Королевство игр: всестороннее развитие в дошкольном возрасте
Королевство игр: всестороннее развитие в дошкольном возрасте
«Социально-коммуникативное развитие»
Учебно-методическое пособие
Ярославль, 2017
Социально-коммуникативное развитие
Создание условий для позитивной социализации каждого ребёнка — одна из целеполагающих задач при реализации образовательной программы дошкольного образования. Область социально-коммуникативного развития как важная для формирования и развития навыков функционирования в группе сверстников и взрослых направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. На всём протяжении процесса дошкольного образования развивается самостоятельность ребёнка, его целенаправленность, способность к саморегуляции его действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать также становится важной задачей для реализации в образовательном процессе. В играх формируется готовность детей к совместной деятельности со сверстниками, формируется чувство принадлежности к обществу детей и взрослых дошкольной образовательной организации.
Для развития Л. Колберг, американский психолог, занимавшийся вопросами морального развития, выделяет четыре фактора базовыми для формирования успешно адаптирущейся в обществе личности:
1. Уровень развития логического мышления ребенка (высоко развитый интеллектуально ребенок более успешно усваивает культурные нормы, нормы общения), отчасти развитие мышления помогает ребенку перейти от эгоцентрической картины мира к децентрированной.
2. Мотивация (предоставление ребенку самостоятельного разрешения конфликтных эмоционально-напряженных ситуаций с целью появления у него интереса к разрешению в дальнейшем, появление мотива конкуренции и соревнования).
3. Социализация (как освоение социальных ролей, полоролевых особенностей).
4. Формы справедливости в семье и детском саду (принцип равенства, проявляющийся в играх, на занятиях).
Эффективное развитие социально-коммуникативного направления обеспечивается применением следующих методов: организация сюжетных и сюжетно-ролевых игр, организация игровых поисковых ситуаций, игр-экспериментирований, игр-путешествий. Подобные игры могут иметь своей целью не только развитие социально-коммуникативной области, но и способствовать совершенствованию других областей развития.
Оборудование EDX Education служит отличным материалом для игр, направленных на развитие социально-коммуникативной области. Приятный на ощурь материал ярких цветов создает положительный эмоциональный настрой для работы в группе сверстников. Предлагаемые педагогам игры с использованием материалов EDX Education способствует направленному развитию навыков коммуникации, усвоению норм поведения в обществе.
Упражнения на развитие общения со сверстниками и взрослыми
Упражнение «Собери геометрические фигуры»
Реализуемые области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
● Формирование навыков работы в команде;
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, размер;
● Развитие навыков конструирования;
● Развитие мелкой моторики рук.
Материалы: «Конструктор геометрический 3D»
Количество участников: любое
Рисунок: артикул 21372C
Ход упражнения:
Педагог повторяет с детьми название основных геометрических фигур, таких как квадрат, треугольник, четырёхугольник, говорит, что они бывают разных размеров, с разными углами. Показывает, собирая фигуры из конструктора. Потом дети делятся на команды, конструктор ставится на равном удалении от всех команд. По команде педагога дети начинают собирать геометрические фигуры. Побеждает та команда, участники которой успели собрать наибольшее количество разнообразных геометрических фигур за 10 минут.
Рисунок: артикул 21372C
Ход упражнения:
Игра может быть проведена параллельно с другими играми. Педагог собирает фигуру из конструктора, выходит за дверь с первым участником игры. Показывает собранную фигуру. Ребёнок по образцу (для старших групп по памяти) собирает такую же фигуру, после чего исходная фигура прячется (она нужна в конце игры в качестве «оригинала»). Педагог приглашает второго игрока, первый игрок показывает ему свою фигуру, второй участник собирает такую же. Предыдущую копию разбирают, вызывают третьего участника и т. д. Игра продолжается, пока все желающие не поучаствуют. В конце сравнивается исходная фигура с последней копией.
Упражнение «Самые вкусные»
Реализуемые области:социально-коммуникативное развитие,речевое развитие, познавательное развитие.
Задачи:
● Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми;
● Развитие связной грамматически правильной монологичной речи;
● Развитие воображения и творческой активности;
● Развитие произвольного внимания;
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, вкус, материал.
Материалы: набор «Счёт и сортировка»: фигурки фруктов.
Количество участников:любое.
Рисунок: 15910 набор счет и сортировка.tif
Упражнение «Комплект»
Реализуемые области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, цвет, размер;
● Развитие мышления: операции сравнения, зрительного соотнесения;
● Развитие мелкой моторики.
Материалы:набор«Гайки и болтики», три коробки.
Количество участников: любое.
Рисунок: 50160 гайки и болтики.tif
Ход упражнения:
Для подготовки педагог складывает гаечки в одну коробку, а болтики в другую, рядом ставится пустая коробка. Педагог сообщает детям: «Дети, мне принесли гаечки и болтики, а они все перепутаны и я не могу узнать, все ли подойдут друг к дружке! А их так много, мне не справиться без вашей помощи. Поможете? Здорово! Давайте (называем имена детей) вы будете ответственными за гаечки, а вы (имена детей) за болтики. Встаньте рядом со своими коробочками». Когда дети заняли свои места рядом с соответствующей коробкой, педагог рассказывает правила: «Сейчас (имя ребёнка) возьмет любой болтик из своей коробки и скажет нам какого он цвета и какая у него форма шляпки, а (имя ребёнка) посмотрит в своей коробке и найдет гаечку такой же формы и цвета. Давайте попробуем!» При затруднении педагог помогает детям называть форму шляпки (треугольник, квадрат, шестиугольник, крест) и цвет фигуры. Когда дети правильно нашли, то одного из них педагог просит накрутить гаечку на болтик и положить в пустую коробку. Далее называется новая пара детей и задание повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока все болтики и гаечки не будут соединены. По окончании педагог благодарит детей и просим назвать, каких цветов были гаечки и болтики, какие фигуры были у гаечек, какие еще цвета и фигуры они знают.
Рисунок: 39470 Мозаика PEG Board.jpg
Ход упражнения:
Упражнение хорошо подходит для начала занятия, его приветственной части.
Педагог по очереди просит каждого назвать своё имя и сказать его первую букву. После чего все должны выложить на планшетах первую букву своего имени (в случае возникающих затруднений детям помогает педагог). После того, как все справились с заданием, взрослый забирает планшеты у детей и по очереди показывает им собранные буквы.
«Какая буква здесь получилась, ребята? А какое имя у нас в группе начинается на эту букву?» Дети хором говорят правильное имя.
Рисунок: 63042 поймай шарик. jpg
Поймай шарик (2). jpg
Ход упражнения:
Упражнение стоит выполнять на прогулке или в спортивном зале. Дети выстраиваются в линию плечом к плечу. Педагог объясняет, что их задача – передавать друг другу из рук в руки лопаточку с шариком так, чтобы шарик не упал.
Игра начинается со словами:
«Разберёмся, кто быстрей?
Кто смелей и удалей?
Всем лопатку передай,
От других не отставай!
На старт! Внимание! Марш!»
Игра продолжается, пока дети не передадут все лопаточки (сначала синюю с синим шариком, затем зелёную с зелёным и т.п.).
Рисунок: артикул 13901J набор пинцетов.tif
Ход упражнения:
В одном конце комнаты для занятий раскладываем в мисочки равное количество счётного материала, по количеству команд. В другом месте расставляем пустые мисочки – тоже по количеству команд. Дети делятся на команды, выстраиваются в ряд, первому в ряду даётся пинцет. Педагог объясняет правила игры: «Давайте посоревнуемся и узнаем, как быть самыми быстрыми и аккуратными! Первый игрок в команде добегает до мисочки, при помощи пинцета берёт один/одну камешек/фигурку (в зависимости от вида счётного материала) и несёт её в мисочку своей команды, потом передаёт следующему в команде». Эстафета заканчивается, когда последний игрок приносит последнюю фигурку в мисочку своей команды.
Рисунок: артикул 21372C
Ход упражнения:
Дети делятся на две команды. Одна команда собирает из конструктора фигуру, показывает её другой команде, которая должна собрать такую же. Потом команды меняются заданиями. Игра продолжается, пока участники могут придумывать новые фигуры или пока не истечет время занятия.
Рисунок: 14011C счетные звенья
Ход упражнения:
Перед игрой педагог раскладывает звенья цепи отдельно друг от друга таким образом, чтобы все были на виду. Готовится алгоритм, по которому дети будут выполнять последовательность (устная или письменная инструкция).
Затем детей делят на команды и педагог рассказывает об игре: «Сегодня мы с вами команда электриков! Кто-нибудь знает, кто такой электрик (слушает ответы, рассказывает про электричество и профессию)? Сейчас мы с вами будем делать электрическую цепь. Для того, чтобы цепь проводила ток, она должна быть сделана по правилам безопасности. Если по инструкции после красного звена должно идти жёлтое, а я сделаю наоборот, то такая цепь будет работать неправильно и будут нарушены правила безопасности. У меня есть инструкция, и я буду зачитывать её вам вслух.
В каждой команде выберите, кто будет нанизывать звенья, кто будет их приносить, которые я называю, а кто-то – следить, что всё происходит в соответствии с инструкцией, и поправлять. Давайте попробуем начать игру.
Цепь начинается с одного красного и одного синего звена. Принесите их своей команде, прикрепите и проверьте! После синего добавляем к цепи два зелёных! Теперь красное. Три жёлтых».
Педагог продолжает проговаривать алгоритм до его окончания. По окончании он проговаривает весь алгоритм, а проверяющие команд должны сделать контрольную проверку и сообщить, будет ли работать цепь. После сам педагог проверяет правильность, меняет роли детей и игра повторяется с новым алгоритмом. Игра может проводиться с визуальным алгоритмом – детям выдается заготовка, на которой содержится последовательность из разноцветных кружков.
Рисунок: 63050 дорожка из камешков.tif
Ход упражнения:
Перед началом занятия педагог готовит дорожку из камешков и несколько предметов, которые будут служить цели. К игре приглашается группа детей, которым педагог говорит: «В какую же мы с вами ситуацию попали! Вокруг лава, а защитных костюмов всего два! Ребята, надо найти двоих человек, которые наденут защитный костюм, и это будут (педагог называет имена, выдаёт им воображаемые костюмы)?
Но те, у кого есть костюмы не могут принести нужный нам предмет, который находится вон там (показывает на другой конец помещения, где находятся игрушки), на костюмах очень большие перчатки! Нам нужен смельчак, который пойдет без костюма, кто это будет?
Значит (называет имя), твоя цель – достать предмет. Те, кто надел защитные костюмы, будут выкладывать для вас защитную дорожку и помогать передвигаться. Кто-то будет переставлять дорожку, а кто-то поддерживать вас за руку. Кто переставляет дорожку? Давайте попробуем».
Педагог проверяет, поняли ли дети инструкцию. Дети должны довести своего участника до цели, передвигая сегменты дорожки. Далее педагог сообщает: «Замечательно, но теперь нам надо перенести два предмета, а это значит, что без костюмов пойдет два человека, каждый из которых не должен сходит с камешков!».
Дети действуют предыдущим способом, но уже с двумя участниками, далее – с тремя. При необходимости помогаем детям придумать, каким образом передвинуть камушки, чтобы оказаться в необходимом месте и пройти к цели.
Упражнение «В дальний путь»
Реализуемые области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
● Формирование навыков работы в команде;
● Развитие произвольной памяти;
● Развитие произвольного внимания;
● Развитие координации движений;
● Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Материалы:Дорожка из «камешков», любые игрушки.
Количество участников: любое.
Рисунок: 63050 дорожка из камешков.tif
Ход упражнения:
Для игры необходима дорожка из камешков и игрушки (пассажиры). Педагог даёт детям инструкцию: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не как пассажиры, а как работники железной дороги. Это наш поезд (указывает на перевернутую дорожку из камешков). Посчитайте, сколько у поезда вагонов? Этот будет первым вагоном, этот - вторым, этот - третьим.
Первым делом нам надо рассадить наших пассажиров. Я буду показывать игрушку и говорить, в какой номер вагона ее надо посадить. А вы мне показывайте его! Попробуем. Вот это игрушка отправится во втором вагоне, где он? Хорошо, посади, пожалуйста, её во второй вагон (просим ребёнка). А эта игрушка поедет в третьем вагоне, где он?».
Игра продолжается, пока все «пассажиры» не займут свои места. После педагог назначает вагоновожатых: «За первый вагон у нас отвечает ... и продолжает называть имена детей и вагоны, за которые они ответственны. За один вагон может отвечать несколько детей.
Далее педагог сообщает, что поезд необходимо поставить на рельсы. Для этого дети берутся за контейнеры и поднимают их. Вы встаете перед ними и проговариваете: «Я буду вести вас, я знаю путь! Но я к вам спиной и не могу смотреть. Я должна знать, что все в порядке! Итак, идем! Но отвечаем мне по пути на вопросы! Кто отвечает за первый вагон? Второй? Третий?... Шестой?».
Далее педагог называет вагоны в случайном порядке, просит перечислить, какие игрушки находятся в том или ином вагоне. Когда поезд прибывает к станции, педагог просит детей отправить игрушек в их дома, детей благодарят за помощь и хорошую службу.
Рисунок: 89423 скрепки гигантские.tif
Ход упражнения:
Педагог объясняет детям правила игры-конкурса: «Сейчас мы с вами будем учиться видеть с закрытыми глазами! Чтобы у нас получилось, мы должны разделиться на группу учеников и группу их помощников. (Дети делятся на две группы. Педагог должен проследить, чтобы количество участников одной группы обязательно было чётным). Обращаясь к группе учеников, педагог говорит: «Чтобы научиться видеть вслепую, вам нужно завязать глаза». Педагог выдаёт нужное количество платков и помогает детям завязать друг другу глаза, расставляет детей в пары друг напротив друга. Далее педагог обращается к помощникам, показывая им прищепки: «Эти прищепки помогут вам и вашим друзьям научиться видеть с закрытыми глазами». Педагог цепляет на одежду одного ребёнка из каждой пары прищепки. Важно, чтобы количество прищепок на каждом ребёнке было одинаковым. В старших группах дети могут помогать педагогу прицеплять прищепки.
Далее педагог раскрывает суть игры: «Задача (перечисляет имена тех, на ком нет прищепок) снять как можно больше прищепок со своего напарника, задача (перечисляет имена остальных детей в парах) помогать своему напарнику «увидеть» прищепки, чтобы снять их. Помощники, подсказывайте ученикам, где расположены прищепки, вы можете стать их глазами. Победит та пара, которая за одну минуту успела снять больше всех прищепок. Время пошло!» (замеряет минуту).
Упражнение «Зазеркалье»
Реализуемые области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
● Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
● Развитие умения действовать по словесной инструкции;
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: пространство (понятия «сверху», «снизу», «слева», «справа»);
● Развитие координации движений;
● Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Материалы:Набор зеркал в геометрических фигурах, фишки.
Количество участников:кратное двум.
Рисунок: 626251 набор зеркал в геометрических фигурах
13340 фишки для счета.tif
Ход упражнения:
На подготовительном этапе педагог ставит два зеркала на стол таким образом, чтобы дети, сидя друг напротив друга, могли увидеть, что находится сзади них. Педагог раздаёт фишки поровну. Дети располагаются друг напротив друга. Позади детей необходимо расположить предметы (куклы, счетный материал или любые другие предметы название которых известно детям).
Педагог сообщает: «Ребята, покажите мне, где будет предмет, если он вверху? А внизу? А слева? Видите, направление «слева» для каждого из вас расположено по-разному. То, что для вас слева, для другого – справа и наоборот.
Ну-ка (педагог называет имя одного из детей), что слева от (называет имя другого), а что справа? А что слева от тебя? Замечательно, разобрались. А теперь усложним задачу! Возьмите в руки зеркала, это ваше научное оборудование! Каждый из вас оказался в зазеркалье и видит то, что происходит в мире другого, но плохо видит, что происходит в его мире. Вы можете друг другу помочь. Для этого тот, кто видит мир за спиной, другого должен сказать: «Справа от тебя я вижу...». Другой проверяет, есть ли этот предмет справа от него и если находит то отдает одну свою фишку, а если не находит, то две! Однако обманывать нельзя, если тебя поймали на ошибке – то ты отдаёшь две фишки. Попробуем?»
Для пробы педагог называет, где и какой предмет находится, просит ребёнка проверить, правду ли он сказал. Далее дети по очереди говорят друг другу объекты и их расположение.
Задача педагога – проверять, не было ли допущено ошибки: правильную ли сторону указали для объекта и с той ли стороны его ищут. Если у детей не вызывает затруднения это задание, то можно варьировать его сложность давая зеркала маленького размера или те, которые искажают отражение.
Рисунок: 626251 набор зеркал в геометрических фигурах
Ход упражнения:
Для игры необходимо поставить беспорядочно ряд предметов. Подготовить зеркала, расставить их вокруг игрушек и выбрать персонажа, которым будет играть ребёнок. Педагог проговаривает инструкцию: «Посмотри, что ты видишь перед собой? А как думаешь, что видит вот эта кукла (сажает куклу перед ребёнком)? Замечательно. Очень жаль, что кукла не может говорить. Ты поможешь ей рассказать мне, что она видит? Я покажу, как. Если мы поставим куклу сюда (ставит куклу с другой стороны от предметов) можем мы узнать, что она видит? Можем, с помощью вот этих зеркал. Если ты поставишь зеркало вот так (показывает как), то увидишь то, что не видно тебе, но видно кукле! Расскажи мне, что она видит?».
Продолжайте ставить куклу в разные места и спрашивать, что видит кукла. Ребёнок сам должен перемещать зеркало, при необходимости помогайте ему.
Королевство игр: всестороннее развитие в дошкольном возрасте
«Социально-коммуникативное развитие»
Учебно-методическое пособие
Ярославль, 2017