Понятие методологии педагогики и ее уровней
Лекция № 2 Тема: Методология педагогики и методы педагогических исследований
Вопросы:
1. Понятие методологии педагогики и ее уровней
2. Методологические принципы педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования и их классификация
4. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
5. Структура и логика педагогического исследования.
Литература
1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.
2. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
3. Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары, 2001.
4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.
5. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.
Понятие методологии педагогики и ее уровней
Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями. Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания;3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня методологий: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии находятся в определенной соподчиненности и образуют сложную систему. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.
Философский уровеньметодологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.
Конкретно-научный уровень представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В целом методология указывает на то, как осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.
Лекция № 2 Тема: Методология педагогики и методы педагогических исследований
Вопросы:
1. Понятие методологии педагогики и ее уровней
2. Методологические принципы педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования и их классификация
4. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
5. Структура и логика педагогического исследования.
Литература
1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.
2. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
3. Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары, 2001.
4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.
5. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — Гл. 1
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 58—79.
Понятие методологии педагогики и ее уровней
Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями. Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания;3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня методологий: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии находятся в определенной соподчиненности и образуют сложную систему. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.
Философский уровеньметодологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.
Конкретно-научный уровень представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В целом методология указывает на то, как осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.