Дзогчен: основные способы вхождения

Глава 6

ПОЛЕТ

Осознав вещи, прежде казавшиеся невероятными, многие испытывают настоящее потрясение. Но тот, кто готов это вытерпеть, с радостью примет возможность понять идеи, выходящие за рамки традиционной логи­ки. На этом этапе постижения первой из четырех йог традиционная логика уже не покажется таким серьезным препятствием, как в начале пути. Выполняя упражнения, описанные в предыдущих главах, вы уже обрели опыт, позволяющий немного раздвинуть тесные границы тра­диционной логики. Вы уже составили некоторое пред­ставление о том, что лежит за ее пределами. Но прежде чем пуститься в полет над неизведанными территория­ми, вам предстоит еще практиковаться в сидении, пере­межая упражнения чтением очередных глав.

Мы рекомендуем откладывать книгу и переходить к практике сидения всякий раз, как наши объяснения покажутся непонятными. В этом и заключается упраж­нение, сопутствующее данной главе. Вам предстоит ус­воить эту практику, согласовав ее с прочитанным ма­териалом и с теми объяснениями, которые вы не смогли понять с первого раза. Возможно, это упражнение вам и не понадобится, но мы все же советуем практи­ковать сидение хотя бы по полчаса в день, пока вы читаете эту книгу, — это поможет установить личную, подтвержденную опытом связь с прочитанным мате­риалом'. Эта книга — практическое руководство, по­этому читать ее не практикуя имеет смысл только тем, кто уже обладает соответствующим опытом или при­обрел тесную связь с излагаемым учением.

Итак, как только вы почувствуете, что теряете нить объяснений, пытайтесь понять их в процессе сидения. Нет ни малейшего смысла принимать наши объясне­ния на веру. Вес, что вы приняли на веру, но не согла­совали с непосредственным опытом, рано или поздно превращается в препятствие. Чтобы установить, на­сколько точны и полезны для вас эти объяснения, при­бегайте к методу ши-не. Понимать объяснения можно либо на основе непосредственного узнавания, рождающегося из практики, либо благодаря проблеску без­начальной просветленной природы. Эти слова — трам­плин для прыжка в область отсутствия всяких соотне­сений. Трамплин этот сложен из идей, призванных подорвать основы самих идей. Он поможет вам войти в пространство, лишенное каких бы то ни было ори­ентиров, и нырнуть с головой в понимание безгранич­ности того, что мы собой представляем.

1 Эта же рекомендация относится к постижению всех буддийских методов и всех устных наставлений, получаемых от Учителя.

Здесь настало время подробнее обсудить два тер­мина, которые в дальнейшем помогут нам описывать способы усвоения разного рода материалов. Эти тер­мины — традиционная логика и ясно осознанное рас-суждение1. Традиционная логика — это то, что счита­ется приемлемым в этом мире, А ясно осознанное рас­суждение основывается на опыте, выходящем за пределы традиционной логики. Вот почему штурмо­вать стены ясно осознанного рассуждения, вооружив­шись тараном традиционной логики, совершенно бес­полезно. Все, что сейчас в наших силах, — это спро­сить, как нам выйти на такой уровень опыта, на котором мы сможем иметь дело с ясно осознанным рассуждением. Ответ на этот вопрос дают различные методы подготовки, первый из которых и есть прак­тика ши-не. Приобретя некоторый опыт сидения, мы входим в сферу нового опыта, из которой исходит поток ясно осознанного рассуждения. А открывшись этому потоку, мы получаем стимул выводить все но­вое знание па опытный уровень. Чем дольше мы прак­тикуем сидение, тем более открытыми становимся. Постепенно мы избавляемся от ограничений тради­ционной логики. И рушатся так раздражавшие нас некогда преграды между узкой областью нашего по­нимания и более обширными территориями ясно осознанного рассуждения.

Упражнение 4

Сядьте в удобной позе, сохраняя бдительность. До­бейтесь того, чтобы ваше осознание присутствова­ло только в выдохах.

Вдохи пусть происходят сами по себе. Пусть все ваши переживания с каждым выдохом растворяются в пустоте. Если вы почув­ствуете, что отвлеклись от присутствия в выдохах, просто вернитесь к нему и оставайтесь в нем. Если возникают мысли, пусть они с каждым выдохом растворяются в пустоте.

Выполняйте это упражнение в течение получаса. Наблюдайте за тем, как все происходит. Если вы привыкли сидеть дольше — сидите столько, сколь­ко обычно. И наблюдайте за тем, как все проис­ходит.

Англ, conventional logic и realized reasoning. — Прим. ред.

Упражнение 4 (пояснения)

Это заключительный этап практики ши-не с формой. Вы отпустили вдох и теперь просто позволяете ва­шему выдоху растворять все мысли и мысленные образы в пустоте. Возможно, вы и раньше пережи­вали опыт, который можно назвать «промежутками между мыслями», и ваша реакция была подобной тому, что описывалось в предыдущих главах. Но с чем бы вы ни сталкивались на практике до сих пор, сейчас самое главное — избегать целенаправленно­го поиска таких промежутков. Такой поиск обречен на провал. Ухватиться за этот промежуток невозмож­но — потому что он возникает лишь тогда, когда мы перестаем за что бы то ни было хвататься. Возмож­но, вы заметили, что мысль или мысленный образ, возникший при вдохе, просто растворяется в пус­том пространстве вместе с выдохом, в результате чего в конце каждого выдоха возникает промежу­ток между мыслями. Продолжая выполнять это упражнение, вы обнаружите, что постепенно эти промежутки удлиняются и начина ют охватывать уже несколько вдохов и выдохов. На этом этапе появля­ется возможность перейти к практике ши-не без формы.

Не исключено, что в процессе сидения вы испод­воль будете отвлекаться или же вас незаметно нач­нет клонить в сон. Эти проявления энергетическо­го дисбаланса можно скорректировать с помощью простых физических упражнений. Если вы почув­ствуете, что вас охватывает дремота, трижды вскинь­те голову. Но соблюдайте меру: если движения бу­дут слишком резкими, у вас может разболеться шея, а если недостаточно резкими — упражнение просто не подействует. Если же вы почувствуете, что по­стоянно отвлекаетесь и не можете спокойно усидеть на месте, трижды резко наклоните голову. Выполнив это упражнение, возвращайтесь к прак­тике ши-не, а если понадобится— повторите его снова.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Кажется, я начинаю понимать, что ясно осоз­нанное рассуждение просто приходит само по себе... По-моему, мне знакомо по опыту нечто подобное. С одной стороны, я кое-что понимаю, но с другой — все это кажется мне слишком абстрактным. Трудно с чем-то соотнести это...

Нгакпа Чогьям: Тогда я расскажу вам, каково выпасть из самолета на высоте восемнадцати тысяч футов. Надеюсь, так вы лучше представите, что мы подразумеваем, говоря о традиционной логике и ясно осознанном рассуждении. Если вы увлекаетесь затяж­ными прыжками, то испытываете необыкновенные переживания. Такие, которые другим людям будет очень трудно понять, пока они не испытают сами то, что испытали вы. Итак... посмотрим, что будет. Вы выпрыгиваете из самолета. О ужас... о чудо! Вы совершили настоящее безумство. Только что вы ле­тели в таком замечательном самолете — и вдруг ни с того ни с сего решили выпрыгнуть!.. Но с таким же успехом можно сказать: «Я только что стоял на такой замечательной твердой земле — и вдруг ни с того ни с сего решил сесть в этот самолет!»

Кхандро Дечен (смеется): Или так: «Вот я сидел в сво­ем замечательном доме — и вдруг ни с того ни с сего решил выйти за дверь!» Л любителей затяжных прыжков в мире гораздо меньше, чем практикую­щих ши-не.

Нгакпа Чогьям: Поначалу все и вправду очень похоже на то, чего вы могли бы ожидать: вы падаете как камень. Падаете с ускорением 9,8 м/с2. И ускоряе­тесь, пока не достигнете предельной скорости сво­бодного падения. Она составляет около 240 км/ч, и достигнете вы ее примерно за семнадцать секунд. Звучит устрашающе, но стоит вам достигнуть этой скорости, как произойдет кое-что утешительное: вам покажется, что вы перестали падать и просто пари­те в воздухе.

Кхандро Дечен: Любители затяжных прыжков надева­ют что-то вроде огромных клоунских костюмов, в которых можно кружить на потоках воздуха. Расставив руки и ноги, можно парить как орел. На какое-то время вы и в самом деле почувствуете себя орлом.

Нгакпа Чогьям: Да-да, вы даже сможете увидеть, как закругляется земля на горизонте. До некоторой сте­пени вы приобщитесь к мировосприятию орла — ценный опыт для любого йога или йогини. Когда земля наконец приблизится. вы дернете за кольцо — и раскроется парашют. Тут опять произойдет нечто неожиданное. Вы по-прежнему не будете чувство­вать, что падаете, но, когда посмотрите вниз, вам покажется, что земля сама надвигается на вас. Пора сгруппироваться и приготовиться к посадке, если только вы не спускаетесь на прямоугольном пара­шюте, позволяющем просто сделать шаг — и сойти с небес, как с эскалатора. Вот и все. Вы вернулись в обыденную действительность.

Кхандро Дечен: Вот почему большинству людей хочет­ся тут же взлететь опять и повторить все сначала!

Нгакпа Чогьям: А теперь представьте, что вам пришлось обсуждать свой опыт затяжного прыжка с каким-нибудь закоренелым рационалистом-консервато­ром! Какой ужас! Вы скажете: «Как ты можешь со мной спорить, если сам никогда не испытывал ни­чего подобного?» А рационалист в ответ заявит, что вы должны уметь описать любой опыт в привычных каждому понятиях.

Кхандро Дечен: Это все равно что пытаться описать радости секса какому-нибудь монаху или монахи­не, всю жизнь соблюдавшим обет безбрачия.

Нгакпа Чогьям (смеется): Должно быть, вы скажете, что подобная дискуссия не имеет смысла, и если ваш рационалист не готовится узнать на собствен­ном опыте, что такое затяжной прыжок, ему сле­дует просто принять все на веру. Но рационалист, скорее всего, возмутится и заявит, что ваше опи­сание нелепо. «Разве можно не чувствовать, что па­даешь, когда на самом деле ты падаешь? — скажет он. — Разве может казаться, что земля сама надви­гается на тебя, когда в действительности это ты к ней приближаешься?» Но с позиций вашего опыта эти аргументы покажутся бессмысленными, скуч­ными и бескрылыми. Вы скажете: «Попробуй сам — и увидишь. Вот тогда и поговорим*. Но если ваш собеседник боится летать, он не сможет убе­диться в вашей правоте на собственном опыте. Он никогда не поймет, о чем вы говорите. Возможно, он лишь скрывает свой страх полета, требуя обо­сновать ваши переживания интеллектуальными ар­гументами и доказать на словах, что затяжной пры­жок и в самом деле чего-то стоит, — а до тех пор он будет считать его лишь пустой тратой времени, неспособной порадовать его никакими новыми и необычными переживаниями. Разумеется, вы его пожалеете. Вам будет обидно, что этот человек не желает выйти за пределы своих привычных схем рассуждения и открыться новому опыту. Но едва ли вам захочется ради него втискивать свой соб­ственный опыт в узкие рамки традиционной логи­ки: вы понимаете, что переубедить этого упрямца почти невозможно.

Кхандро Лечен: Традиционная логика может стать сред­ством уклонения, уловкой, к которой мы прибега­ем, чтобы не пришлось признаваться себе в своих страхах. Мы готовы до бесконечности выдвигать ра­зумные доводы против прыжка. Но не проще ли от­бросить все эти изощренные отговорки и честно признать, что мы просто боимся летать? Признать свое нежелание отказаться от определений — это большой шаг вперед, шаг к работе с тем, каков ты есть.

Нгакпа Чогьям: Признав страх полета, мы получаем возможность исследовать природу этого страха. Стоит сделать этот первый шаг— и страх уже ос­лабит свою хватку. С ним уже можно будет рабо­тать. Сама мысль о сидении превратится из раздражающей угрозы в реальную задачу. Перед по­садкой в самолет для первого прыжка инструктор обычно обращается к новичкам с предупреждени­ем, которое многим кажется зловещим: «Един­ственный человек, который вернется на землю в этом самолете, — пилот. Это билет в один конец.

Раз уж взлетел прыгай!»

Кхандро Дечен: Это же относится и к работе с Учите­лем. Если вы не сядете на самолет, то и не прыгне­те: вы просто не попадете в такую ситуацию, в ко­торой можно прыгнуть или, на худой конец, в кото­рой вас могут вытолкнуть. И чтобы оказаться один на один с небом, выпрыгнув из самолета, и чтобы оказаться один на один с небом Ума, практикуя си­дение, необходимо одно и то же: взглянуть в лицо своему страху полета.

Вопрос, Вы сказали, что это учение предназначено для практического применения, поэтому читать не практикуя имеет смысл только тем, кто уже обладает соответствующим опытом или приобрел тесную связь с излагаемым учением. Что вы подразумевае­те под «тесной связью*?

Кхандро Лечен: Интуитивный эмоциональный отклик. Если вы, скажем так, интуитивно чувствуете изла­гаемый материал, то в принципе можете читать не понимая.

Вопрос. А что, если такой читатель только зря потра­тит время?

Нгакпа Чогьям: Необязательно... а если да — все равно ему захочется дочитать до конца. Трудно сказать наверняка — это ведь только предположение. Я ска­зал насчет «тесной связи» потому, что у некоторых людей этот материал может вызвать отклик, осно­ванный на их жизненном опыте.

Глава 7

Наши рекомендации