Решение, пересекаются ли множества Аи Я
Этап t
Решение, пересекаются ли множества Su P
^т*"Л<^*-Ь ^
Все 5 Л /Некоторые 5 \
Суть Я I 3 суть Я f
^истинно*
Рис. 7.4. Двухэтапная модель воспроизведения при принятии решений ОУ. Адаптировано из: Meyer (1970).
Память 224
Чтобы лучше понять эту модель, рассмотрим экспериментальную процедуру Мейера. В типичном случае испытуемый сидит перед экраном, на котором появляются высказывания типа "Все монеты суть пятаки" или "Некоторые монеты суть пятаки". Испытуемый должен указать, истинно высказывание или ложно. Высказывания типа "Некоторые монеты суть пятаки" (ЧУ) обычно требуют меньшего времени реакции, чем высказывания типа "Все монеты суть пятаки" (ОУ). (Отсюда можно заключить, что для проверки* фразы "Некоторые пятаки суть монеты" потребовался бы поиск в памяти до тех пор, пока не был бы найден хотя бы один пример, когда пятак был бы монетой,— т.е. нам не надо проверять все
пятаки.)
Чтобы объяснить, почему истинность некоторых высказываний проверяется быстрее, Мейер (Meyer, 1970) предложил идею двухэтапного процесса (Рис.7.4). На Этапе 1 испытуемый решает, пересекаются ли множества S и Р, т.е. имеют ли они хотя бы один общий элемент. Если это не так, значит расхождение обнаружено, и принимается отрицательное решение. Возьмем, например, высказывание "Все тайфуны суть сорта пшеницы"; здесь будет выполнен только Этап 1, поскольку множества "тайфунов" и "сортов пшеницы" не пересекаются. Но предположим, что в результате Этапа 1 возникло положительное решение — т.е., что множества S и P пересекаются (у них есть общий элемент); тогда выполняется Этап 2. На Этапе 2 воспроизводится информация, которая помогает определить, то ли это пересечение S и Р, при котором S является подмножеством Р, и затем может быть принято положительное решение. Например, для проверки утверждения "Все камни суть рубины" требуется пройти оба этапа. На первом этапе оно ведет к положительному решению, т.е. связь между камнями и рубинами существует. Однако, на Этапе 2 воспроизведенная информация показывает, что множество "камней" не есть подмножество "рубинов", и тогда утверждение признается ложным.
Рассмотрим далее те типы высказываний, которые требуют только первого этапа обработки, и те, которые требуют обоих этапов. Вы вероятно помните, что Мейер постулировал 4 типа связей между S и Р (см. Табл.7.1). Вот примеры этих четырех связей:
Подмножество: Все (или некоторые) Альпы суть горы. Сверхмножество: Все (или некоторые) камни суть рубины. Пересечение: Все (или некоторые) женщины суть писатели.
Дизъюнкция: Все (или некоторые) тайфуны суть сорта пше-
ницы.
В случае квантора "все" только дизъюнктивное высказывание может быть отвергнуто на первом этапе. Отношение подмножества признается истинным на втором этапе, тогда как отношения сверхмножества и пересечения признаются ложными. Теперь рассмотрим эти же примеры с квантором "некоторые". В этом случае все типы — подмножество, сверхмножество, пересечение и дизъюнкция — могут быть оценены на первом этапе; все, что требуется испытуемому, чтобы подтвердить высказывание^ это найти хотя бы одно пересечение, или общий элемент множеств S и Р.
Таким образом, если утверждение о подмножествах содержит квантор "некоторые", для его проверки нужен только один этап; но если высказы-
Семантическая организация памят
вание содержит квантор "все", необходимы два этапа. Отсюда можно заключить, что высказывания с квантором "некоторые" будут оцениваться быстрее, чем высказывания с квнтором "все"; данные Мейера подтверждают это предсказание. Среди дизъюнктивных высказываний необходимым является только первый этап; однако, для высказываний типа "Малиновки суть мебель" нужен более продолжительный поиск, чем для высказывания, что "Малиновки суть стулья", поскольку "мебель" — это более крупная категория, чем "стулья", и она может содержать больше пересекающихся категорий. Исследование Мейера также подтверждает это предсказание, касающееся величины категории. Об утверждениях о подмножествах, содержащих квантор "некоторые", можно предсказать, что высказывание "некоторые канарейки суть животные" потребовало бы больше времени, чем высказывание "некоторые птицы есть животные", поскольку здесь существует большее различие между категориями "канарейка" и "животные", чем между категориями "птицы" и "животные". Данные Мейера снова подтверждают это предсказание.
Хотя эти идеи дают нам поддающуюся проверке модель семантической структуры и обработки, важную для изучения семантической памяти, последовавшая за этим реакция других ученых и их экспериментальные результаты поставили перед ней ряд вопросов. Определенную полемику вызвал тот, например, факт, что многие из истинных утверждений содержали связанные пары существительных (например, "Некоторые птицы суть животные"), тогда как ложные утверждения содержали несвязанные пары существительных (например, "Некоторые тайфуны суть сорта пшеницы")4.
Другую критику этой и других моделей изложили Рипс, Шобен и Смит (Rips, Shoben, and Smith, 1973), которые измеряли время реакции, требуемое для проверки связи между существительным-подлежащим и существительным-предикатом на двух уровнях связности. Так, например, если на Уровне 1 мы имеем высказывание "сойка суть птица", а на Уровне 2 — "сойка суть животное", то согласно предсказаниям данной модели для проверки второго утверждения потребуется больше времени, чем для проверки первого. Хотя Рипс и др. в целом согласились с этим, они также привели данные времени реакции, опровергающие такое предсказание; так например, в нижеследующих случаях проверка утверждения на Уровне 1 потребует больше времени: "свинья суть млекопитающее" (Уровень 1) и "свинья суть животное" (Уровень 2); "тойота суть автомобиль" (Уровень 1) и "тойота суть средство передвижения" (Уровень 2); "собака есть млекопитающее" (Уровень 1) и "собака есть животное" (Уровень 2). В результате этих выводов была разработана новая модель, которую мы сейчас и рассмотрим.
дель еров-Модель сравнительных семантических признаков предложили Смит, тельных Шобен и Рипс (Smith, Shoben and Rips, 1974; Rips, Shoben and Smith,
•оптических1973)5; они разработали ее, пытаясь разрешить противоречия в предсказа-W3HOKOB ниях других моделей. Эта модель имеет общие черты со структурными
^^^вци^^^,
4Более подробно теоретические и практические аспекты описаны в: Smith (1967); Glass and Holyoak (1974); Glass, Holyoak, and O'Dell (1974); и Holyoak and Glass (1975).
5Позднее также: Rips (1975), Smith (1978), и Rosch (1973, 1974, 1975).
группами в модели Мейера, но отличается он нее несколькими важными моментами. Первый состоит в том, что "значение слова не является неразложимой единицей, скорее оно представляет собой набор семантических признаков" (Smith, Shoben and Rips, 1974). Широкий набор признаков, связываемых с каждым словом, меняется в непрерывном диапазоне от исключительно важного до тривиального. Малиновку, например, можно описать такими признаками: имеет крылья, двуногая, имеет красную грудку, гнездится на деревьях, любит червей, неприрученная, предвещает весну. Некоторые из этих признаков являются определяющими (крылья, ноги, красная грудка), тогда как другие — только характерные черты малиновки (гнездится на деревьях, любит есть червей, неприрученная и предвещает весну). Смит и др. предполагают, что значение лексической единицы можно представить в виде набора существенных, или определяющих аспектов слова (определяющих признаков), а также других признаков, являющихся то лысо случайными, или характерными аспектами (характерных признаков).
Рассмотрим пример "Летучая мышь есть птица". Хотя наличие кры-льев — это определяющий признак птиц, строго говоря, летучая мышь — это не птица. Но вместе с тем летучая мышь летает, имеет крылья и выглядит в чем-то похожей на птицу; так что, грубо говоря, летучая мышь есть птица. Такие термины как "грубо говоря" или "в принципе" или "видимо является" — это все примеры лингвистических ограждений, которые мы обычно используем для расширения объема понятияй. Как показано в Табл.7.2, "истинное утверждение" будет идентифицировано на основе как определяющих, так и характерных признаков; утверждение, сделанное "в принципе", — на основе определяющих, но не характерных признаков; и утверждение "грубо говоря" — на основе характерных, но не определяющих признаков6. Оценка высказывания (например, "Ма-
6Smith et al. (1974). Табл. 7.2.Примеры лингвистических ограждений.