Учителя-дефектолога Герасимовой В.А.

Опочка-2013г.

Пояснительная записка:

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии. В самом общем виде сущность VII вида состоит в развитии психических процессов. Формирование мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходи замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями , которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяют младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать обучающийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого- педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно- развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).

Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

Предмет коррекции и развития: познавательные процессы младшего школьника.

Объект развития и коррекции: дети 8-11 лет с задержкой психического развития.

Объём программы: Программа рассчитана на весь период начальной школы (1-4 класс) по 30 занятий в год. Каждый из курсов предполагает часы диагностики для выявления начального уровня развития ребёнка и отслеживание динамики развития на протяжении всего обучения в начальной школе. Продолжительность занятий 30-45 минут.

Коррекционно- развивающая программа «Развитие познавательных процессов у младших школьников» включает в себя три основных блока: диагностический, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА:

Цельданного блока– диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностики:индивидуальная, групповая.

Коррекционный блок:

Цельданного блока- гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими как, воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности. Структура каждого занятия включает в себя следующие этапы:

1.Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяющей предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится вначале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя:

-я в школе, я сейчас начну учиться;

-я рад этому;

-внимание моё растёт;

-я, как разведчик, всё замечаю;

-память моя крепкая, голова ясная;

-я хочу учиться, я очень хочу учиться;

-я готов работать;

-я работаю

2.Правила поведения на занятии- разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи: обеспечивать каждому ребёнку компенсирующую психологическую поддержку.

Примерные формулировки правил:

МОЖНО:

-не вставать с места при ответе;

-высказывать любое своё мнение и отстаивать его;

-уважать мнение своих товарищей;

-не бояться ошибаться, т.к. каждый человек имеет право на ошибку;

-помогать своему товарищу;

НЕЛЬЗЯ:

-перебивать говорящего товарища, выкрикивать с места;

-смеяться над чужим мнением;

-смеяться над ошибками.

3.Сообщение цели занятия- этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к работе.

4.Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов- этот этап является «ядром» развивающего занятия. Сложность заданий постепенно возрасте в ходе коррекционной работы, однако, переход к более сложным занятиям возможен только при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

5.Психогимнастика-используется на коррекционных занятиях вместо обычных физкультминуток. Паузы проводятся в середине занятия, когда дети наиболее устали от работы.

6.Рефлексия занятия- этот этап позволяет завершить работу на занятии, обсудить вместе с детьми, что было интересным и увлекательным, а что вызвало особые затруднения.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА

Наши рекомендации