на "телешпаргалки" или телесуфлеры, продавцы получают товар со склада при помощи наглядных индексов, терапевты сверяют симптомы со справочником, а студенты даже составляют шпаргалки. Древние греческие и римские ораторы использовали прием, называвшийся "метод размещения"; чтобы облегчить декламацию формальных молитв, верующие использовали четки или молитвенные колеса; поколения американских индейцев, отправляя свои ритуалы и следуя своей философии, передавали истории, заученные наизусть, а устные народные сказания многих народов наполнены живыми образами, помогающими сохранить исторические воспоминания1.
Метод Из ранних мнемонических приемов метод размещения документирован
размещениялучше всего. В произведении "Оратор" Цицерон описывает этот метод в рассказе о греческом поэте Симониде. Симониду поручили написать лирическую поэму, восхваляющую некоторых римлян благородного происхождения, и продекламировать ее на банкете, где собиралось много поэтов. В
'Алекс Хейли, автор "Корней" продемонстрировал, насколько были насыщены образами многие из устных сказаний, сохранившихся среди его предков.
Мнемоника и образы 248