Правила создания анкет и опросника
В обоих случаях главной проблемой выступает грамотное построение системы вопросов (вопросника). Первое требование – логика построения вопросника: через него должна доставляться та информация, которая необходима по гипотезе исследования. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи.
Второе требование к вопроснику – надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностыо вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполнения этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.
Обычно рекомендуют при формулировании вопросов придерживаться следующих правил:
1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не должен быть «множественным», т. е. не должен совмещать(явно или неявно) два или более подвопроса. Например, вопрос «Какие качества личности вы считаете главными для важнейших видов человеческой деятельности?» необходимо разбить на два отдельных вопроса: «Какие виды человеческой деятельности вы считаете важнейшими?» и «Какие качества личности вы считаете главными для этих видов деятельности?».
2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в особенности иностранных), узко специализированных терминов, многозначных слов.
3. Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание.
4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или примера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.
5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений.
6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если этого не добиться, то вопрос следует переформулировать так, чтобы не было никаких подсказок. Например, вопрос студенту «Откуда вы черпаете психологическую информацию: из учебников или лекций?» явно неудачен. Источниками такой информации могут быть помимо учебников и лекций научная и художественная литература, другие люди, научные конференции, житейский опыт и т. д.
7. Вопросы не должны понуждать респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо так сформулировать вопрос, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить без ущерба для себя, «без потери лица».
8. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов. Такие шаблонные, ни к чему не обязывающие ответы обычно очень слабо насыщены полезной для исследователя информацией.
9. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
10. Недопустимы вопросы внушающего характера. Совершенно неприемлемы, например, такие формы: «Не согласны ли вы с тем-то?», «Не кажется ли вам, что...?» и т. п.
Теория опросного метода, выработав технологию предъявления вопросов, располагает множеством их разновидностей, каждая из которых нацелена на решение определенных специфических задач. К наиболее известным видам вопросов относятся следующие: 1) открытые – закрытые; 2) прямые – косвенные; 3) личные – безличные; 4) субъективные – проективные; 5) основные – контрольные; 6) трудные – легкие; 7) тенденциозные – нетенденциозные; 8) деликатные – обычные; 9) простые – сложные; 10) общие – частные; 11) информационные – вопросы на отношение; 12) основные и дополнительные.
Открытые,или неструктурированные, вопросыне предполагают никаких предписаний ни по форме, ни по содержанию ответов. Респондент отвечает в свободной манере. Закрытые,или структурированные, вопросыпредлагают сделать выбор из перечня приводимых вариантов ответа. Строго говоря, сами-то вопросы ни с содержательной, ни сформальной сторон ничем не отличаются от открытых. Разница лишь в том, что к вопросу «прикладывается» перечень возможных ответов, который и определяет «структурированность» реакции опрашиваемого. Следовательно, ограничения, выражаемые термином «закрытый», накладываются не на вопросы, а на ответы. Поэтому можно понять авторов, предпочитающих обозначать единство вопросов и ответов термином «индикатор», а не «вопрос» [389].
Преимущества открытых вопросов: 1) создание более естественной обстановки, что располагает опрашиваемых к откровенности; 2) возможность получения более обдуманных ответов; 3) большие возможности и высокая вероятность отражения в ответах доминирующих мотивов, чувств, интересов, мнений. Главный недостаток – трудности в обработке данных.
Надежность получаемой в опросе информации поддерживается контрольными вопросами, дополняющими основные. Эти вопросы, по существу, направлены на выявление того же, что и основные, но их тематическая направленность и формулировка отличны от последних.
2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,
3. Проведите анкетирование на 5-7 испытуемых,
4. Зафиксируйте результаты,
5. Создайте таблицу с данными,
6. Постройте график,
7. Сделайте интерпретацию и выводы.
Задание 2. Тестовые задания
Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):
1. Если пользователь выбрал верный ответ.
2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.
3. Если ответ совпал с шаблоном.
4. Если установлены все верные пары соответствий.
5. Если полностью установлен верный порядок.
1. Соотнесите определения видов психологического исследования с их интерпретацией:
1) Теоретическое исследование;
2) Эмпирическое исследование;
Прикладное исследование.
a) [ ]получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека.
b) [ ]получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях.
c) [ ]получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении.
2. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
a) [ ]методом сравнения
b) [ ]социометрией
c) [ ]контент-анализом
d) [ ]методом социальных единиц
3. Научное исследование, направленное на познание реальности без учета практического эффекта от применения полученных знаний:
a) [ ]фундаментальное
b) [ ]монодисциплинарное;
c) [ ]однофакторное
d) [ ]прикладное;
4. Предмет исследования, психологическое явление, которое изменяется в результате в результате экспериментальных манипуляций - …
a) [ ]зависимая переменная;
b) [ ]цель исследования;
c) [ ]гипотеза исследования;
d) [ ]независимая переменная;
5. Способ познания научной истины, основанный на научном методе:
a) [ ]прикладное исследование
b) [ ]поисковое исследование
c) [ ]реальное исследование
d) [ ]научное исследование
6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним - это:
a) [ ]эксперимент
b) [ ]самонаблюдение
c) [ ]тестирование
d) [ ]наблюдение
7. Стандартизированное испытание, как правило, ограниченное во времени и направленное на исследование индивидуально-психологических, личностных особенностей испытуемых - …
a) [ ]тестирование;
b) [ ]эксперимент;
c) [ ]опрос.
d) [ ]анкетирование;
8. Контроль независимой переменной не осуществляется с помощью:
a) [ ]изменения социально психологических параметров;
b) [ ]изменения выборки с физическими, биологическими, психологическими, социально-психологическими и социальными признаками.
c) [ ]изменения физических параметров ситуации;
d) [ ]балансировки;
e) [ ]рандомизации;
9. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
a) [ ]методом анализа продуктов деятельности
b) [ ]наблюдением
c) [ ]контент-анализом
d) [ ]экспериментом
10. Установите соответствие между понятиями и их интерпретацией:
1) побочные переменные;
2) дополнительная переменная;
Базисная переменная
a) [ ]внешние переменные, порождаемые систематическим смешением, ведущим к появлению неожиданных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых),
b) [ ]одна из зависимых переменных, на которую оказывает влияние независимая переменная,
c) [ ]внешняя переменная, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием,
Вариант 2.
Задание 1. Практическое задание
1. Примените метод наблюдения,
2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,
3. Понаблюдайте за кем-нибудь в течение 3 минут,
4. Зафиксируйте результаты невербального поведения,
5. Создайте таблицу с данными,
6. Постройте график,
7. Сделайте интерпретацию и выводы.
Задание 2. Тестовые задания
Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):
1. Если пользователь выбрал верный ответ.
2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.
3. Если ответ совпал с шаблоном.
4. Если установлены все верные пары соответствий.
5. Если полностью установлен верный порядок.
1. Естественный эксперимент…
a) [ ]по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает в лабораторном эксперименте у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют;
b) [ ]все ответы верны.
c) [ ]направлен на проверку гипотезы о причинно-следственных связях;
d) [ ]предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого;
2. Основные направления моделирования в психологии:
a) [ ]путь искусственного создания моделей людей, животных;
b) [ ]путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений.
c) [ ]путь конструирования частей тела людей, животных;
d) [ ]путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп).