Семантическая организация памяти 213
Теории семантической организации......................................................214
Кластерная модель..................Г.........................................................215
Групповая модель.............................................................................215
Модель сравнительных семантических признаков..........................216
Сетевые модели................................................................................216
Ассоцианизм и его развитие..................................................................217
Свободное воспроизведение: кластеры, по Бусфилду.....................217
Организационные переменные (Бауэр)...........................................219
Когнитивные модели семантической памяти........................................221
Групповые модели.............................................................................222
Модель сравнительных семантических признаков..........................226
Сетевые модели................................................................................230
Пропозициональные сети.................................................................234
Элинор (ELINOR).............................................................................239
Мнемоника и образы
Мнемоника и память 247
Мнемонические системы........................................................................248
Метод размещения...........................................................................248
Система слов-вешалок......................................:...............................250
Метод ключевых слов ......................................................................254
Организующие схемы.......................................................................255
Воспроизведение чисел....................................................................257
Воспроизведение имен......................................................................259
Воспроизведение слов......................................................................260
Способности к мнемонике .....................................................................262
Организация......................................................................................262
Опосредование..................................................................................263
Выдающиеся мнемонисты......................................................................264
Грегор фон Фейнегль........................................................................264
"S." (С.Д.Шерешевский)..................................................................265
"V.P." ................................................................................................269
Другие...............................................................................................272
Мысленные образы 275
Исторический обзор...............................................................................277
Количественная оценка..........................................................................278
Когнитивный подход...............................................................................279
Гипотеза двойного кодирования.......................................................280
Концептуально-пропозициональная гипотеза..................................288
Функциональная эквивалентность...................................................289
Радикальная теория образов............................................................292
Против мысленных образов...................................................................300
Язык и развитие познания
.308 314
Язык, раздел 1: слова и чтение
Ранние системы письменности......................................................
Объем восприятия..................................................................................и it
Тахистоскопическое предъявление букв и слов..............................316
Обработка текста..............................................................................318
Теория информации ...............................................................................322
Знакомость: частотность слов и опознавание слов..............................323
Влияние контекста.................................................................................324
Опознание слов.................................................................................324
Логоген Мортона..............................................................................326
Лексические задачи..........................................................................327
Орфография и намерения.................................................................330
Понимание..............................................................................................332
Знания и понимание текста...................................................................335
"Мыльная опера" и "воры"..............................................................336
Модель понимания, по Кинчу..........................................................336
Пропозициональная репрезентация текста и чтения......................340
* Язык, раздел 2: структура и абстракции
Лингвистическая иерархия ............................................................
Фонемы......................................................................................
Морфемы....................................................».................................
Синтаксис...................................................................................
Грамматика преобразований...........................................................
Психолингвистические аспекты.............................................................ооч
Врожденные способности и влияние окружения............................355
Гипотеза лингвистической относительности...................................358
Абстрагирование лингвистических идей .........................................361
Кодирование и забывание "естественного" языка..........................364
Невербальное абстрагирование.............................................................373
Синтаксис музыки ............................................................................373
"Язык" движения..............................................................................375
.347 .348 349 350 351 354
Когнитивное развитие 385
Ассимиляция и аккомодация: Жан Пиаже............................................386
Общие принципы............................................................................. 387
Сенсомоторная стадия.................................................................... 388
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет).....................................389
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)...............................391
Стадия формальных операций (отрочество и зрелость).................394
Критика взглядов Пиаже..................................................................396
Разум в обществе: Лев Выготский........................................................399
Выготский и Пиаже..........................................................................400
Развитие мышления и интериоризация речи..................................401
Информационный подход.......................................................................404
Развитие навыков приобретения информации................................405
Кратковременная (рабочая") память.................................................407
Познание "высшего порядка" у детей.............................................410
Формирование прототипа у детей............................................ 414
Мышление и интеллект — естественный и искусственный
- ; < - : Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений 421
Мышление ..............................................................................................422
Формирование понятий..........................................................................424
Примеры концептуальных задач......................................................425
Усвоение правил...............................................................................426
Ассоциация.......................................................................................428
Проверка гипотез..............................................................................429
Логика.....................................................................................................431
Формальное мышление.....................................................................433
Принятие решений.................................................................................442
Индуктивное рассуждение...............................................................442
Оценка вероятностей...................................,.....................................443
Рамки решения.................................................................................445
Репрезентативность..........................................................................446
Изучение поведения животных........................................................447
Теорема Байеса и принятие решений..............................................447
Принятие решений и рациональность...................................................450
Этнические аспекты мышления.............................................................450
Формальное мышление.....................................................................451
Принятие решений ...........................................................................454
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект 459
Решение задач........................................................................................460
Искусственный интеллект (ИИ) и решение задач..........................464
Внутренняя репрезентация и решение задач..................................470
Творчество..............................................................................................475
Творческий процесс..........................................................................475
Анализ творчества............................................................................477
Человеческий интеллект........................................................................481
Проблема определения.....................................................................481
Факторный анализ интеллекта ........................................................482
Когнитивные теории интеллекта......................................................485
15* Искусственный интеллект 495
Истоки искусственного интеллекта.......................................................496
Машины и разум: "имитирующая игра" и "Китайская комната"........497
"Имитирующая игра" или "Тест Тюринга".....................................498
"Китайская комната"........................................................................499
Опровержение Китайской комнаты.................................................500
Какого рода компьютером является человек?......................................502
Восприятие и искусственный интеллект...............................................503
Распознавание линий........................................................................505
Распознавание паттернов.................................................................505
Распознавание сложных фигур........................................................509
"Квалифицированное" зрительное восприятие у машин................510
Память и искусственный интеллект......................................................512.
Пассивные системы памяти.............................................................513
А__________________
Активные системы памяти
U 1-х
Язык и искусственный интеллект.........................................................516
Решение задач и искусственный интеллект..........................................527
Компьютерные шахматы...................................................................528
УРЗ — Универсальный Решатель Задач.........................................530
Роботы....................................................................................................532
Приложение: из последнего издания 539
Словарь терминов 551
Предметный указатель 561
Литература 565
Дополнительная литература на русском языке 597