Одновременные сообщения; другой взгляд

В повседневной жизни мы имеем дело со множеством признаков, обнаруживаемых и обрабатываемых более или мене одно­временно. Мы склонны фокусировать наше внимание на наиболее заметных при­знаках окружения, но редко когда исклю­чаем другие, периферические признаки. В случае одновременного поступления со­общений может возникнуть личное пере­живание, совершенно отличное от опыта восприятия перцептивных признаков, при­надлежащих одному типу. Например, лю­бители оперы восхищаются смешением не­скольких голосов и множества звуков му­зыкального ансамбля. Квартет из "Риго­летто", пассионата и струнный секстет из

"Лючия де Ламмермур" и трио из "Боге­мы" считаются вершиной оперного искус­ства. Согласно Бернстайну (Bernstein, 1958), это переживание возникает из-за того, что:

"...они создают такую трель, какую не может создать никакой другой вид ис­кусства: трель, в которой вы можете ус­лышать несколько эмоциональных фраз одновременно. Этого нельзя достичь иг­рой на фортепьяно. Люди просто не мо­гут говорить одновременно — конечно, если они хотят друг друга слышать. Это была бы такая же путаница, как вот этот момент из "Богемы".

Актеры одновременно:

МИМИ: Боже, Боже. Все кончено. Моей жизни конец. Боже, неужели я умру? О, Боже, и т.п.

МАРЧЕЛЛО: Какая трагедия! Несчастье. Бедняжка Мими. Какая жалость, и т.п.

РОДОЛЬФО:

Мими — нежный цветок, и ей нужно внимание. А у меня для нее есть только любовь, и т.д.

Но когда эти слова положены на музыку, "они создают такой поток эмоций, что это само по себе становится новым видом эмоционального переживания".

Вопрос остается нерешенным, но взгляды Найссера на проблему чело­веческого внимания могут оказать значительное влияние не только на тех, кто изучает внимание, но и на большую группу когнитивных психоло­гов, разделяющих информационный подход.

Возбуждение и внимание

Специалисты по проблеме возбуждения выработали свой подхода к теме внимания, значительно отличающийся от изложенного выше. В нашем примере с просмотром пьесы мы среди различных факторов, влияющих на внимание, назвали также "интерес". Интерес — в том смысле, в каком он подразумевается здесь,— это только один из компонентов состояния, на­зываемого "возбуждением". В качестве рабочего мы будем использовать определение возбуждения как общего состояния побуждения. Возбужде-

бнаруженае u интерпретация сенсорных сигналов

ние поддерживает нашу способность к восприятию сенсорных сигналов в активном состоянии.

Повышение уровня возбуждения" сопровождается улучшением деятель­ности вплоть до определенной точки, после которой она вновь ухудшает­ся. График этой зависимости имеет вид перевернутой буквы "U" и назы­вается законом Йеркса-Додсона (Yerkes and Dodson, 1908). Бродхерст (В-roadhurst, 1957) на примере задач с легким, средним и трудным уровнями зрительного различения (Рис.4.7) показал, что зависимость в виде пере­вернутой буквы U проявляется только в сложных задачах, но не в легких или средних. (Его подопытными были крысы.) Истербрук (Easterbrook, 1959) предположил, что связь между деятельностью и возбуждением обус­ловлена тем, как используются те или иные признаки. Его аргументация сводится к тому, что существует тенденция по мере роста возбуждения ограничивать диапазон признаков, используемых для управления действи­ем. При низком возбуждении избирательность тоже низка: внимание при­влекается как существенными, так и несущественными признаками. С ростом возбуждения испытуемый сосредотачивается на существенных признаках, а несущественные игнорирует. Однако, при дальнейшем росте возбуждения избирательность становится столь узкой, что игнорируются даже некоторые существенные признаки. Это та точка, где деятельность перестает улучшаться и ее показатели снижаются. Простые задачи требу­ют меньше признаков, поэтому на них меньше влияют высокие уровни возбуждения. Эта аргументация нашла определенную поддержку в рабо­тах: Zaffy and Bruning (1966); Broadbent (1971); Solso (1968).

Многие из первых работ по вниманию и возбуждению выросли из ис­следований бдительности, проводившихся во время 2-й мировой войны,— особенно на радиолокационных станциях, поскольку эта работа требовала от оператора многих часов непрерывного наблюдения за экраном в поис­ках вражеской авиации. В одном из первых экспериментов Макворт (Mackworth, 1950) выделил в задаче бдительности один аспект, указываю­щий на связь между вниманием и возбуждением. Макворт изготовил при­бор, похожий на часы, со стрелкой, двигающейся по циферблату и оста­навливающейся почти каждую секунду за исключением нечастых и нере-

Наши рекомендации