Семантическая организация памяти 213

Теории семантической организации......................................................214

Кластерная модель..................Г.........................................................215

Групповая модель.............................................................................215

Модель сравнительных семантических признаков..........................216

Сетевые модели................................................................................216

Ассоцианизм и его развитие..................................................................217

Свободное воспроизведение: кластеры, по Бусфилду.....................217

Организационные переменные (Бауэр)...........................................219

Когнитивные модели семантической памяти........................................221

Групповые модели.............................................................................222

Модель сравнительных семантических признаков..........................226

Сетевые модели................................................................................230

Пропозициональные сети.................................................................234

Элинор (ELINOR).............................................................................239

Мнемоника и образы

Мнемоника и память 247

Мнемонические системы........................................................................248

Метод размещения...........................................................................248

Система слов-вешалок......................................:...............................250

Метод ключевых слов ......................................................................254

Организующие схемы.......................................................................255

Воспроизведение чисел....................................................................257

Воспроизведение имен......................................................................259

Воспроизведение слов......................................................................260

Способности к мнемонике .....................................................................262

Организация......................................................................................262

Опосредование..................................................................................263

Выдающиеся мнемонисты......................................................................264

Грегор фон Фейнегль........................................................................264

"S." (С.Д.Шерешевский)..................................................................265

"V.P." ................................................................................................269

Другие...............................................................................................272

Мысленные образы 275

Исторический обзор...............................................................................277

Количественная оценка..........................................................................278

Когнитивный подход...............................................................................279

Гипотеза двойного кодирования.......................................................280

Концептуально-пропозициональная гипотеза..................................288

Функциональная эквивалентность...................................................289

Радикальная теория образов............................................................292

Против мысленных образов...................................................................300

Язык и развитие познания

.308 314

Язык, раздел 1: слова и чтение

Ранние системы письменности......................................................

Объем восприятия..................................................................................и it

Тахистоскопическое предъявление букв и слов..............................316

Обработка текста..............................................................................318

Теория информации ...............................................................................322

Знакомость: частотность слов и опознавание слов..............................323

Влияние контекста.................................................................................324

Опознание слов.................................................................................324

Логоген Мортона..............................................................................326

Лексические задачи..........................................................................327

Орфография и намерения.................................................................330

Понимание..............................................................................................332

Знания и понимание текста...................................................................335

"Мыльная опера" и "воры"..............................................................336

Модель понимания, по Кинчу..........................................................336

Пропозициональная репрезентация текста и чтения......................340

* Язык, раздел 2: структура и абстракции

Лингвистическая иерархия ............................................................

Фонемы......................................................................................

Морфемы....................................................».................................

Синтаксис...................................................................................

Грамматика преобразований...........................................................

Психолингвистические аспекты.............................................................ооч

Врожденные способности и влияние окружения............................355

Гипотеза лингвистической относительности...................................358

Абстрагирование лингвистических идей .........................................361

Кодирование и забывание "естественного" языка..........................364

Невербальное абстрагирование.............................................................373

Синтаксис музыки ............................................................................373

"Язык" движения..............................................................................375

.347 .348 349 350 351 354

Когнитивное развитие 385

Ассимиляция и аккомодация: Жан Пиаже............................................386

Общие принципы............................................................................. 387

Сенсомоторная стадия.................................................................... 388

Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет).....................................389

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)...............................391

Стадия формальных операций (отрочество и зрелость).................394

Критика взглядов Пиаже..................................................................396

Разум в обществе: Лев Выготский........................................................399

Выготский и Пиаже..........................................................................400

Развитие мышления и интериоризация речи..................................401

Информационный подход.......................................................................404

Развитие навыков приобретения информации................................405

Кратковременная (рабочая") память.................................................407

Познание "высшего порядка" у детей.............................................410

Формирование прототипа у детей............................................ 414

Мышление и интеллект — естественный и искусственный

- ; < - : Мышление, раздел 1: формирова­ние понятий, логика и принятие решений 421

Мышление ..............................................................................................422

Формирование понятий..........................................................................424

Примеры концептуальных задач......................................................425

Усвоение правил...............................................................................426

Ассоциация.......................................................................................428

Проверка гипотез..............................................................................429

Логика.....................................................................................................431

Формальное мышление.....................................................................433

Принятие решений.................................................................................442

Индуктивное рассуждение...............................................................442

Оценка вероятностей...................................,.....................................443

Рамки решения.................................................................................445

Репрезентативность..........................................................................446

Изучение поведения животных........................................................447

Теорема Байеса и принятие решений..............................................447

Принятие решений и рациональность...................................................450

Этнические аспекты мышления.............................................................450

Формальное мышление.....................................................................451

Принятие решений ...........................................................................454

Мышление, раздел 2: решение за­дач, творчество и человеческий интеллект 459

Решение задач........................................................................................460

Искусственный интеллект (ИИ) и решение задач..........................464

Внутренняя репрезентация и решение задач..................................470

Творчество..............................................................................................475

Творческий процесс..........................................................................475

Анализ творчества............................................................................477

Человеческий интеллект........................................................................481

Проблема определения.....................................................................481

Факторный анализ интеллекта ........................................................482

Когнитивные теории интеллекта......................................................485

15* Искусственный интеллект 495

Истоки искусственного интеллекта.......................................................496

Машины и разум: "имитирующая игра" и "Китайская комната"........497

"Имитирующая игра" или "Тест Тюринга".....................................498

"Китайская комната"........................................................................499

Опровержение Китайской комнаты.................................................500

Какого рода компьютером является человек?......................................502

Восприятие и искусственный интеллект...............................................503

Распознавание линий........................................................................505

Распознавание паттернов.................................................................505

Распознавание сложных фигур........................................................509

"Квалифицированное" зрительное восприятие у машин................510

Память и искусственный интеллект......................................................512.

Пассивные системы памяти.............................................................513

А__________________

Активные системы памяти

U 1-х

Язык и искусственный интеллект.........................................................516

Решение задач и искусственный интеллект..........................................527

Компьютерные шахматы...................................................................528

УРЗ — Универсальный Решатель Задач.........................................530

Роботы....................................................................................................532

Приложение: из последнего издания 539

Словарь терминов 551

Предметный указатель 561

Литература 565

Дополнительная литература на русском языке 597

Наши рекомендации